Введение. Постановка и актуальность проблемы.
Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным.
Стресс – неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться «жить со стрессом», что требует разработки и реализации комплекса действий по «оестествлению» искусственно-технических способов «управления стрессом», выработке индивидуальной психотехники для ситуации «чрезмерного стресса».
Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для современного общества норм и ценностей, криминальность «стратегий успешности» значительной части бизнесэлиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воздействующими на современное молодое поколение. Период «бури и натиска» в эпоху «первоначального накопления» требует специальной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации именно в подростковом возрасте.
Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требования ситуации значительно превышают возможности личности или когда напряжение длится слишком долго.
Пояснительная записка
Социально-психологическая адаптация: личностно-ориентированный подход
Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:
- Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения.
- Приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.
Важным направлением работы по социально-психологической адаптации считается осознание и проявление в ходе работы по СПА личностной стратегии поведения, а не просто передачу «готового» навыка. Поэтому считается возможным обозначить предложенный подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию.
Основная задача тренинга – «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля подростка в условиях стрессовой ситуации.
Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности. Организация деятельности психологической службы, система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей – важные составляющие данной деятельности.
Выбор тематики тренинга объясняется наличием нескольких факторов. Во-первых, лавинообразным нарастанием стрессовых нагрузок на учащихся 8-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» самоопределения, расширяющиеся контакты с социумом и т.д.).
Во-вторых, повышением мотивации и готовности подростков к самопознанию и самосовершенствованию.
Наконец, отсутствием личной стратегии поведения подростка в условиях стресса, что приводит к возникновению суицидальных настроений и поступков.
Занятия тренинга «Я управляю стрессом» рекомендованы старшеклассникам предпрофильного и профильного обучения.
Опыт показывает, что элементы данного тренинга допустимы в работе с учащимися начального звена при переходе на предметное обучение или в период адаптации в новом коллективе.
Возможности работы со стрессом в ситуации тренинга.
Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются:
- наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом);
- наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;
- особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени.
Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».
Организация тренинга
Тренинг, посвященный управлению стрессом, включает комбинирование структурных элементов разных тематических тренингов (например, «скрещивание» элементов тренинга по стрессу с элементами тренингов «Навыки жизни», «Тренинг общения» и т.д.)
Организационно тренинг предполагает 5 встреч (1раз в неделю по 2 часа).
Количество участников – 10-12 человек.
Задания тренинга имеют как теоретическую, так и практическую направленность.
Предусматривается добровольное участие подростков в выполнении заданий (релаксационных упражнений, тестов, игр).
Материалы, используемые в ходе занятий: текст инструкции тестов и упражнений, спокойная, тихая музыка, бумага для записей, ручка.
Выбор помещения для проведения тренинга целесообразно осуществлять с учетом необходимости проведения подвижных игр.
Цели и задачи тренинга
Тренинг для подростков и старших школьников «Я управляю стрессом» преследует следующие цели:
- Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. Ознакомление с понятием стресса, опасностями и позитивной «работой» стресса, возможными сценариями поведения в стрессовых ситуациях, способами «избавления» от стресса (информационно-теоретическая цель);
- Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале – «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознание возможности управления стрессом («приручение» стресса, договор о «мирном сосуществовании»), ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его позитивной личностной роли (личностно-смысловая цель).
- Обучение способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).
Возможные задачи тренинга:
- знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления);
- выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека;
- овладение навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике;
- расширение представлений участников о собственном внутреннем мире, о человеческом общении (например, различия партнерского и манипулятивного типов общения);
- создание индивидуальных стратегий и тактик (приемов, способов) управления стрессом;
- исследование личностных ситуаций и причин, «запускающих» стресс;
- психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости;
- обучение навыкам психологической поддержки и т.д.
Предполагаемые результаты:
- формирование позитивного мышления участников тренинга;
- расширение представлений о стрессовых ситуациях, собственном внутреннем мире, собственных возможностях подростков;
- овладение приемами и способами управления стрессовыми ситуациями в собственной жизни,
- умение оказать необходимую психологическую поддержку близким и окружающим людям;
- формирование коммуникативных навыков подростков.
Планирование занятий тренинга
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Знакомство. Нормы поведения в группе. | 2 |
2 |
Понятие стресса. Стрессовые ситуации в твоей жизни. | 2 |
3 |
Пути выхода из стресса. | 2 |
4 |
Ты – мне, я – тебе. | 2 |
5 |
Итоговое. | 2 |
Занятие № 1
Знакомство. Нормы поведения в группе.
Цель: развитие у каждого участника тренинга чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Задачи:
- Познакомить учащихся друг с другом.
- Дать общий обзор и понятие о занятиях.
- Обозначить нормы поведения и взаимоотношения друг с другом.
Деятельность
1. Вступительное слово тренера.
Общий обзор и понятие о занятиях.
Тест «По сигналу тревоги».
2. Выявление знаний учащихся.
Привести примеры, когда и почему людям было
трудно познакомиться друг с другом. Как они это
преодолевали в разные времена у разных народов.
Тест «Сигнал тревоги» (приложение).
3. Отработка навыков.
Упражнение «Ласковое имя».
Ассоциации.
4. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Устанавливаются принципы безопасности и права каждого:
- каждый имеет право отказаться от предложения выступить или пропустить игру один раз за урок;
- все, что происходит в группе не выходит за ее пределы;
- санкции к нарушителям (предлагают сами учащиеся);
- в работе группы участвуют все;
- время на обдумывание вопроса не более 10 секунд;
- … (предложения принципов учащимися).
5. Домашнее задание:
пожелания и предложения по выполнению норм в группе.
Занятие №2
Понятие стресса. Стрессовые ситуации в твоей жизни.
Цель: создание позитивной установки (мотивации) на работу.
Задачи:
1. знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления);
2. выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Разминка: упражнение «Пространство тела».
Примеры критических ситуаций в своей жизни каждого участника. Ощущения и чувства участников во время стресса.
2. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Понятие стресса. Фазы, из которых состоит стресс, физиологические особенности его проявления. Наиболее распространенные стрессовые ситуации у детей и подростков и их неизбежность
3. Отработка навыков.
Ролевая игра «Суд над стрессом».
Упражнение «Ладошка»
4. Практическое применение (домашнее задание).
Написать «Оду» стрессу (стилизация под известный литературный жанр).
Занятие №3
Пути выхода из стресса.
Цель: обучение конкретным навыкам жизни со стрессом.
Задачи:
1. Предоставление информации о способах преодоления стрессовых ситуаций в жизни человека.
2. Дать возможность выбора индивидуальных способов управления стрессом.
3. Отработка навыков антистрессового поведения.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Дискуссия на тему: способы преодоления стрессовых ситуаций (степень надежности).
2. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Пути выхода из стресса:
- общение и коммуникабельность;
- релаксация;
- дыхание;
- развлечения и игры (семейное время, музеи, музыка, спорт, отдых);
- игры для здоровья;
- движение и массаж;
- спорт;
- искусство и др.
3. Отработка навыков.
Релаксация «Скала».
Визуализация.
Упражнение «5 шагов пути к успеху».
4. Практическое применение (домашнее задание).
Занятие №4
Ты – мне, я – тебе.
Цель: формирование навыков партнерского общения (взаимодействия)
Задачи:
- ознакомить со способами поддержки другого человека в стрессовой ситуации;
- овладеть приемами самопомощи как индивидуальной стратегии управления стрессом.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Способы поддержки другого человека в стрессовой ситуации (примеры из жизни, литературы, СМИ).
2. Ознакомление учащихся с новой информацией.
Известные в психологии и традиционных культурах снятия стресса.
3. Отработка навыков.
Упражнение «Мыльный пузырь».
4. Практическое применение (домашнее задание).
Возможно, на основе коллажа, поразмышлять на тему: «Как я могу «приручить» стресс?»
Занятие №5
Итоговое.
Цель: подведение итогов тренинга.
Задачи:
- расширение представлений участников о собственном внутреннем мире, о человеческом общении;
- повышение стрессоустойчивости участников тренинга.
Деятельность
1. Выявление знаний учащихся.
Вспомнить и поделиться опытом получения поддержки от других людей.
Групповая дискуссия на тему: «Как я могу помочь другому человеку в критической ситуации» (обобщается и закрепляется полученный на тренинге опыт).
2. Отработка навыков.
Упражнение «Комплимент».
Упражнение «Сундучок в дорожку».
3. Обсуждение самых ярких и значительных переживаний, полученных в течении 5 встреч.