Тема урока: “Для чего нужны культурные и дикорастущие растения?”
Тип урока: Работа над новым материалом.
Цели:
- изучить особенности культурных и дикорастущих растений, и научить детей распознавать их;
- развивать умение сравнивать разные группы растений по их характерным признакам;
- воспитание бережного отношения к природе и формирование коллективных навыков труда.
Оборудование:
- музыка, картинки с природой, карточки-схемы, знаки по охране природы, картинки с изображением культурных и дикорастущих растений, Красная книга, календарь погоды, герой – Лесовичок.
ХОД УРОКА
Класс заранее делится на 5 равноценных групп. Дети сидят по группам.
I. Организационный момент
– Сегодня к нам в гости пришёл Лесовичок. Он предлагает отправиться нам в путешествие, но нужно узнать, а будет ли нам благоприятствовать погода? (Дежурный сообщает погоду).
– А приглашает нас Лесовичок в ботанический сад. Давайте закроем глаза представим, что попали в ботанический сад.
Звучит музыка.
(Дети закрывают глаза, ложатся на парты и мысленно путешествуют под спокойную музыку).
II. Актуализация опорных знаний
– Вот мы в ботаническом лесу. Кому нравится? Что вы увидели?
– А как вы думаете, почему Лесовичок пригласил нас в ботанический сад? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О растениях).
– Вы правы, только поговорим мы сегодня о необычных растениях, о группах растений. Лесовичок вам задаёт такую природоведческую задачу, которую с вашей помощью он хочет решить.
На доске:
Для чего нужны культурные и дикорастущие растения?
(Дети читают тему урока).
III. Подготовка к новому материалу
– И сегодня на уроке вам помогут слова-путеводители.
На доске:
дикорастущие
культурные
плодовые
зерновые
декоративные
прядильные
овощные
– А какие из слов вам уже знакомы? А какое слово из вопроса Лесовичка вы уже знаете? (Растения).
– Лесовичок подготовил задание для каждой группы. Ответьте на вопрос и подберите по 2 растения.
ВОПРОСЫ:
- У этих растений листья в виде иголок. (Хвойные)
- Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Лиственные).
- Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы)
- Эти растения имеют несколько тонких стеблей – стволиков. (Кустарники).
- У этих растений от корня отходит 1 толстый стебель-ствол. (Деревья)
IV. Новый материал
– Какие ещё слова надо разобрать в вопросе Лесовичка? (Дикорастущие и культурные).
На доске картинки растений:
ель
сирень
одуванчикяблоня
малина
помидор
– Лесовичок предлагает растения разделить на 2 группы. (Дети находят сходства и различия).
– Чем похожа первая группа? (Растут в лесу). Чем похожа вторая группа? (Растут в саду).
– Как можно назвать растения первой группы? (Дикорастущие). А второй? (Культурные).
– У Лесовичка вопрос: какие дикорастущие растения вы знаете? ( По одному растению с команды).
– Лесовичок предлагает разработать способы охраны природы. (У каждой команды лежит знак охраны природы, нарисованный ребёнком заранее, который они защищают).
Физкульт. минутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
– Вот с дикорастущими всё понятно, но ведь есть ещё и культурные растения. Лесовичок долго готовился к встрече с вами и так разволновался, что забыл, к какой группе относится каждое из растений в ботаническом саду. Давайте ему поможем. (У каждой команды на столе по названию одного растения, они находят ему пару на доске и относят к определённой группе).
На доске названия растений и группы:
плодовые
зерновые
декоративные
прядильные
овощныегруша
рожь
кактус
лён
свёкласлива
пшеница
герань
хлопок
морковь
(Дети находят сходства растений и объясняют, почему они относят растение к какой-либо группе).
V. Работа по учебнику
– У нас есть ещё один помощник – это волшебная книга, в которой есть очень много интересного. (Дети читают учебник).
– О чём прочитали? (О культурных и дикорастущих растения).
Работа по рисунку на стр. 62.
VI. Обобщение
– У Лесовичка есть для вас ещё одно задание. Он приготовил схемы, но не закончил их. Помогите доделать. (Дети работают со схемами группами). В это время от каждой команды по 1 ученику рисуют знаки охраны природы.
– Лесовичок расстроен, что растений становится меньше. Как помочь природе и сохранить растения? (Дети “защищают” свои рисунки.)
VII. Итог урока
– Наше путешествие закончилось.
Проводится рефлексия:
- Цветовое настроение.
- Самооценка своей работы (по Цукерману).
- Оценивание работы группы (по Цукерману).
- Оценивание Лесовичком.
VIII. Домашнее задание
Напишите сочинение на тему: “Моё путешествие по ботаническому саду”.