Цели урока:
Обучающие:
- создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
- формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.
Развивающие:
- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить работу над развитием устной монологической речи;
создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательние:
- способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;
Оборудование и оснащение урока:
Технические СО:
компьютер, мультимедийное оборудование, экран;
Учебно-информационные СО:
- карточки-сорбонки для обратной связи
- карточки с условными топографическими знаками (демонстративные и индивидуальные)
- таблица для составления рассказа по топографическим знакам (у учащегося и на электронном носителе – слайде)
- памятки ученику: при работе с географической картой и планом, правила работы с компасом, алгоритм определения азимута индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде)
- контурные карты;
- карточки-задания для групповой практической работы-игры движения по азимуту;
- электронная версия мультимедиа учебника «Начальный курс географии, 6 класс»;
- презентация урока.
Ход урока
І. Организационный этап.
Задачи этапа:
1. обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
2. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование ОУУН |
Приветствие учащихся, пожелания в удачной совместной деятельности. |
Слушают. |
ІІ. Этап проверки домашнего задания.
Задачи этапа:
- выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;
- определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;
- создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;
- развитие пространственных представлений.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование ОУУН |
1. Проговаривание слов с орфограммами по
теме «План и карта». (Слайд 2) 2. Учитель читает орфоэпически. 3. Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой знаний понятий). 4. Составить рассказ по заданным условным знакам. (Слайд 3) 5. Прочитать рассказ с условными знаками (Слайд 4) 6. Работа в паре с сорбонками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение)) 7. Коллективная работа с сорбонками. Показать понятие по данному мною определению (масштаб, план местности, карта, глобус, меридианы, параллели, географические координаты) |
Ученики повторяют орфографически. Учащиеся-контролёры проверяют знания товарищей, дают аннотацию ответов, после чего учитель проверяет у них знания понятий и оценивает. Учащиеся учатся установлению пространственных соотношений между объектами на схемах.
Взаимопроверка знаний в определении понятий. Учащиеся показывают сорбонку с понятием по заданному определению понятия. |
Работа по формированию орфографической
зоркости, навыков правильного написания новых
научных терминов и названий. Аннотация ответов товарищей. Знаковое моделирование. Развитие речи учащихся. Знаковое моделирование. Умение формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. переводить воспринятое в слово. Использование сорбонок. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа. Использование обратной связи. Развитие логического мышления. Обобщение. |
ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Задачи этапа:
- Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
- Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения)
Содержание этапа учебного занятия:
- Сообщение темы учебного занятия.
- Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
- Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
- Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование ОУУН |
1. «Ассоциативный ряд». Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации... Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? 2. Задача сегодняшнего урока: (слайд 5) научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» (слайд 5) |
Учащиеся высказывают свои суждения,
чувства в предложенной ситуации. Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.
Записывают тему урока в тетради. |
Развитие речи учащихся, умения
высказывать собственные мнения, развитие умения
слушать товарищей. Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; Опора на опыт, знания учащихся. Развитие монологической речи.
|
IV. Этап изучения нового материала.
Задачи этапа:
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
- Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
- Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Содержание этапа и педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование ОУУН |
1. Включение в содержание изучаемого
материала субъектного опыта учащихся, создание
ситуаций, в которых ученик является субъектом
деятельности (показ слайда 6)
Найдите определение понятия в сорбонках. Прочтите.
2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 7 - стороны горизонта) 3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) Самопроверка (показ слайда) 4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам. 5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. «Ориентирование на местности». (Слайд 8) 6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)
ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия. 1. Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 10)
(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ) 2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия). 3. Работа с учебником. Стр. 235.
|
Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем. Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное. Читают определение понятия в сорбонках про себя, хором. Чертят и показывают у доски. Смотрят.
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
Самоконтроль знаний. Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.
Работа с учебником. Стр. 242 Выполняют практические задания по плану местности по учебнику и показывают на экране.
Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока. Отвечают на вопрос: чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов. Показывают на карте направления параллелей и меридианов. Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах. Делают вывод. Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет. Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.
Учащиеся читают определение понятия на сорбонках, говорят друг другу по памяти. |
Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение. Развитие умения выделять главное.
Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта.
Развитие навыков самоконтроля.
Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения; Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово; формирование умения ориентироваться на плане и карте по сторонам горизонта. Использование алгоритма, ЗУН при изучении данной темы. Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия.
Формирование навыков работы с учебником. Развитие коммуникативных отношений. |
V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Задачи:
- Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
- Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
- Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.
- Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование ОУУН |
1. Работа по определению азимута. по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (слайд 11) Определить азимут на: гору, высоковольтные столбы, постамент, дерево. 2. Практическая работа с компасом.
(образец на слайде 12)
Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на белку, на дверь)
3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки. Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. (слайд 15) Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке. 1 группа. 1 записка. От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите. 2 записка Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке. (у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас) |
Учащиеся определяют азимут на
фрагменте по заданным величинам углов.
Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.
Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке. Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради. Самостоятельно читают текст учебника. Отвечают: составлять маршрутную съёмку местности, научиться спортивному ориентированию. В процессе беседы о прочитанном учащиеся выделяют порядок движения по азимуту. Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки. |
Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.
Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.
Развитие логического мышления.
Формирование умений практического применения знаний. Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях. Формирование интереса к изучаемой теме. Создание условий для формирования коллективно-группо-вых отношений в процессе игровой деятельности. |
VI. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.
Проверка выполнения заданий в записках каждой группой.
Д/з § 61, Вопросы и задания /письменно/
Что нового узнали на уроке и чему научились?