Данный курс был задуман как один из способов обучения учащихся выбору и управлению на этой основе качеством образования. Преподавание ведется с позиций личностно-ориентированного обучения, ведущие формы организации занятий – сотрудничество (с учителем, со сверстниками, с самим собой).
Межпредметный ориентационный курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен разрешению проблемы:
«Физика – это наука о неживой природе… Может ли физика помочь мне познать себя?»
Курс основан на применении знаний материала следующих тем:
- Физические величины. Их измерение.
- Сила.
- Механическая работа.
- Колебания.
- Геометрическая оптика.
Курс расширяет информационное поле ребенка за счет привлечения материала из курса биологии, медицины, информатики и информационных технологий. Программа предназначена для учащихся, собирающихся продолжать обучение в старшей школе и определяющихся с выбором профиля обучения. В результате изучения курса учащиеся могут выбрать информационно-технологический или естественнонаучный профиль обучения.
Программа курса рассчитана на 14 часов.
Основной целью данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного или информационно-технологического профиля обучения.
Дидактические цели курса:
- Создать условия для формирования взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;
- Расширять и углублять представления о законах функционирования человеческого организма;
- Создать условия для овладения приёмами анализа процессов, происходящих в живом организме;
- Развивать критическое мышление, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учетом собственных интересов;
- Воспитывать убежденность в преимуществе здорового образа жизни;
- Вырабатывать навыки работы в команде, небольшой группе и индивидуально.
Методические задачи.
- Помочь учащимся познать возможности своего организма, научить правильно понимать сигналы, который подает наш организм, когда ему требуется помощь;
- Научить ребят проводить измерение роста, массы тела, давления, температуры, остроты зрения, слуха, мышечной силы;
- Научить правильно рассчитывать дневной рацион питания школьника с учетом энергетических затрат;
- Научить представлять информацию в разных знаковых системах;
- Научить использовать возможности компьютерных технологий и мультимедийных средств для представления результатов познавательной и исследовательской деятельности;
- Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни;
- Создать условия для определения готовности учащихся к изучению физики на более высоком уровне.
Курс направлен на развитие у учащихся навыков
Познавательной деятельности:
- проводить наблюдения и эксперимент, осуществлять измерение физических величин – длины, массы, давления, силы;
- определять структуру объекта познания, поиска и выделения значимых и функциональных связей и отношений между частями целого;
- творчески решать учебные и практические задачи, самостоятельно выполнять различные творческие задачи, участвовать в проектной деятельности, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Информационно-коммуникативной деятельности:
- осуществлять сбор, переработку и представление информации по заданной теме, используя различные источники;
- передавать содержание информации адекватно поставленной цели, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирать знаковую систему в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- участвовать в дискуссии, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
Рефлексивной деятельности:
- оценивать свою деятельность, предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;
- осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
- Проект рассчитан на 12 часов из расчета 1 час в неделю.
Этапы реализации программы:
- Организационный этап. Мозговой штурм. Формирование групп по интересам. Выбор направлений исследований учащимися. Входной тест. (1час)
- Этап реализации. По мере изучения вопросов, группы учащихся, занимающихся подготовкой выбранной темы, проводят исследования и обрабатывают полученную информацию, намечают дальнейшую работу по представлению результатов познавательной деятельности. (2-12 час)
- Этап защиты и представления работ. Открытый урок для учителей, родителей и администрации школы. (2 час)
Содержание программы «Физика. Медицина. Человек»
Основные стержневые направления.
I. Вводное занятие. (1ч.)
Знакомство с курсом и организацией работы, входное тестирование, «мозговой штурм». Формирование групп. Обсуждение плана работы групп.
II. Определение параметров человеческого тела.( 2 ч.)
Нахождение длины человеческого тела. Определение массы тела с помощью медицинских весов. Расчет «индекса веса тела». Значение умения рассчитывать работу для человека. Единица работы – джоуль. Пища – источник энергии человека. Энергетическая ценность продуктов.
Практические работы:
- Определение массы тела с помощью медицинских весов;
- Измерение роста;
- Расчет «индекса веса»;
III. Сердце - неутомимый труженик (3 ч.)
Кровеносная система человека. Биологический вид механической системы. Сердце - движитель крови; его строение и функции. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Законы гемодинамики. Причины нарушений кровотока (атеросклероз, тромбоз сосудов) и связанные с этими нарушениями заболевания. Приборы для исследования характеристик крови и кровеносной системы. Значение здорового образа в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Практические работы:
- Освоение процедуры измерения пульса;
- Освоение процедуры измерения артериального давления тонометром.
IV. Глаз как оптический прибор. (2 ч.)
Значение зрения в жизни человека. Строение глаза человека. Нарушения зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.
Практические работы:
- Исследование скорости адаптации глаза;
- Определение остроты зрения.
V. Роль колебаний в жизни человека. (2 ч.)
Колебания в организме человека. Ухо и голосовые связки – естественный приемник и источник колебаний. Характеристика и разновидности звуков, издаваемых и воспринимаемых людьми. Дефекты слуха. Применение ультразвука в медицине.
Сердце как колебательная система. Нарушение ритмов работы сердца, их причины и способы восстановления нормального сердечного ритма.
Практическая работа:
- Аудиометрия.
VI. Заключительное занятие. (2ч.)
Выступления учащихся с сообщениями и отчетами о результатах познавательной и исследовательской деятельности.
Презентации проектов, публикаций, WEB-сайтов, докладов и др.
На первом занятии учащиеся знакомятся с темой курса, проходят входное тестирование, позволяющее выявить начальный уровень знаний, а также обозначить круг их интересов. По результатам тестирования, разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования. Возможная форма организации деятельности – «Мозговой штурм», проблемная беседа, тестирование.
На этапе работы над темой, ученики, выбравшие подготовку проекта по теме «Антропометрия», проводят измерение роста и массы тела учащихся, результаты фиксируются, и будут использоваться в дальнейшем при подготовке отчета о проведенной работе. Информация обрабатывается и представляется в форме сводной таблицы, графика, с разработкой рекомендаций для учащихся с недостаточной и избыточной массой тела. Информация представляется в виде презентации и подготовки статьи для школьной газеты (время реализации 2-14 ч.).
При изучении темы «Сердце - неутомимый труженик», группа учащихся проводит измерение кровяного давление у всех желающих слушателей, знакомят присутствующих с физическими основами клинического измерения давления. Информация представляется в виде презентации и подготовки статьи для школьной газеты.
Группа учащихся, заинтересованных вопросом «Глаз как оптический прибор», собирают информацию о значении зрения в жизни человека, о строении глаза, возможных дефектах зрения, гигиене зрения. Свои исследования представляют в форме презентации и оформления сайта по теме. Практическое исследование, проводимое ребятами: измерение скорости адаптации глаза, остроты зрения.
Интересна тема «Роль колебаний в жизни человека», ребята, заинтересованные данным вопросом, исследуют механизмы передачи и восприятия звука человеком, проводят аудиометрию присутствующих, готовят информацию о звучании различных музыкальных инструментов и голосов. Результаты работы представляются в виде презентации проекта, выпуска буклета с рекомендациями по гигиене слуха.
Параллельно с изучением тем, учитель консультирует группы по содержанию и оформлению отчетов. Заключительное занятие курса проходит в форме открытого мероприятия ( приглашаются родители, администрация школы и учителя), все участники награждаются грамотами, дипломами , им выдается свидетельство об успешном прохождении курса, выдают красочно оформленные буклеты с указанием ВУЗов, где они могли бы продолжить обучение, если будут изучать предмет на профильном уровне.
Учебно-тематическое планирование.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1.1 |
«Мозговой штурм», входное тестирование. | |
2. |
Антропометрия и физика |
2 |
2.1 |
Нахождение длины человеческого тела.
Определение массы тела с помощью медицинских
весов. Демонстрации: Правила пользования медицинскими весами |
|
2.2 |
«Самый лучший вес» Практические
работы: |
|
3 |
Сердце - неутомимый труженик |
3 |
3.1 |
Кровеносная система человека.
Биологический вид механической системы. Сердце -
движитель крови; его строение и функции. Работа
сердца. Пульс. Практическая работа: Освоение процедуры измерения пульса; |
|
3.2 |
Кровяное давление. Законы гемодинамики.
Причины нарушений кровотока (атеросклероз,
тромбоз сосудов) и связанные с этими нарушениями
заболевания. Приборы для исследования
характеристик крови и кровеносной системы. Практическая работа: Освоение процедуры измерения артериального давления тонометром. |
|
3.3 |
Значение здорового образа в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. | |
4 |
Глаз как оптический прибор |
2 |
4.1 |
Значение зрения в жизни человека.
Строение глаза человека. Практическая работа: Исследование скорости адаптации глаза; |
|
4.2 |
Нарушения зрения. Офтальмологические
приборы. Гигиена зрения. Практическая работа: Определение остроты зрения. |
|
5 |
Роль колебаний в жизни человека |
2 |
5.1 |
Колебания в организме человека. Ухо и
голосовые связки – естественный приемник и
источник колебаний. Характеристика и
разновидности звуков, издаваемых и
воспринимаемых людьми. Дефекты слуха. Применение
ультразвука в медицине. Практическая работа: Аудиометрия. |
|
5.2 |
Сердце как колебательная система. Нарушение ритмов работы сердца, их причины и способы восстановления нормального сердечного ритма. | |
6 |
Заключительные занятия |
2 |
6.1 |
Итоговое занятие «Я и мой выбор» | |
6.2 |
Защита проектов группами учащихся | |
Всего |
12 |
Входной тест.
1. Можно ли использовать законы физики для описания процессов, происходящих в организме человека?
A) Нет, так как в живых организмах действуют законы биологии
B) Только для некоторых процессов
C) Да, ведь в организме человека протекают физические процессы
2. Можно ли считать глаз человека оптической системой?
A) Да, так как в нем происходит преломление света
B) Нет, зрение – это результат протекания химических процессов
C) Не могу ответить
3. При какой освещенности лучше всего работают палочки?
A) При всякой
B) Слабой
C) Сильной
4. Может ли человек слышать ультразвук?
A) Да
B) Нет
C) Не знаю
5. Кто самый неутомимый труженик в нашем организме?
A) Мозг
B) Сердце
C) Легкие
6. С помощью какого прибора можно измерить кровяное давление?
A) Манометра
B) Тонометра
C) динамометра
7. Сколько энергии необходимо нашему организму и как рассчитать дневной рацион питания?
A) Я хорошо осведомлен по этому вопросу
B) Не знаю точно
C) Хотелось бы знать об этом больше
8. Что общего между маятником и голосовыми связками человека?
A) Это колебательные системы
B) Ничего общего
9. Что характеризует «индекс веса»?
A) Отношение массы к росту человека
B) Отношение роста к массе
C) Показывает, во сколько раз вес превышает норму
10. Одинаковы ли энергетические затраты спортсмена на тренировке и ученика на уроке?
A) Да, если они одинакового возраста
B) Нет, у спортсмена затраты больше
C) Нет, у ученика затраты больше
Разработка уроков курса 2.1-2.2 «Антропометрия и физика» находятся в приложении 3