Примерное тематическое планирование надомного обучения математике 5—11-х классов

Разделы: Математика


Планирование подготовлено в соответствии с действующей программой для общеобразовательных школ по математике 5-11 классов и позволяет работать по учебникам:

  • Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин и др.
  • Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин и др.
  • Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев и др.; Под ред. С.А.Теляковского.
  • Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев и др.; Под ред. С.А.Теляковского.
  • Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев и др.; Под ред. С.А.Теляковского.
  • Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений.
  • Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н.Колмогоров и др.; Под ред. А.Н.Колмогорова.

Требования к математической подготовке учащихся надомного обучения определяют итоговый уровень умений и навыков, который закреплен в Программе по математике для общеобразовательных школ.

Основными целями изучения курса математики в 5 классе надомного обучения являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения математики в 5 классах сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:

  • “Натуральные числа и действия над ними”, т.к. носит повторительный характер;
  • Весь геометрический материал носит практический характер;
  • “Делимость натуральных чисел”, т.к. тема основана на знании таблицы умножения;
  • “Решение уравнений”, т.к. основано на правилах действий с положительными и отрицательными числами.

При изучении математики в 5 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Сложение и вычитание смешанных чисел”;
  • “Круговые диаграммы”.

Основными целями изучения курса математики в 6 классе надомного обучения являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения математики в 6 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:

  • Весь геометрический материал носит практический характер;
  • “Умножение и деление обыкновенных дробей”, т.к. действия изучаются одновременно;
  • “Решение уравнений”, т.к. основано на правилах действий с положительными и отрицательными числами.

При изучении математики в 6 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “НОД и НОК”;
  • “Разложение числа на простые множители”;
  • “Длина окружности и площадь круга”;
  • “Столбчатые диаграммы”.

Основными целями изучения курса алгебры в 7 классе являются развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.

В ходе изучения алгебры в 7 классе сокращение часов возможно в следующих темах:

  • “Выражения и их преобразования. Уравнения”, т.к. тема является связующим звеном между курсом математики 5-6 классов и курсом алгебры 7 класса; особое внимание уделить закреплению умений выполнять действия с рациональными числами; акцент делается на раскрытие новой терминологии и символики;
  • “Функции”, т.к. умение отмечать точки по их координатам и определять координаты отмеченной точки уже сформировано в 6 классе; рассмотреть только общий вид линейной функции и прямую пропорциональность;
  • “Многочлены”, т.к. изучение основано на преобразовании выражений;
  • “Формулы сокращенного умножения”, т.к. рассматриваются только три формулы, применяемые в несложных случаях;
  • “Система линейных уравнений”, т.к. отрабатывается только один способ решения.

При изучении алгебры в 7 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Функции у=х2, у=х3”;
  • “Абсолютная и относительная погрешности”;
  • “Доказательство тождеств”;
  • “Формулы суммы и разности кубов, куб суммы и разности”.

Основными целями изучения курса алгебры в 8 классе являются развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.

В ходе изучения алгебры в 8 классе сокращение часов возможно в следующих темах:

  • “Рациональные дроби”, т.к. материал отрабатывается на простейших случаях и базируется на уже сформированных умениях работы с дробями; основное внимание уделить формированию умений выполнять отдельные действия с дробями как опорными в преобразовании дробей;
  • “Квадратные корни”, т.к. основное внимание уделить преобразованиям, связанным с непосредственным применением определения арифметического квадратного корня;
  • “Неравенства”, т.к. изучение темы базируется на сформированных приемах решения линейных уравнений с одной переменной;
  • “Степень с целым показателем”, т.к. материал аналогичен теме “Степень с натуральным показателем”.

При изучении алгебры в 8 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Преобразование выражений с использованием формулы vа2=¦а¦”;
  • “Решение квадратного уравнения с помощью выделения квадрата двучлена”;
  • “Теорема Виета”;
  • “Действия над приближенными значениями”.

Основными целями изучения курса алгебры в 9 классе являются развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.

В ходе изучения алгебры в 9 классе сокращение часов возможно в следующих темах:

  • “Квадратичная функция”, т.к. решение квадратного трехчлена и разложение квадратного трехчлена на множители базируется на изученной теме 8 класса “Квадратные уравнения”;
  • “Уравнения и системы уравнений”, т.к. отрабатывается умение решать системы уравнений, в которых одно уравнение линейное, а другое – квадратное;
  • “Арифметическая и геометрическая прогрессии”, т.к. решение заданий связано с непосредственным применением изучаемых формул; рассматривается только одна формула нахождения суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
  • “Степенная функция. Корень n-степени”, т.к. изучение ограничивается введением понятия корня n-степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-степени, в частности кубических корней;
  • “Тригонометрические выражения”, т.к. тему рассматривать как подготовительную к изучению в старшей школе; специальное внимание уделять переходу от радианной меры угла к градусной мере и наоборот, а также нахождению значений тригонометрических функций по заданному значению одной из них.

При изучении алгебры в 9 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Преобразование графиков”;
  • “Решение рациональных неравенств методом интервалов”;
  • “Решение систем квадратных уравнений”;
  • “Бесконечная убывающая геометрическая прогрессия”;
  • “Свойства корней n-й степени”;
  • “Степень с рациональным показателем и ее свойства”;
  • “Формулы приведения”;
  • “Формулы сложения и следствия из них

Целью изучения курса геометрии в 7 классе являются систематическое изучение свойств фигур на плоскости, формирование пространственных представлений. Развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

В ходе изучения курса геометрии 7 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:

  • “Основные свойства простейших геометрических фигур. Углы”, т.к. учащимся известны простейшие геометрические фигуры; использовать больше наглядности и формировать умение распознавать фигуры на чертежах;
  • “Равенство треугольников”, т.к. полезно уделить особое внимание решению задач по готовым чертежам; можно соединить изучение признаков равенства треугольников с решением задач на построение с помощью циркуля и линейки; при этом признаки равенства треугольников используются для доказательства единственности решения;
  • “Сумма углов треугольника”, т.к. признаки равенства прямоугольных треугольников являются частными случаями признаков равенства треугольников, этот материал можно рассмотреть в качестве решения соответствующих задач;
  • “Окружность”, т.к. с понятием окружность учащиеся уже встречались, поэтому основное внимание следует уделить отработке определения; при решении задач отработать вопросы равенства радиусов окружности, перпендикулярности касательной и радиуса, проведенного в точку касания, положение центров вписанной и описанной окружностей.

Целью изучения курса геометрии в 8 классе являются систематическое изучение свойств фигур на плоскости, формирование пространственных представлений. Развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

В ходе изучения курса геометрии 8 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:

  • “Четырехугольники”, т.к. доказательство большинства теорем проводится с опорой на признаки равенства треугольников; основное внимание уделить решению задач, в которых отрабатываются умения применять свойства и признаки изучаемых фигур;
  • “Теорема Пифагора”, т.к. в ходе решения прямоугольных треугольников вычисления осуществляются с помощью таблиц или калькулятора значений для 300, 450, 600;
  • “Движение”, т.к. в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно отработать основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – на практическом уровне;
  • “Векторы”, т.к. основное внимание следует уделить формированию практических умений, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число; параллельно использовать координатную и геометрическую формы.

При изучении курса геометрии в 8 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Доказательство теоремы Фалеса”;
  • “Доказательство теоремы о неравенстве треугольника”.

Целью изучения курса геометрии в 9 классе являются систематическое изучение свойств фигур на плоскости, формирование пространственных представлений. Развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

В ходе изучения курса геометрии 9 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:

  • “Подобие фигур”, т.к. значительное внимание следует уделить формированию умений доказывать подобие треугольников и вычислять их элементы;
  • “Решение треугольников”, т.к. при решении задач в первую очередь следует уделить внимание формированию умений применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника;
  • “Многоугольники”, т.к. особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику; использовать формулы, связывающие стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных вокруг них окружностей в ходе решения задач с числовыми данными;
  • “Площади фигур”, т.к. при изучении основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычислений площадей плоских фигур.

При изучении курса геометрии в 9 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Решение косоугольных треугольников”;

Цель изучения курса алгебры и начал анализа в 10 классе – систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.

В ходе изучения курса алгебры и начал анализа в 10 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:

  • “Тригонометрические выражения”, т.к. основной материал носит характер повторения; особое внимание уделяется не заучиванию, а применению формул с использованием при необходимости справочных материалов; полезно формулы систематизировать в таблице;
  • “Тригонометрические функции”, т.к. особое внимание нужно обратить на графическую интерпретацию свойств функций;
  • “Тригонометрические уравнения”, т.к. основное внимание уделить формированию умения находить табличные значения; при решении уравнений целесообразно обращаться к графическим образам; рассматривая более сложные уравнения, необходимо выделять общую идею: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного аргумента с последующей заменой переменной, или разложение на множители;
  • “Производная”, т.к. три правила нахождения производных можно применять без доказательства; ограничиться рассмотрением производной для случая h(х)=f(kх+b); все имеющиеся формулы дифференцирования внести в таблицу, которой можно пользоваться в ходе решения задач;
  • “Применение производной”, т.к. не обязательно требовать знания общей формулы уравнения касательной, достаточно, если они усвоят геометрический смысл производной как углового коэффициента касательной и научатся применять его при решении конкретных задач; в качестве приложения производной рассматривается только задача нахождения скорости при неравномерном движении.

При изучении курса алгебры и начал анализа в 10 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Обратные тригонометрические функции и их свойства”;
  • “Тригонометрические неравенства”;
  • “Непрерывность функции и предельный переход”;
  • “Предел функции”;
  • “Приложение производной к приближенным вычислениям”;
  • “Дифференциальные уравнения”.

Цель изучения курса алгебры и начал анализа в 11 классе – систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.

В ходе изучения курса алгебры и начал анализа в 11 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:

  • “Степенная функция”, т.к. свойства корней и степеней с рациональным показателем аналогичны свойствам, изученным ранее (квадратные корни и степени с целыми показателями); решение иррациональных уравнений здесь исключается; изучение свойств степенной функции происходит по общей схеме;
  • “Показательная и логарифмическая функции”, т.к. изучение свойств построено в соответствии с принятой схемой исследования функции;
  • “Интеграл”, т.к. выполнение упражнений должно сводиться к применению таблицы и правил нахождения первообразных в несложных случаях;
  • “Уравнения, неравенства, системы”, т.к. тема носит повторительно-обобщающий характер; здесь рассматриваются иррациональные уравнения.

При изучении курса алгебры и начал анализа в 11 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Системы показательных неравенств”;
  • “Понятие об интеграле”;
  • “Вычисление интегралов”;
  • “Иррациональные неравенства”

Цель изучения курса геометрии в 10 классе – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.

В ходе изучения курса геометрии 10 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:

  • “Аксиомы стереометрии и их простейшие свойства”, т.к. преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков, готовых чертежей;
  • “Параллельность прямых и плоскостей”, т.к. в теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых;
  • “Перпендикулярность прямых и плоскостей”, т.к. материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых; решение практических задач сводится к применению теоремы Пифагора;
  • “Декартовы координаты и векторы в пространстве”, т.к. рассмотрение носит в основном характер повторения; основными задачами являются задачи на вычисление, где проводится обоснование правильности выбранного для вычислений угла.

Цель изучения курса геометрии в 11 классе – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.

В ходе изучения курса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:

  • “Многогранники”, т.к. повторяются и систематизируются знания о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве; при рассмотрении каждого вида многогранника необходимо включить материал о площади поверхности этой фигуры и предложить учащимся опорный конспект; значительное внимание уделяется решению большого количества вычислительных задач;
  • “Тела вращения”, т.к. при рассмотрении каждого вида тела включить материал о площади поверхности; материал предоставить в виде опорного конспекта; решение задач сводится к вычислению длин, углов и площадей плоских фигур, использованию формул;
  • “Объемы многогранников. Объемы тел вращения”, т.к. большинство формул темы принимаются без доказательства; задачи носят вычислительный характер на непосредственное применение изученных формул.

При изучении курса геометрии 11 классов следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • “Объем и его свойства”;
  • “Вывод формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса”;
  • “Вывод формулы объема шара”;