"Удивительная вода" - заключительный урок по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Этот урок целесообразно проводить в конце изучения темы: «Тепловые явления» в 8 классе. Класс делится на группы по желанию, садятся по группам. За две недели до урока группы получают домашнее задание для подготовки к конкурсам 1, 2, 3. Форма работы – групповая в сочетании с индивидуальной.

После ответа ученика на свой вопрос присутствующие в классе могут высказывать замечания, дополнения. Если команда не справилась с вопросом – то отвечает любой ученик по желанию.

Цели урока:

  1. повторение, обобщение и углубление изученного материала;
  2. развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания;
  3. формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Ход урока

Учитель.

Говорят,
Что на восемьдесят процентов
Из воды состоит человек.
Из воды – добавлю –
Дождей, что его напоили.
Из воды – добавлю –
Из древней воды родников,
Из которых его деды
И прадеды пили…
П. Дудник

Знаете ли вы, что ваше тело по меньшей мере на 65 % состоит из воды? Или что медуза на 95 % состоит из воды? Все живые существа содержат в себе много воды и, чтобы выжить, им необходима вода.

Ребята, наш сегодняшний урок – это итог изучения темы «Тепловые явления» и посвящен физическим свойствам воды. Для проведения урока вы разбились на три команды – «Дождь», «Снег», «Роса».

Разминка.

Участники каждой команды поочередно отвечают на вопросы, которые они вытягивают из конверта. При оценке учитываются быстрота, точность, ясность.

1) Одинаковая ли внутренняя энергия спрятана в 1 кг воды при 0єС и в 1 кг льда при 0єС?
2) Что опаснее: обжечься 100-градусным паром или 100-градусной водой?
3) Как добиться того, чтобы теплая вода с температурой ниже 100єС кипела?
4) Чему равна удельная теплоемкость воды? Что это означает?
5) Чем различаются молекулы льда, воды и пара?
6) Когда лед может служить нагревателем?
7) Когда мы дуем на руки, то чувствуем холод, а когда выдыхаем - тепло. Почему?
8) Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?
9) «Счастливый случай» (баллы засчитываются без ответа)

1 конкурс. «Домашнее задание»

Сообщения по темам «Дождь», «Снег и град», «Туман и роса».

2 конкурс. «Объясни опыт» (команды показывают приготовленные дома опыты и предлагают другим командам объяснить их) Например, «несгораемый платок»,

«кипение воды в бумажной коробке», «получение росы ( дождя)», «получение тумана в бутылке».

3 конкурс. «Загадки».

Загадки об агрегатных состояниях воды (кто больше загадает и отгадает загадок о воде и ее агрегатных состояниях.)

4 конкурс.

«Народные погодные приметы»

Вода в реке делается теплее – быть дождю.

(Перед дождем влажность воздуха увеличивается, следовательно, испарение воды в реке замедляется, и часть быстрых молекул не покидает воду, а остается в ней. От этого температура воды повышается.)

Если утром по воде (в реке, озере) стелется туман, будет хорошая погода. Почему?

(Появление тумана означает, что идет активное испарение воды. А это происходит при теплой погоде и безоблачном небе.)

Выпадет снег – станет теплее. На чем основано это утверждение?

(При кристаллизации влаги выделяется теплота.)

5 конкурс.

«Задачи Шерлока Холмса»

1) - Обратите внимание, Ватсон, ласточки летают над самой землей. К чему бы это? – хитро прищуриваясь, спросил Шерлок Холмс.

- Всем известно, погода изменится, будет дождь,- сказал, позевывая, доктор Ватсон.

- Объясните с точки зрения физики эту народную примету,- попросил Холмс. (Ответ. Ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Перед дождем воздух насыщен влагой, которая, оседая на крылышках насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землей; там же в это время вынуждены летать и ласточки.)

2) Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая»,- подумал он.

Почему он сделал этот вывод? (Ответ. Окна в квартире были замерзшими. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, содержащийся в воздухе водяной пар конденсировался в воду, а вода охладилась и замерзла на стекле. Отсюда следует: щели в рамах окон были плохо законопачены и заклеены. Видимо, хозяйка поленилась это сделать.)

3) Уборка кухни подходила к концу. Шерлок Холмс, желая быстрее высушить вымытый деревянный пол, велел открыть в помещении все окна и двери. На чем основан его приказ? (Ответ. Скорость испарения зависит и от интенсивности потоков воздуха, соприкасающихся с поверхностью испаряющейся жидкости. Открытые окна и двери увеличивают эти потоки.)

6 конкурс.

«Необитаемый остров». Заселить пустующий остров формулами, беря их с острова «Величины».

Остров «Величины»-

 

Каждой команде выдается лист с рисунком островов, и они должны в течение одной минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенные значения с острова «Величины».

7 конкурс.

«Графики».Составить физический рассказ по предложенному графику.

8 конкурс. «Реши задачу»

В 1968 г. в Благовещенске выпал крупный град, причем при температуре 0єС масса одной градины составляла 400-600 г. Сколько спирта надо сжечь, чтобы получить из него воду при 20єС? Потерями пренебречь. Удельная теплота сгорания спирта 27 МДж/кг. (6,1-9,2 г.)

Подведение итогов конкурсов.

Заключительное слово учителя.

Ребята, наш урок, посвященный чуду природы, как назвал воду известный советский ученый-геолог А.П.Карпинский, подошел к концу.

Вода - самая удивительная жидкость на Земле, по своим свойствам превосходит всякую фантазию. В каждой капле воды множество жизней. «Вода!... Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!...» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Чтобы на Земле продолжалась жизнь, необходимо беречь природные водоемы, беречь жизнь рек и озер. Ведь это и наша жизнь, и жизнь тех, кто будет после нас.

Домашнее задание.

  1. Составить кроссворд по теме «Тепловые явления».
  2. Составить задачи по этой теме.

Литература.

1. Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 7-8-го классов средней школы. – М.: Просвещение, 1986.
2. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1969.
3. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. Книга 1. – М.:Школа-Пресс,2001.
4. «Физика. Первое сентября.» №3 – 2000.