Планирование подготовлено в соответствии с действующей программой для общеобразовательных школ по математике 5-11 классов и позволяет работать по учебникам:
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин и др.
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Н.Я.Виленкин и др.
- Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев и др.; Под ред. С.А.Теляковского.
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев и др.; Под ред. С.А.Теляковского.
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Макарычев и др.; Под ред. С.А.Теляковского.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н.Колмогоров и др.; Под ред. А.Н.Колмогорова.
Требования к математической подготовке учащихся надомного обучения определяют итоговый уровень умений и навыков, который закреплен в Программе по математике для общеобразовательных школ.
Основными целями изучения курса математики в 5 классе надомного обучения являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения математики в 5 классах сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:
- “Натуральные числа и действия над ними”, т.к. носит повторительный характер;
- Весь геометрический материал носит практический характер;
- “Делимость натуральных чисел”, т.к. тема основана на знании таблицы умножения;
- “Решение уравнений”, т.к. основано на правилах действий с положительными и отрицательными числами.
При изучении математики в 5 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Сложение и вычитание смешанных чисел”;
- “Круговые диаграммы”.
Основными целями изучения курса математики в 6 классе надомного обучения являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения математики в 6 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:
- Весь геометрический материал носит практический характер;
- “Умножение и деление обыкновенных дробей”, т.к. действия изучаются одновременно;
- “Решение уравнений”, т.к. основано на правилах действий с положительными и отрицательными числами.
При изучении математики в 6 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “НОД и НОК”;
- “Разложение числа на простые множители”;
- “Длина окружности и площадь круга”;
- “Столбчатые диаграммы”.
Основными целями изучения курса алгебры в 7 классе являются развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.
В ходе изучения алгебры в 7 классе сокращение часов возможно в следующих темах:
- “Выражения и их преобразования. Уравнения”, т.к. тема является связующим звеном между курсом математики 5-6 классов и курсом алгебры 7 класса; особое внимание уделить закреплению умений выполнять действия с рациональными числами; акцент делается на раскрытие новой терминологии и символики;
- “Функции”, т.к. умение отмечать точки по их координатам и определять координаты отмеченной точки уже сформировано в 6 классе; рассмотреть только общий вид линейной функции и прямую пропорциональность;
- “Многочлены”, т.к. изучение основано на преобразовании выражений;
- “Формулы сокращенного умножения”, т.к. рассматриваются только три формулы, применяемые в несложных случаях;
- “Система линейных уравнений”, т.к. отрабатывается только один способ решения.
При изучении алгебры в 7 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Функции у=х2, у=х3”;
- “Абсолютная и относительная погрешности”;
- “Доказательство тождеств”;
- “Формулы суммы и разности кубов, куб суммы и разности”.
Основными целями изучения курса алгебры в 8 классе являются развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.
В ходе изучения алгебры в 8 классе сокращение часов возможно в следующих темах:
- “Рациональные дроби”, т.к. материал отрабатывается на простейших случаях и базируется на уже сформированных умениях работы с дробями; основное внимание уделить формированию умений выполнять отдельные действия с дробями как опорными в преобразовании дробей;
- “Квадратные корни”, т.к. основное внимание уделить преобразованиям, связанным с непосредственным применением определения арифметического квадратного корня;
- “Неравенства”, т.к. изучение темы базируется на сформированных приемах решения линейных уравнений с одной переменной;
- “Степень с целым показателем”, т.к. материал аналогичен теме “Степень с натуральным показателем”.
При изучении алгебры в 8 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Преобразование выражений с использованием формулы vа2=¦а¦”;
- “Решение квадратного уравнения с помощью выделения квадрата двучлена”;
- “Теорема Виета”;
- “Действия над приближенными значениями”.
Основными целями изучения курса алгебры в 9 классе являются развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.
В ходе изучения алгебры в 9 классе сокращение часов возможно в следующих темах:
- “Квадратичная функция”, т.к. решение квадратного трехчлена и разложение квадратного трехчлена на множители базируется на изученной теме 8 класса “Квадратные уравнения”;
- “Уравнения и системы уравнений”, т.к. отрабатывается умение решать системы уравнений, в которых одно уравнение линейное, а другое – квадратное;
- “Арифметическая и геометрическая прогрессии”, т.к. решение заданий связано с непосредственным применением изучаемых формул; рассматривается только одна формула нахождения суммы n-первых членов арифметической прогрессии;
- “Степенная функция. Корень n-степени”, т.к. изучение ограничивается введением понятия корня n-степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-степени, в частности кубических корней;
- “Тригонометрические выражения”, т.к. тему рассматривать как подготовительную к изучению в старшей школе; специальное внимание уделять переходу от радианной меры угла к градусной мере и наоборот, а также нахождению значений тригонометрических функций по заданному значению одной из них.
При изучении алгебры в 9 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Преобразование графиков”;
- “Решение рациональных неравенств методом интервалов”;
- “Решение систем квадратных уравнений”;
- “Бесконечная убывающая геометрическая прогрессия”;
- “Свойства корней n-й степени”;
- “Степень с рациональным показателем и ее свойства”;
- “Формулы приведения”;
- “Формулы сложения и следствия из них
Целью изучения курса геометрии в 7 классе являются систематическое изучение свойств фигур на плоскости, формирование пространственных представлений. Развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
В ходе изучения курса геометрии 7 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:
- “Основные свойства простейших геометрических фигур. Углы”, т.к. учащимся известны простейшие геометрические фигуры; использовать больше наглядности и формировать умение распознавать фигуры на чертежах;
- “Равенство треугольников”, т.к. полезно уделить особое внимание решению задач по готовым чертежам; можно соединить изучение признаков равенства треугольников с решением задач на построение с помощью циркуля и линейки; при этом признаки равенства треугольников используются для доказательства единственности решения;
- “Сумма углов треугольника”, т.к. признаки равенства прямоугольных треугольников являются частными случаями признаков равенства треугольников, этот материал можно рассмотреть в качестве решения соответствующих задач;
- “Окружность”, т.к. с понятием окружность учащиеся уже встречались, поэтому основное внимание следует уделить отработке определения; при решении задач отработать вопросы равенства радиусов окружности, перпендикулярности касательной и радиуса, проведенного в точку касания, положение центров вписанной и описанной окружностей.
Целью изучения курса геометрии в 8 классе являются систематическое изучение свойств фигур на плоскости, формирование пространственных представлений. Развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
В ходе изучения курса геометрии 8 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:
- “Четырехугольники”, т.к. доказательство большинства теорем проводится с опорой на признаки равенства треугольников; основное внимание уделить решению задач, в которых отрабатываются умения применять свойства и признаки изучаемых фигур;
- “Теорема Пифагора”, т.к. в ходе решения прямоугольных треугольников вычисления осуществляются с помощью таблиц или калькулятора значений для 300, 450, 600;
- “Движение”, т.к. в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно отработать основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – на практическом уровне;
- “Векторы”, т.к. основное внимание следует уделить формированию практических умений, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число; параллельно использовать координатную и геометрическую формы.
При изучении курса геометрии в 8 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Доказательство теоремы Фалеса”;
- “Доказательство теоремы о неравенстве треугольника”.
Целью изучения курса геометрии в 9 классе являются систематическое изучение свойств фигур на плоскости, формирование пространственных представлений. Развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
В ходе изучения курса геометрии 9 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:
- “Подобие фигур”, т.к. значительное внимание следует уделить формированию умений доказывать подобие треугольников и вычислять их элементы;
- “Решение треугольников”, т.к. при решении задач в первую очередь следует уделить внимание формированию умений применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника;
- “Многоугольники”, т.к. особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику; использовать формулы, связывающие стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных вокруг них окружностей в ходе решения задач с числовыми данными;
- “Площади фигур”, т.к. при изучении основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычислений площадей плоских фигур.
При изучении курса геометрии в 9 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Решение косоугольных треугольников”;
Цель изучения курса алгебры и начал анализа в 10 классе – систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.
В ходе изучения курса алгебры и начал анализа в 10 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:
- “Тригонометрические выражения”, т.к. основной материал носит характер повторения; особое внимание уделяется не заучиванию, а применению формул с использованием при необходимости справочных материалов; полезно формулы систематизировать в таблице;
- “Тригонометрические функции”, т.к. особое внимание нужно обратить на графическую интерпретацию свойств функций;
- “Тригонометрические уравнения”, т.к. основное внимание уделить формированию умения находить табличные значения; при решении уравнений целесообразно обращаться к графическим образам; рассматривая более сложные уравнения, необходимо выделять общую идею: приведение уравнения к виду, содержащему лишь одну тригонометрическую функцию одного аргумента с последующей заменой переменной, или разложение на множители;
- “Производная”, т.к. три правила нахождения производных можно применять без доказательства; ограничиться рассмотрением производной для случая h(х)=f(kх+b); все имеющиеся формулы дифференцирования внести в таблицу, которой можно пользоваться в ходе решения задач;
- “Применение производной”, т.к. не обязательно требовать знания общей формулы уравнения касательной, достаточно, если они усвоят геометрический смысл производной как углового коэффициента касательной и научатся применять его при решении конкретных задач; в качестве приложения производной рассматривается только задача нахождения скорости при неравномерном движении.
При изучении курса алгебры и начал анализа в 10 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Обратные тригонометрические функции и их свойства”;
- “Тригонометрические неравенства”;
- “Непрерывность функции и предельный переход”;
- “Предел функции”;
- “Приложение производной к приближенным вычислениям”;
- “Дифференциальные уравнения”.
Цель изучения курса алгебры и начал анализа в 11 классе – систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.
В ходе изучения курса алгебры и начал анализа в 11 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:
- “Степенная функция”, т.к. свойства корней и степеней с рациональным показателем аналогичны свойствам, изученным ранее (квадратные корни и степени с целыми показателями); решение иррациональных уравнений здесь исключается; изучение свойств степенной функции происходит по общей схеме;
- “Показательная и логарифмическая функции”, т.к. изучение свойств построено в соответствии с принятой схемой исследования функции;
- “Интеграл”, т.к. выполнение упражнений должно сводиться к применению таблицы и правил нахождения первообразных в несложных случаях;
- “Уравнения, неравенства, системы”, т.к. тема носит повторительно-обобщающий характер; здесь рассматриваются иррациональные уравнения.
При изучении курса алгебры и начал анализа в 11 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Системы показательных неравенств”;
- “Понятие об интеграле”;
- “Вычисление интегралов”;
- “Иррациональные неравенства”
Цель изучения курса геометрии в 10 классе – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
В ходе изучения курса геометрии 10 класса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:
- “Аксиомы стереометрии и их простейшие свойства”, т.к. преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков, готовых чертежей;
- “Параллельность прямых и плоскостей”, т.к. в теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых;
- “Перпендикулярность прямых и плоскостей”, т.к. материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых; решение практических задач сводится к применению теоремы Пифагора;
- “Декартовы координаты и векторы в пространстве”, т.к. рассмотрение носит в основном характер повторения; основными задачами являются задачи на вычисление, где проводится обоснование правильности выбранного для вычислений угла.
Цель изучения курса геометрии в 11 классе – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
В ходе изучения курса сокращение часов возможно при изучении следующих тем:
- “Многогранники”, т.к. повторяются и систематизируются знания о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве; при рассмотрении каждого вида многогранника необходимо включить материал о площади поверхности этой фигуры и предложить учащимся опорный конспект; значительное внимание уделяется решению большого количества вычислительных задач;
- “Тела вращения”, т.к. при рассмотрении каждого вида тела включить материал о площади поверхности; материал предоставить в виде опорного конспекта; решение задач сводится к вычислению длин, углов и площадей плоских фигур, использованию формул;
- “Объемы многогранников. Объемы тел вращения”, т.к. большинство формул темы принимаются без доказательства; задачи носят вычислительный характер на непосредственное применение изученных формул.
При изучении курса геометрии 11 классов следующие темы не относятся к числу обязательных:
- “Объем и его свойства”;
- “Вывод формул объемов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса”;
- “Вывод формулы объема шара”;