Рассуждение. Утверждение. Вывод умозаключения

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательная:

  • Обеспечить усвоение учащимися понятий “рассуждение”, “утверждение”, “вывод умозаключения”.
  • Отработать навыки работы с высказываниями, простыми и сложными суждениями, умения работать с истинными, ложными высказываниями.

Развивающие:

  • Развитие умений частично-познавательной деятельности (выдвижение гипотезы, ее решение);
  • Развивать коммуникативные умения (высказывать корректно собственное мнение, приходить к общему мнении.

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся бережного отношения к технике.

Тип урока: комбинированный

Программное обеспечение: графический редактор

Ход урока

I. Организационный момент

- приветствие;

- проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация прежних знаний (фронтальный опрос).

Настроится на урок нам поможет одно очень интересное стихотворение Агафонова, в котором пропущены некоторые слова, ваша задача: вместо знаков вопроса подобрать правильные слова, в случае затруднений учитель дает необходимые пояснения:

Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ??? — верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!

Наверху машины всей
Размещается ??? —
Словно смелый капитан!
А на нем — горит экран.

Ну, а рядом — главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ???.

Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель — хоть куда!
Только знаешь, в чем беда?

Выключаешь — все забудет,
Ничего он знать не будет —
Прямо как Рассеянный
С улицы Бассейной!

Кто ж ему поможет? Вот,
Познакомьтесь — ???!
Коль с компьютером ты дружен —
То и справочник не нужен:

В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ??? —
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!

Это вот — ???.
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!

А вот это ???, братцы.
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,

И сейчас же буквы, точки,
Запятые — строчка к строчке —
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.

В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть ???!
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:

Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке —
Две или три кнопки.

Есть компьютер? Скажем прямо:
Нам теперь нужна ???!
Где живет она? В дискете!
А порою — на кассете.

С ней компьютер очень дружен
И всегда он ей послушен.
И на нем ты скоро сможешь
Составлять ??? тоже!

Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“Вот компьютер — верный друг!”

А сейчас некоторые учащиеся получают карточки для работы самостоятельно, а остальные работают со мной.

Задание: посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:
  • где лежат черные треугольники?
  • где лежат большие фигуры?
  • где лежат большие и черные треугольники

(Так как некоторые классы условно разделены на три группы: “А” - учащиеся с высоким интеллектуальным уровнем развития, “Б” - со средним интеллектуальным уровнем и “В” - с низким уровнем развития, то чаще на актуализации прежних знаний чаще группы “Б” и “В” - работают с учителем, а группа “А” самостоятельно по карточкам)

Игра: “Вопрос-ответ” (играют гр. “Б” и “В”, а гр. “А” - самостоятельно по карточкам).

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Вопрос-ответ”, в которую мы не раз уже играли. Я задаю вопрос, а вы по цепочке отвечаете, за каждый правильный ответ вы зарабатываете жетон. (В группе обычно не более 10 уч-ся, сколько учащихся, столько и вопросов)

- Что мы называем логикой?

- Приведите примеры логичных (правильных) и нелогичных суждений.

- Что мы называем суждением или высказыванием?

- Приведите примеры простых и сложных суждений.

- Что мы называем истиной?

- Что мы называем ложью?

- Приведите примеры истинных и ложных суждений.

- Что называется отрицанием?

- Как можно выразить отрицание?

- Приведите примеры отрицаний.

III. Объяснение нового материала

Мысли, в которых мы что-то утверждаем или что-то отрицаем, высказанные или записанные в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями. Общение (разговор) людей складывается из вопросов и ответов на эти вопросы. И очень часто, отвечая на вопросы, мы не ограничиваемся только одной высказанной мыслью (высказыванием), но и произносим одно за другим несколько связанных темой высказыванием, то есть рассуждением.

Рассуждая, мы можем что-то высказывать в утвердительной форме, то есть утверждать, а о чем-то высказываться в отрицательной форме, то есть отрицать.

Ответ на вопрос “Почему?”, подтверждающий или опровергающий истинность высказывания, называется доказательством.

Что значит “доказать”? Нужно последовательно рассуждать, чтобы убедить собеседника в истинности высказываний.

Давайте попробуем решить задачу о ежике, рассуждать, доказывать, а чтобы нам с вами было легче доказывать будем опираться на схему-подсказку (алгоритм):

I. Тезис (главная мысль)

II. Доказательство (почему?)

  1. во-первых, …
  2. во-вторых, …

III. Вывод

Задача.

Может ли ежик на своих иголках унести следующие предметы: яблоко, лист дерева или другого растения, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами, воздушный шарик, большую и маленькую гири, большой и маленький мяч? Почему?

Решение:

Задача учителя – помочь детям кратко, точно и убедительно строить рассуждения и доказательства по каждому из перечисленных предметов. На доске в столбик располагаются красочные рисунки, перечисленные в условии предметы. Каким-нибудь отличительным значком помечаются те предметы, которые ежик унести на своих иголка.

Рисунки для демонстрации на доске:

Разбор задачи: (выполняется с опорой на опорную схему-подсказку, см.выше)

  1. Яблоко (лист дерева, веточку с ягодами, гриб, грушу, веточку с орехами) ежик сможет унести на своих иголках, потому что они легкие, их можно наколоть или зацепить за иголки и они не упадут по дороге;
  2. Воздушный шарик нельзя унести на иголках, потому что он хоть и легкий, но попав, на иголки, шарик лопнет и то, что ежик принесет, будет уже не воздушным шариком, а кусочком резины;
  3. Гири нельзя унести на иголках ежика, потому что они металлические, твердые и их невозможно зацепить на иголки, большая гиря – еще и тяжелая;
  4. Мячи нельзя унести на иголках, потому что их нельзя зацепить за иголки, унести, не повредив.

У: Приведенные рассуждения иначе называют аргументацией, а каждое из высказываний – аргументом при доказательстве.

Детям предлагается обобщить выделенные предметы (яблоко, лист с дерева, веточка с ягодами, гриб, груша, веточка с орехами) и с помощью учителя определить их главные признаки (легкие, можно наколоть или зацепить за иголки, не упадут с них по дороге, прочные).

Сформулированные таким образом признаки можно считать умозаключением. Умозаключение записывается на доске и в тетради:

“Ежик унесет на своих иголках легкие и прочные предметы, которые удержатся на его иголках”.

Обязательно обратить внимание детей на то, что записанное умозаключение получено ими из всех утверждений обобщением главных признаков.

Умозаключение – это обобщенная мысль, которая была сформулирована и доказана в ходе рассуждений.

IV. Закрепление материала. Начало доказательства утверждения “Логика – сила!”

Учитель предлагает детям утверждение “Логика – сила!”. Для того чтобы это доказать он начинает рассказывать притчу о короле и его дочери принцессе. Ваша задача внимательно прослушать притчу, а после прослушивания узнаете задание.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король и принцесса. Захотел король выдать свою дочь замуж по собственному выбору, а чтобы она с ним не спорила, предложил он ей испытать судьбу. Взял он два непрозрачных глиняных кувшина и сказал, что в один положит белый камушек, а в другой – красный, но принцесса не будет знать, где какой камешек лежит. Если вытащит она красный будет вынуждена покориться судьбе, а если белый – будет свободна в своем выборе. Согласилась принцесса и ушла ждать утра, а король положил в оба кувшина по красному камешку. Увидел это королевский шут и рассказал обо всем девушке…

Задание: Попробуйте дома доказать что логика, действительно является силой и придумайте свой вариант выхода из создавшейся ситуации, а как же все произошло на самом деле вы узнаете на следующем уроке.

А пока на компьютере, в графическом редакторе постарайтесь изобразить одного из героев, отрабатывая навык работы в графическом редакторе.

V. Практическая работа на компьютере.

Работа в графическом редакторе.

VI. Итог урока.

- Скажите, как вы поняли, что такое рассуждение?

- Что такое умозаключение?

- Рассуждая чего мы можем достичь?

VII. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки с предположительным выходом из создавшейся ситуации и с устным рассуждением по схеме-подсказке (см. выше).