Взаимодействие и сотрудничество с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
Однако в условиях финансово-экономического, политического и социального кризиса дошкольное звено образовательной отрасли оказалось самым незащищенным. Остро встал вопрос сохранения, выживания и обеспечения жизнедеятельности ДОУ.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.
Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Современный родитель. Какой он? Надо ли учить и воспитывать родителей?
Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Наше дошкольное учреждение участвовало в конкурсе инновационных проектов Российского образовательного форума, где представляло инновационную разработку «Этот важный ранний возраст: взаимодействие и сотрудничество с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста». Значимость нашей работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме адаптации ребенка к ДОУ, а педагогическим работникам активизировать сотрудничество с семьей. Мы работаем над тем, чтобы создать равновесие и взаимодействие между психолого-педагогической теорией и практикой.
Цели разработки.
1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки
- Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей.
- Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
- Апробировать методики диагностического исследования и адаптационной карты.
- Популяризировать деятельность ДОУ среди населения микрорайона.
Ожидаемые результаты от внедрения разработки
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Повышение педагогической культуры родителей.
Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах адаптации детей к условиям детского сада.
Сокращение сроков адаптации детей раннего возраста и создание условий для психофизического благополучия детей в ДОУ
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи взаимодействия детского сада и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов из Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт», детской поликлиники (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие группы ранней диагностики и коррекции детей.
Для осуществления поставленных целей были разработаны следующие этапы работы:
Первый этап: подготовительный
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы, решить вопрос о заключении договора на сотрудничество с детской поликлиникой, с ЦМПСС «Лабиринт»
Второй этап: организационный
Цель: составить программу работы с родителями.
Задачи: диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и детского сада; искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
Третий этап: Аналитический
Цель: систематизировать методический материал
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы
Четвертый этап. Заключительный
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей с педагогами
Задачи: представлять опыт по итогам работы, проводить обучающие семинары
Социальная работа в нашем ДОУ в сфере благополучной адаптации детей предполагает активное участие родителей в воспитании детей.
Мы считаем необходимым систематизировать и обновить наиболее целесообразные формы и методы работы с семьей, новые пути взаимодействия между семьей и ДОУ.
В рамках работы над проектом была организована «Школа заботливых родителей», где родители могли прослушать цикл лекций и бесед на интересующие их темы, приглашались специалисты детской поликлиники, с ЦПМСС «Лабиринт» Таким образом, адаптация ребенка в ДОУ будет проходить эффективно, если между образовательным учреждением и семьей будет создано взаимодействие по вопросам: возрастной педагогики, детской психологии, педиатрии.
Выявив низкий уровень знаний и опыта родителей по вопросам развития и воспитания детей, мы поставили перед собой задачу вовлечь семьи в образовательный процесс с целью повышения педагогической культуры родителей и укрепления сотрудничества с дошкольным учреждением. Наше дошкольное учреждение предполагает дальнейшее тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей, т.к. наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
Основными направлениями этого взаимодействия являются:
- изучение потребности родителей в образовательных услугах для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью будет проводиться анкетирование, социологические исследования, опросы;
- просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры
В ходе разработки нами были продуманы как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Наиболее удачными, нам показались такие формы как:
-Родительские гостиные, дискуссии. Они позволяют достичь психологического контакта между родителями и педагогами, обеспечить активное усвоение, осмысление информации. Особый интерес у родителей вызывают занятия «Школы заботливых родителей», которые проводятся в различной форме с привлечением специалистов в области медицины, педагогики и психологии. С учетом пожеланий и интересов родителей составляется тематический план занятий «Школы заботливых родителей» /Приложение 1/
-Дни открытых дверей;
- Консультации. Они устраиваются для тех родителей, кто в них нуждается. Часто мы приглашаем родителей из разных возрастных групп детского сада и обсуждаем, например, такие темы: «Чтобы ваш ребенок не болел», «Детская агрессия. Истоки самостоятельности» и т.д.
-Семинары-практикумы, которые проводятся с целью совершенствования сотрудничества педагогов с родителями. Готовясь к семинару-практикуму, необходимо продумать, как создать атмосферу, при которой родители могли бы рассказать о своем положительном опыте, о своих трудностях. Активные формы обучения родителей целесообразно сочетать с передачей знаний о закономерностях психического развития детей, методах воспитания в семье, детском саду.
Семинар-практикум для родителей
«Организация рационального питания детей от 1,5
до 3 лет»
Цель: обогащение знаний родителей в вопросах организации питания детей дошкольного возраста
План проведения:
- «Особенности питания детей раннего возраста»
- «Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению»
- «Рецептура приготовления блюд. Дегустация.»
- «О полезных и вредных привычках»
- Анкетирование
- Обмен мнениями и опытом
Участники семинара-практикума:
- родители групп раннего возраста;
- врач-педиатр
- заведующая ДОУ
- старшая медсестра ДОУ
- старший воспитатель ДОУ
- Шеф-повар
В перспективе работы нашего учреждения:
- создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона;
- привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания и открытие родительского клуба в цикле телепередач Мобилтелеком;
- разработка рекламных буклетов учреждения;
- организация семинаров городского и республиканского уровней по данной теме;
- распространение опыта работы среди дошкольных учреждений города