Этот урок целесообразно проводить в конце изучения темы: «Тепловые явления» в 8 классе. Класс делится на группы по желанию, садятся по группам. За две недели до урока группы получают домашнее задание для подготовки к конкурсам 1, 2, 3. Форма работы – групповая в сочетании с индивидуальной.
После ответа ученика на свой вопрос присутствующие в классе могут высказывать замечания, дополнения. Если команда не справилась с вопросом – то отвечает любой ученик по желанию.
Цели урока:
- повторение, обобщение и углубление изученного материала;
- развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания;
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Ход урока
Учитель.
Говорят,
Что на восемьдесят процентов
Из воды состоит человек.
Из воды – добавлю –
Дождей, что его напоили.
Из воды – добавлю –
Из древней воды родников,
Из которых его деды
И прадеды пили…
П. Дудник
Знаете ли вы, что ваше тело по меньшей мере на 65 % состоит из воды? Или что медуза на 95 % состоит из воды? Все живые существа содержат в себе много воды и, чтобы выжить, им необходима вода.
Ребята, наш сегодняшний урок – это итог изучения темы «Тепловые явления» и посвящен физическим свойствам воды. Для проведения урока вы разбились на три команды – «Дождь», «Снег», «Роса».
Разминка.
Участники каждой команды поочередно отвечают на вопросы, которые они вытягивают из конверта. При оценке учитываются быстрота, точность, ясность.
1) Одинаковая ли внутренняя энергия спрятана в 1 кг воды при 0єС и в 1 кг льда при 0єС?
2) Что опаснее: обжечься 100-градусным паром или 100-градусной водой?
3) Как добиться того, чтобы теплая вода с температурой ниже 100єС кипела?
4) Чему равна удельная теплоемкость воды? Что это означает?
5) Чем различаются молекулы льда, воды и пара?
6) Когда лед может служить нагревателем?
7) Когда мы дуем на руки, то чувствуем холод, а когда выдыхаем - тепло. Почему?
8) Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?
9) «Счастливый случай» (баллы засчитываются без ответа)
1 конкурс. «Домашнее задание»
Сообщения по темам «Дождь», «Снег и град», «Туман и роса».
2 конкурс. «Объясни опыт» (команды показывают приготовленные дома опыты и предлагают другим командам объяснить их) Например, «несгораемый платок»,
«кипение воды в бумажной коробке», «получение росы ( дождя)», «получение тумана в бутылке».
3 конкурс. «Загадки».
Загадки об агрегатных состояниях воды (кто больше загадает и отгадает загадок о воде и ее агрегатных состояниях.)
4 конкурс.
«Народные погодные приметы»
Вода в реке делается теплее – быть дождю.
(Перед дождем влажность воздуха увеличивается, следовательно, испарение воды в реке замедляется, и часть быстрых молекул не покидает воду, а остается в ней. От этого температура воды повышается.)
Если утром по воде (в реке, озере) стелется туман, будет хорошая погода. Почему?
(Появление тумана означает, что идет активное испарение воды. А это происходит при теплой погоде и безоблачном небе.)
Выпадет снег – станет теплее. На чем основано это утверждение?
(При кристаллизации влаги выделяется теплота.)
5 конкурс.
«Задачи Шерлока Холмса»
1) - Обратите внимание, Ватсон, ласточки летают над самой землей. К чему бы это? – хитро прищуриваясь, спросил Шерлок Холмс.
- Всем известно, погода изменится, будет дождь,- сказал, позевывая, доктор Ватсон.
- Объясните с точки зрения физики эту народную примету,- попросил Холмс. (Ответ. Ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Перед дождем воздух насыщен влагой, которая, оседая на крылышках насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землей; там же в это время вынуждены летать и ласточки.)
2) Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая»,- подумал он.
Почему он сделал этот вывод? (Ответ. Окна в квартире были замерзшими. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, содержащийся в воздухе водяной пар конденсировался в воду, а вода охладилась и замерзла на стекле. Отсюда следует: щели в рамах окон были плохо законопачены и заклеены. Видимо, хозяйка поленилась это сделать.)
3) Уборка кухни подходила к концу. Шерлок Холмс, желая быстрее высушить вымытый деревянный пол, велел открыть в помещении все окна и двери. На чем основан его приказ? (Ответ. Скорость испарения зависит и от интенсивности потоков воздуха, соприкасающихся с поверхностью испаряющейся жидкости. Открытые окна и двери увеличивают эти потоки.)
6 конкурс.
«Необитаемый остров». Заселить пустующий остров формулами, беря их с острова «Величины».
Остров «Величины»-
Каждой команде выдается лист с рисунком островов, и они должны в течение одной минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова «Величины».
7 конкурс.
«Графики».Составить физический рассказ по предложенному графику.
8 конкурс. «Реши задачу»
В 1968 г. в Благовещенске выпал крупный град, причем при температуре 0єС масса одной градины составляла 400-600 г. Сколько спирта надо сжечь, чтобы получить из него воду при 20єС? Потерями пренебречь. Удельная теплота сгорания спирта 27 МДж/кг. (6,1-9,2 г.)
Подведение итогов конкурсов.
Заключительное слово учителя.
Ребята, наш урок, посвященный чуду природы, как назвал воду известный советский ученый-геолог А.П.Карпинский, подошел к концу.
Вода - самая удивительная жидкость на Земле, по своим свойствам превосходит всякую фантазию. В каждой капле воды множество жизней. «Вода!... Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!...» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Чтобы на Земле продолжалась жизнь, необходимо беречь природные водоемы, беречь жизнь рек и озер. Ведь это и наша жизнь, и жизнь тех, кто будет после нас.
Домашнее задание.
- Составить кроссворд по теме «Тепловые явления».
- Составить задачи по этой теме.
Литература.
1. Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 7-8-го классов средней школы. – М.: Просвещение, 1986.
2. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1969.
3. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. Книга 1. – М.:Школа-Пресс,2001.
4. «Физика. Первое сентября.» №3 – 2000.