Урок математики в 10-м классе на тему: "Логарифмические уравнения, основные методы их решения"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Рассмотреть виды и методы решения логарифмических уравнений.
  2. Развивать логику в сопоставлении методов, умение пользоваться дополнительными источниками. Закреплять определение логарифма, логарифмической функции и их свойства.
  3. Воспитывать познавательную активность, целеустремлённость и ответственность.

Средства обучения: компьютер, телевизор, сканер.

Использованная литература:

  1. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ, 11-й кл. – М: Мнемозина, 2002. – 288 с.
  2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 11-й кл. – М: Мнемозина, 2003. – 375 с.
  3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа, 11-й кл. – М: Просвящение, 2004. – 448 с.
  4. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П., Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И. Алгебра и начала анализа, 11-й кл. – М: Просвящение, 2002. – 384 с.
  5. Толстых О.Д., Потапская Г.Д. Математика. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства: Учебное пособие для слушателей подготовительных курсов. – Иркутск, 200. Ч 2. – 167 с.

Структура урока:

I. Организационный этап (1 мин).

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю установку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Содержание этапа:

1. Приветствие.

Здравствуйте. Приступим к работе. Дежурный вам слово:

2. Определение отсутствующих.

Долгодворов: В классе присутствуют все (или называет отсутствующих).

3. Проверка готовности к уроку (визуально).

4. Проверка подготовки помещения.

5. Организация внимания.

II. Этап проверки домашнего задания (5 мин).

Задачи этапа: проверить правильность полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, совершенствовать последние. Мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинировать.

Содержание этапа:

Проверим домашнее задание по группам. Если проверено наличие, то проверяем понимание материала и знание свойств логарифма и логарифмической функции.

1. Отчет руководителей групп о выполнении домашнего задания и об ошибках. Выставление оценки за домашнее задание каждому члену группы, установка рейтинга группы.

2. Сдаём листочки с проверенным отчётом по домашней работе лаборанту. Ещё раз напоминаю, что каждое задание может получить максимальную оценку – 2 балла, а каждый ученик набрать может не больше 22 баллов.

III. Этап всесторонней проверки знаний (6–7 мин).

Задачи этапа: глубоко и всесторонне проверить знания групп учащихся, выявив причины появления недостатков в знаниях, уточнение и систематизация знаний учащихся. Организация учащихся к познавательной деятельности. Формировать у учащихся правильного воспроизведения своих знаний и умений.

Содержание этапа:

Для изучения нового материала нам потребуется знание определения логарифма, его свойств и свойств логарифмической функции, что мы проверим тестом:

1. Выполнение задания по карточке каждым членом группы.

2. Комментирование выборочное.

3. Оценка работы и установка рейтинга группы.

Карточки с рейтингом передайте на учительский стол.

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 мин).

Задачи этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Учить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

Содержание этапа:

1. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Демонстрация карточки, которую необходимо выполнить для получения результата за урок.

2. Сообщение темы изучения нового материала.

Тема сегодняшнего урока “Логарифмические уравнения и основные методы их решения”.

3. Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

Рассмотреть виды и методы решения логарифмических уравнений, отработать применение приёмов решения логарифмических уравнений.

4. Показ практической значимости нового материала.

А зачем это нужно? Во-первых на сессии, во-вторых экзамены и дальнейшее обучение.

V. Этап усвоения новых знаний (10 мин).

Задачи этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых уравнениях, их видах и методах решения. Добиться усвоения учащимися изученных методов. Развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в образовательном пространстве

Содержание этапа:

1. Организация внимания, процесса восприятия.

2. Отчет групп экспертов о поисковой работе (приложение 1).

На прошлом уроке группы получили задание: изучить некоторый материал по этой теме и представят нам сегодня отчёт о том, что нового они узнали. Начнём с группы 1.

Группа демонстрирует приготовленную презентацию, и каждый член группы показывает решение одного уравнения, в котором используется основное логарифмическое тождество.

Вывод: Логарифмическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма. При решении простейшего уравнения используется основное логарифмическое тождество и определение логарифма.

Слово предоставляется группе 2 (приложение 2). Рассматривается метод потенцирования.

Следующий метод представляет группа 3 (приложение 3). Рассматривается метод введения новой переменной.

И ещё один метод представляет группа 4 (приложение 4). Рассматривается функционально-графический метод.

3. Первичное обобщение.

Также на прошлом уроке слет экспертов предложил выделить основной теоретический материал, который мы оформили буклетом (прилагается). Надеюсь, всё это поможет вам справиться с работой на оценку “отлично”.

VI. Этап закрепления новых знаний (15 мин).

Задачи этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Содержание этапа:

1. Закрепление на основе применения полученных знаний на практике, при выполнении заданий

Решить уравнения:

Приступаем к выполнению, но помним, что выполняют задания члены группы, не являющиеся экспертами в этом разделе, а эксперты внимательно следят за решением и консультируют, если необходимо.

1. Консультации и контроль экспертов.

2. Оценка работы и установка рейтинга группы.

Ответы:

1. х =105; х = 0,1

2. х =1

3. х = 6; х = -1

4. х = 2

Проверим выполнение заданий. Дежурный по группе сдаёт ответы и пока подводятся итоги мы знакомимся с домашним заданием.

VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, подведения итогов (5 мин).

Задачи этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость этой работы. Подвести итог урока.

Содержание этапа:

1. “Логарифмическая комедия” 2>3 (приложение 5).

2. Домашнее задание и его комментарии.

3. Подсчет рейтинга группы и выставление оценки.

Домашнее задание.

Решить уравнения:

Подведение итогов (приложение 6).