"Я управляю страной"

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение. Постановка и актуальность проблемы.

Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным.

Стресс – неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться «жить со стрессом», что требует разработки и реализации комплекса действий по «оестествлению» искусственно-технических способов «управления стрессом», выработке индивидуальной психотехники для ситуации «чрезмерного стресса».

Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для современного общества норм и ценностей, криминальность «стратегий успешности» значительной части бизнесэлиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воздействующими на современное молодое поколение. Период «бури и натиска» в эпоху «первоначального накопления» требует специальной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации именно в подростковом возрасте.

Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требования ситуации значительно превышают возможности личности или когда напряжение длится слишком долго.

Пояснительная записка

Социально-психологическая адаптация: личностно-ориентированный подход

Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:

  1. Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения.
  2. Приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.

Важным направлением работы по социально-психологической адаптации считается осознание и проявление в ходе работы по СПА личностной стратегии поведения, а не просто передачу «готового» навыка. Поэтому считается возможным обозначить предложенный подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию.

Основная задача тренинга – «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля подростка в условиях стрессовой ситуации.

Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности. Организация деятельности психологической службы, система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей – важные составляющие данной деятельности.

Выбор тематики тренинга объясняется наличием нескольких факторов. Во-первых, лавинообразным нарастанием стрессовых нагрузок на учащихся 8-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» самоопределения, расширяющиеся контакты с социумом и т.д.).

Во-вторых, повышением мотивации и готовности подростков к самопознанию и самосовершенствованию.

Наконец, отсутствием личной стратегии поведения подростка в условиях стресса, что приводит к возникновению суицидальных настроений и поступков.

Занятия тренинга «Я управляю стрессом» рекомендованы старшеклассникам предпрофильного и профильного обучения.

Опыт показывает, что элементы данного тренинга допустимы в работе с учащимися начального звена при переходе на предметное обучение или в период адаптации в новом коллективе.

Возможности работы со стрессом в ситуации тренинга.

 Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются:

  • наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом);
  • наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;
  • особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени.

Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».

Организация тренинга

Тренинг, посвященный управлению стрессом, включает комбинирование структурных элементов разных тематических тренингов (например, «скрещивание» элементов тренинга по стрессу с элементами тренингов «Навыки жизни», «Тренинг общения» и т.д.)

Организационно тренинг предполагает 5 встреч (1раз в неделю по 2 часа).

Количество участников – 10-12 человек.

Задания тренинга имеют как теоретическую, так и практическую направленность.

Предусматривается добровольное участие подростков в выполнении заданий (релаксационных упражнений, тестов, игр).

Материалы, используемые в ходе занятий: текст инструкции тестов и упражнений, спокойная, тихая музыка, бумага для записей, ручка.

Выбор помещения для проведения тренинга целесообразно осуществлять с учетом необходимости проведения подвижных игр.

Цели и задачи тренинга

Тренинг для подростков и старших школьников «Я управляю стрессом» преследует следующие цели:

  1. Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. Ознакомление с понятием стресса, опасностями и позитивной «работой» стресса, возможными сценариями поведения в стрессовых ситуациях, способами «избавления» от стресса (информационно-теоретическая цель);
  2. Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале – «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознание возможности управления стрессом («приручение» стресса, договор о «мирном сосуществовании»), ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его позитивной личностной роли (личностно-смысловая цель).
  3. Обучение способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).

Возможные задачи тренинга:

  • знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления);
  • выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека;
  • овладение навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике;
  • расширение представлений участников о собственном внутреннем мире, о человеческом общении (например, различия партнерского и манипулятивного типов общения);
  • создание индивидуальных стратегий и тактик (приемов, способов) управления стрессом;
  • исследование личностных ситуаций и причин, «запускающих» стресс;
  • психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости;
  • обучение навыкам психологической поддержки и т.д.

Предполагаемые результаты:

  1. формирование позитивного мышления участников тренинга;
  2. расширение представлений о стрессовых ситуациях, собственном внутреннем мире, собственных возможностях подростков;
  3. овладение приемами и способами управления стрессовыми ситуациями в собственной жизни,
  4. умение оказать необходимую психологическую поддержку близким и окружающим людям;
  5. формирование коммуникативных навыков подростков.

Планирование занятий тренинга

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство. Нормы поведения в группе.

2

2

Понятие стресса. Стрессовые ситуации в твоей жизни.

2

3

Пути выхода из стресса.

2

4

Ты – мне, я – тебе.

2

5

Итоговое.

2

Занятие № 1

Знакомство. Нормы поведения в группе.

Цель: развитие у каждого участника тренинга чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся друг с другом.
  2. Дать общий обзор и понятие о занятиях.
  3. Обозначить нормы поведения и взаимоотношения друг с другом.

Деятельность

1. Вступительное слово тренера.
Общий обзор и понятие о занятиях.
Тест «По сигналу тревоги».

2. Выявление знаний учащихся.
Привести примеры, когда и почему людям было трудно познакомиться друг с другом. Как они это преодолевали в разные времена у разных народов.
Тест «Сигнал тревоги» (приложение).

3. Отработка навыков.

Упражнение «Ласковое имя».

Ассоциации.

4. Ознакомление учащихся с новой информацией.

Устанавливаются принципы безопасности и права каждого:

- каждый имеет право отказаться от предложения выступить или пропустить игру один раз за урок;

- все, что происходит в группе не выходит за ее пределы;

- санкции к нарушителям (предлагают сами учащиеся);

- в работе группы участвуют все;

- время на обдумывание вопроса не более 10 секунд;

- … (предложения принципов учащимися).

5. Домашнее задание:

пожелания и предложения по выполнению норм в группе.

Занятие №2

Понятие стресса. Стрессовые ситуации в твоей жизни.

Цель: создание позитивной установки (мотивации) на работу.

Задачи:

1. знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления);
2. выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека.

Деятельность

1. Выявление знаний учащихся.

Разминка: упражнение «Пространство тела».

Примеры критических ситуаций в своей жизни каждого участника. Ощущения и чувства участников во время стресса.

2. Ознакомление учащихся с новой информацией.

Понятие стресса. Фазы, из которых состоит стресс, физиологические особенности его проявления. Наиболее распространенные стрессовые ситуации у детей и подростков и их неизбежность

3. Отработка навыков.

Ролевая игра «Суд над стрессом».

Упражнение «Ладошка»

4. Практическое применение (домашнее задание).

Написать «Оду» стрессу (стилизация под известный литературный жанр).

Занятие №3

Пути выхода из стресса.

Цель: обучение конкретным навыкам жизни со стрессом.

Задачи:

1. Предоставление информации о способах преодоления стрессовых ситуаций в жизни человека.
2. Дать возможность выбора индивидуальных способов управления стрессом.
3. Отработка навыков антистрессового поведения.

Деятельность

1. Выявление знаний учащихся.

Дискуссия на тему: способы преодоления стрессовых ситуаций (степень надежности).

2. Ознакомление учащихся с новой информацией.

Пути выхода из стресса:

  • общение и коммуникабельность;
  • релаксация;
  • дыхание;
  • развлечения и игры (семейное время, музеи, музыка, спорт, отдых);
  • игры для здоровья;
  • движение и массаж;
  • спорт;
  • искусство и др.

3. Отработка навыков.

Релаксация «Скала».

Визуализация.

Упражнение «5 шагов пути к успеху».

4. Практическое применение (домашнее задание).

Занятие №4

Ты – мне, я – тебе.

Цель: формирование навыков партнерского общения (взаимодействия)

Задачи:

  1. ознакомить со способами поддержки другого человека в стрессовой ситуации;
  2. овладеть приемами самопомощи как индивидуальной стратегии управления стрессом.

Деятельность

1. Выявление знаний учащихся.

Способы поддержки другого человека в стрессовой ситуации (примеры из жизни, литературы, СМИ).

2. Ознакомление учащихся с новой информацией.

Известные в психологии и традиционных культурах снятия стресса.

3. Отработка навыков.

Упражнение «Мыльный пузырь».

4. Практическое применение (домашнее задание).

Возможно, на основе коллажа, поразмышлять на тему: «Как я могу «приручить» стресс?»

Занятие №5

Итоговое.

Цель: подведение итогов тренинга.

Задачи:

  1. расширение представлений участников о собственном внутреннем мире, о человеческом общении;
  2. повышение стрессоустойчивости участников тренинга.

Деятельность

1. Выявление знаний учащихся.

Вспомнить и поделиться опытом получения поддержки от других людей.

Групповая дискуссия на тему: «Как я могу помочь другому человеку в критической ситуации» (обобщается и закрепляется полученный на тренинге опыт).

2. Отработка навыков.

Упражнение «Комплимент».

Упражнение «Сундучок в дорожку».

3. Обсуждение самых ярких и значительных переживаний, полученных в течении 5 встреч.