Урок природоведения во 2-м классе "Для чего нужны культурные и дикорастущие растения?"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Для чего нужны культурные и дикорастущие растения?”

Тип урока: Работа над новым материалом.

Цели:

  • изучить особенности культурных и дикорастущих растений, и научить детей распознавать их;
  • развивать умение сравнивать разные группы растений по их характерным признакам;
  • воспитание бережного отношения к природе и формирование коллективных навыков труда.

Оборудование:

  • музыка, картинки с природой, карточки-схемы, знаки по охране природы, картинки с изображением культурных и дикорастущих растений, Красная книга, календарь погоды, герой – Лесовичок.

 ХОД УРОКА

Класс заранее делится на 5 равноценных групп. Дети сидят по группам.

I. Организационный момент

– Сегодня к нам в гости пришёл Лесовичок. Он предлагает отправиться нам в путешествие, но нужно узнать, а будет ли нам благоприятствовать погода? (Дежурный сообщает погоду).

– А приглашает нас Лесовичок в ботанический сад. Давайте закроем глаза представим, что попали в ботанический сад.

Звучит музыка.

(Дети закрывают глаза, ложатся на парты и мысленно путешествуют под спокойную музыку).

II. Актуализация опорных знаний

– Вот мы в ботаническом лесу. Кому нравится? Что вы увидели?

– А как вы думаете, почему Лесовичок пригласил нас в ботанический сад? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О растениях).

– Вы правы, только поговорим мы сегодня о необычных растениях, о группах растений. Лесовичок вам задаёт такую природоведческую задачу, которую с вашей помощью он хочет решить.

На доске:

Для чего нужны культурные и дикорастущие растения?

(Дети читают тему урока).

III. Подготовка к новому материалу

– И сегодня на уроке вам помогут слова-путеводители.

На доске:

дикорастущие
культурные
плодовые
зерновые
декоративные
прядильные
овощные

– А какие из слов вам уже знакомы? А какое слово из вопроса Лесовичка вы уже знаете? (Растения).

– Лесовичок подготовил задание для каждой группы. Ответьте на вопрос и подберите по 2 растения.

ВОПРОСЫ:

  1. У этих растений листья в виде иголок. (Хвойные)
  2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Лиственные).
  3. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы)
  4. Эти растения имеют несколько тонких стеблей – стволиков. (Кустарники).
  5. У этих растений от корня отходит 1 толстый стебель-ствол. (Деревья)

IV. Новый материал

– Какие ещё слова надо разобрать в вопросе Лесовичка? (Дикорастущие и культурные).

На доске картинки растений:

ель
сирень
одуванчик
яблоня
малина
помидор

– Лесовичок предлагает растения разделить на 2 группы. (Дети находят сходства и различия).

– Чем похожа первая группа? (Растут в лесу). Чем похожа вторая группа? (Растут в саду).

– Как можно назвать растения первой группы? (Дикорастущие). А второй? (Культурные).

– У Лесовичка вопрос: какие дикорастущие растения вы знаете? ( По одному растению с команды).

– Лесовичок предлагает разработать способы охраны природы. (У каждой команды лежит знак охраны природы, нарисованный ребёнком заранее, который они защищают).

Физкульт. минутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

– Вот с дикорастущими всё понятно, но ведь есть ещё и культурные растения. Лесовичок долго готовился к встрече с вами и так разволновался, что забыл, к какой группе относится каждое из растений в ботаническом саду. Давайте ему поможем. (У каждой команды на столе по названию одного растения, они находят ему пару на доске и относят к определённой группе).

На доске названия растений и группы:

плодовые
зерновые
декоративные
прядильные
овощные
груша
рожь
кактус
лён
свёкла
слива
пшеница
герань
хлопок
морковь

(Дети находят сходства растений и объясняют, почему они относят растение к какой-либо группе).

V. Работа по учебнику

– У нас есть ещё один помощник – это волшебная книга, в которой есть очень много интересного. (Дети читают учебник).

– О чём прочитали? (О культурных и дикорастущих растения).

Работа по рисунку на стр. 62.

VI. Обобщение

– У Лесовичка есть для вас ещё одно задание. Он приготовил схемы, но не закончил их. Помогите доделать. (Дети работают со схемами группами). В это время от каждой команды по 1 ученику рисуют знаки охраны природы.

– Лесовичок расстроен, что растений становится меньше. Как помочь природе и сохранить растения? (Дети “защищают” свои рисунки.)

VII. Итог урока

– Наше путешествие закончилось.

Проводится рефлексия:

  1. Цветовое настроение.
  2. Самооценка своей работы (по Цукерману).
  3. Оценивание работы группы (по Цукерману).
  4. Оценивание Лесовичком.

VIII. Домашнее задание

Напишите сочинение на тему: “Моё путешествие по ботаническому саду”.