Цели:
Образовательная:
- Обеспечить усвоение учащимися понятий “рассуждение”, “утверждение”, “вывод умозаключения”.
- Отработать навыки работы с высказываниями, простыми и сложными суждениями, умения работать с истинными, ложными высказываниями.
Развивающие:
- Развитие умений частично-познавательной деятельности (выдвижение гипотезы, ее решение);
- Развивать коммуникативные умения (высказывать корректно собственное мнение, приходить к общему мнении.
Воспитательные:
- Формирование у учащихся бережного отношения к технике.
Тип урока: комбинированный
Программное обеспечение: графический редактор
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация прежних знаний (фронтальный опрос).
Настроится на урок нам поможет одно очень интересное стихотворение Агафонова, в котором пропущены некоторые слова, ваша задача: вместо знаков вопроса подобрать правильные слова, в случае затруднений учитель дает необходимые пояснения:
Оглянись, дружок, вокруг! Вот ??? — верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит! Наверху машины всей Ну, а рядом — главный блок: Он читает, он считает, Выключаешь — все забудет, Кто ж ему поможет? Вот, В упаковке, как конфета, Это вот — ???. |
А вот это ???, братцы. Тут нам надо разобраться, Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу втащит, И сейчас же буквы,
точки, В зоопарке есть зайчишка. Скромный серый коробок, Есть компьютер? Скажем прямо: С ней компьютер очень дружен Вот теперь, дружок, немного |
А сейчас некоторые учащиеся получают карточки для работы самостоятельно, а остальные работают со мной.
Задание: посмотрите на рисунок и ответьте на
вопросы:
|
(Так как некоторые классы условно разделены на три группы: “А” - учащиеся с высоким интеллектуальным уровнем развития, “Б” - со средним интеллектуальным уровнем и “В” - с низким уровнем развития, то чаще на актуализации прежних знаний чаще группы “Б” и “В” - работают с учителем, а группа “А” самостоятельно по карточкам)
Игра: “Вопрос-ответ” (играют гр. “Б” и “В”, а гр. “А” - самостоятельно по карточкам).
Сейчас мы с вами поиграем в игру “Вопрос-ответ”, в которую мы не раз уже играли. Я задаю вопрос, а вы по цепочке отвечаете, за каждый правильный ответ вы зарабатываете жетон. (В группе обычно не более 10 уч-ся, сколько учащихся, столько и вопросов)
- Что мы называем логикой?
- Приведите примеры логичных (правильных) и нелогичных суждений.
- Что мы называем суждением или высказыванием?
- Приведите примеры простых и сложных суждений.
- Что мы называем истиной?
- Что мы называем ложью?
- Приведите примеры истинных и ложных суждений.
- Что называется отрицанием?
- Как можно выразить отрицание?
- Приведите примеры отрицаний.
III. Объяснение нового материала
Мысли, в которых мы что-то утверждаем или что-то отрицаем, высказанные или записанные в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями. Общение (разговор) людей складывается из вопросов и ответов на эти вопросы. И очень часто, отвечая на вопросы, мы не ограничиваемся только одной высказанной мыслью (высказыванием), но и произносим одно за другим несколько связанных темой высказыванием, то есть рассуждением.
Рассуждая, мы можем что-то высказывать в утвердительной форме, то есть утверждать, а о чем-то высказываться в отрицательной форме, то есть отрицать.
Ответ на вопрос “Почему?”, подтверждающий или опровергающий истинность высказывания, называется доказательством.
Что значит “доказать”? Нужно последовательно рассуждать, чтобы убедить собеседника в истинности высказываний.
Давайте попробуем решить задачу о ежике, рассуждать, доказывать, а чтобы нам с вами было легче доказывать будем опираться на схему-подсказку (алгоритм):
I. Тезис (главная мысль) II. Доказательство (почему?)
III. Вывод |
Задача.
Может ли ежик на своих иголках унести следующие предметы: яблоко, лист дерева или другого растения, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами, воздушный шарик, большую и маленькую гири, большой и маленький мяч? Почему?
Решение:
Задача учителя – помочь детям кратко, точно и убедительно строить рассуждения и доказательства по каждому из перечисленных предметов. На доске в столбик располагаются красочные рисунки, перечисленные в условии предметы. Каким-нибудь отличительным значком помечаются те предметы, которые ежик унести на своих иголка.
Рисунки для демонстрации на доске:
Разбор задачи: (выполняется с опорой на опорную схему-подсказку, см.выше)
- Яблоко (лист дерева, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами) ежик сможет унести на своих иголках, потому что они легкие, их можно наколоть или зацепить за иголки и они не упадут по дороге;
- Воздушный шарик нельзя унести на иголках, потому что он хоть и легкий, но попав, на иголки, шарик лопнет и то, что ежик принесет, будет уже не воздушным шариком, а кусочком резины;
- Гири нельзя унести на иголках ежика, потому что они металлические, твердые и их невозможно зацепить на иголки, большая гиря – еще и тяжелая;
- Мячи нельзя унести на иголках, потому что их нельзя зацепить за иголки, унести, не повредив.
У: Приведенные рассуждения иначе называют аргументацией, а каждое из высказываний – аргументом при доказательстве.
Детям предлагается обобщить выделенные предметы (яблоко, лист с дерева, веточка с ягодами, гриб, груша, веточка с орехами) и с помощью учителя определить их главные признаки (легкие, можно наколоть или зацепить за иголки, не упадут с них по дороге, прочные).
Сформулированные таким образом признаки можно считать умозаключением. Умозаключение записывается на доске и в тетради:
“Ежик унесет на своих иголках легкие и прочные предметы, которые удержатся на его иголках”.
Обязательно обратить внимание детей на то, что записанное умозаключение получено ими из всех утверждений обобщением главных признаков.
Умозаключение – это обобщенная мысль, которая была сформулирована и доказана в ходе рассуждений.
IV. Закрепление материала. Начало доказательства утверждения “Логика – сила!”
Учитель предлагает детям утверждение “Логика – сила!”. Для того чтобы это доказать он начинает рассказывать притчу о короле и его дочери принцессе. Ваша задача внимательно прослушать притчу, а после прослушивания узнаете задание.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король и принцесса. Захотел король выдать свою дочь замуж по собственному выбору, а чтобы она с ним не спорила, предложил он ей испытать судьбу. Взял он два непрозрачных глиняных кувшина и сказал, что в один положит белый камушек, а в другой – красный, но принцесса не будет знать, где какой камешек лежит. Если вытащит она красный будет вынуждена покориться судьбе, а если белый – будет свободна в своем выборе. Согласилась принцесса и ушла ждать утра, а король положил в оба кувшина по красному камешку. Увидел это королевский шут и рассказал обо всем девушке…
Задание: Попробуйте дома доказать что логика, действительно является силой и придумайте свой вариант выхода из создавшейся ситуации, а как же все произошло на самом деле вы узнаете на следующем уроке.
А пока на компьютере, в графическом редакторе постарайтесь изобразить одного из героев, отрабатывая навык работы в графическом редакторе.
V. Практическая работа на компьютере.
Работа в графическом редакторе.
VI. Итог урока.
- Скажите, как вы поняли, что такое рассуждение?
- Что такое умозаключение?
- Рассуждая чего мы можем достичь?
VII. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки с предположительным выходом из создавшейся ситуации и с устным рассуждением по схеме-подсказке (см. выше).