Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания
Оценивание является важной и необходимой составной частью учебно-воспитательного процесса. Концепция этого термина включает в себя единство трёх действий: контроль, проверка и принятие решения (чаще всего финальное решение заключается выставлением оценок учащимся, но это совсем не обязательно). В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии оценивания того или иного школьного результата.
Для того чтобы осознать круг проблем, связанных c действием оценивания школьных результатов, необходимо ответить на целый ряд вопросов:
- Что оцениванием? (Какие школьные результаты?)
- Как (каким образом, какими методами) оцениванием?
- Зачем оцениванием? (В чём смысл оценивания школьных результатов и как оценивание влияет на учебный процесс?)
- Когда оцениванием? (В какой момент учебного процесса?)
Цель музыкального воспитания в школе - формирование музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры – обозначает финальный продукт учебно-воспитательного процесса. Всё, чему учатся дети посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, творчество, размышления о музыке, изучение средств музыкального языка и т.д.) способствует формированию музыкальной культуры. Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тем можно сравнить с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше.
В нашем понимании, музыкальная культура включает два компонента: музыкальный опыт (качественно-формируюший аспект учебного процесса) и музыкальные компетенции (количественно-информативный аспект).
Рисунок № 1. Структура музыкальной культуры учащихся
Таким образом, самый главный школьный результат - музыкальная культура учащихся. Формирование культуры – длительный процесс, который требует постоянного влияния, определённой социальной и культурной среды. Поэтому, в начальных классах очень сложно говорить о наличии музыкальной культуры у учащихся. Скорее можно обозначить наличие / уровень одного (нескольких) компонентов (составных элементов) музыкальной культуры.
Типы школьных результатов музыкального воспитания соответствуют структурным составляющим музыкальной культуры и формируют их содержание: музыкальный опыт выражен чувствительностью, восприятием, эмоциональной отзывчивостью, отношениями и др., музыкальные компетенции выражены посредством знаний о музыке/музыкальными знаниями и музыкальными способностями.
Методология оценивания музыкальной культуры учащихся содержит объективно-прямые методы для оценивания музыкальных компетенций (количественный аспект) и косвенно-интуитивные методы для оценивания музыкального опыта (качественный аспект музыкального воспитания). Oбъективно-прямыми методами (письменные, устные, практические) преимущественно оцениваются музыкальные компетенции, так как эти школьные результаты выражают количественный аспект музыкальной культуры. Косвенно-интуитивными методами (наблюдение, проект, портфолий) преимущественно оценивается музыкальный опыт, основой которого является эмоциональное переживание музыки.
Оценивающие действия в педагогической практике классифицируются на три разновидности: изначальное оценивание, текущее оценивание, итоговое оценивание. Каждое из этих разновидностей оценивания преследуют определённые цели, которые, так или иначе, влияют на учебный процесс. Происходит триединый процесс: преподавание – обучение – оценивание. В зависимости от полученных результатов преподавания и обучения, выявляется эффективность учебных стратегий, значимость учебного содержания, обоснованность поставленных целей и т.д. Посредством оценивания происходит feed back (обратная связь) между звеньями педагогического процесса: цель – содержание – дидактические стратегии – школьный результат; в котором сопоставляются изначальная цель с полученным результатом, оценивается потенциал и взаимодействие всех элементов педагогического действия.
Разработка норм оценивания школьных результатов на уроке Музыкального воспитания определяется спецификой музыкально-художественного познания. Эмоциональное переживание музыки является отправной точкой в музыкально-художественном познании, в формировании музыкальной культуры учащихся, в процессе оценивания школьных результатов на уроке Музыкального воспитания.
Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры (музыкального опыта) могут быть показатели наличия музыкального опыта:
- активность (участие) учащихся в различных видах музыкальных действий;
- присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки;
- положительное отношение к музыке.
Наличие этих показателей предполагает планирование различных творческих учебных заданий, которые способствовали бы вовлечению детей в музыкальную деятельность, вызывали бы эмоциональный отклик на музыку, закрепляли и развивали бы чувствительность, тем самым, формируя отношение к музыкальному искусству. В процессе накопления музыкального опыта становятся востребованными и музыкальные знания, и знания о музыке, и тем более музыкальные способности. Педагогическая практика подсказывает, что наличие музыкальных способностей не тождественно наличию музыкальной культуры. Богатые знания не могут заменить опыт живого общения с музыкой. На основе музыкального опыта приобретённые знания становятся более осознанными. В этом ракурсе встаёт ещё одна проблема. – Каким должно быть соотношение между музыкальным опытом и музыкальными компетенциями в составе музыкальной культуры?
Поскольку эмоциональное переживание музыки является отправной точкой в музыкально-художественном познании, формула музыкальной культуры может быть следующей: Музыкальная культура = 70% музыкального опыта + 30 % музыкальных компетенций.
Выбор оценивающих методов и техник остаётся за каждым учителем в отдельности. Проектирование учебной деятельности предполагает и планирование оценивания школьных результатов. Очень важно оценивать школьные результаты учащихся в различных видах музыкальной деятельности: хоровое исполнение музыки, слушание музыки, размышления о музыке, игра на детских музыкальных инструментах, творческие задания и т. д.
Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому необходимо сохранить определённый ритм его оценивания. Важность самостоятельного самообразования можно подчеркнуть анализом, дискуссиями, самооценкой домашнего задания на уроке. В реализацию домашнего задания можно вовлечь опыт родителей, бабушек и дедушек.
Проектировать оценивание можно с помощью метода матрицы. В таблице, по вертикали (с левой стороны) фиксируются ожидаемые школьные результаты в соответствии с темой, а по горизонтали перечисляются все виды музыкальной деятельности. При пересечении этих параметров учитель намечает требуемое количество выставления оценок, проверок успеваемости различными способами (тест, контрольная работа, творческое задание, сочинение, реферат, коллективное исполнение музыки и т. д.). От учителя зависит, насколько оценивающие педагогические действия способствуют выполнению (реализации) учебной программы в соответствии с дидактическим проектом. Грани дидактического проекта должны быть максимально покрыты реализованной программой и далее - оценивающей деятельностью учителя:
Рисунок № 2. Соотношение между проектом учебной деятельностью – реализацией преподавания и обучения - оцениванием школьных результатов.
Чем меньше расстояние между внутренним, средним и внешним кругами из Рисунка № 2, тем больше соответствие между проектом учебной деятельностью – реализацией преподавания/ обучения и оцениванием школьных результатов.
В школьной практике, порой, трудно оценивать музыкальный опыт учащихся. Существует множество педагогических приёмов, благодаря которым учащиеся могут внешне выразить свои внутренние переживания и чувства, вызванные музыкой. Если применять эти приёмы последовательно в начальных классах, в следующих классах учащиеся будут без стеснения высказываться о музыке; размышлять о пережитых эмоциях; обмениваться опытом собственных художественных ассоциаций; открыто проявлять отношение к различной музыке; оценивать музыку в соответствии с ценностными ориентациями времени/эпохи/общества …
Ниже предлагаем несколько педагогических идей, которые подчёркивают взаимодействие обучения с оцениванием, музыкального опыта с музыкальными компетенциями, эмоционального и рационального начала в познании музыки.
Выявление/закрепление знаний о музыке и поиск аргумента на основе цитат
На доске вывешивается цитата, связанная с темой урока. Перед тем как зачитать цитату, учитель предлагает учащимся внимательно расслушать, как её прочитает учитель (ученики вслушиваются в интонацию, разговорный темп, взаимосвязь слов). Затем, каждый ученик выбирает одно ключевое слово, которое, по их мнению, помогает определить смысл этой цитаты, произнеся это слово в уме. К примеру, в цитате румынского композитора Жеорже Энеску - “Музыка зарождается в сердце и тоже к сердцу обращается”, учащиеся произносят в уме выбранное ключевое слово, одновременно с озвучиванием цитаты учителем. При повторном чтении цитаты, предлагается каждому ученику произнести вслух своё слово. Таким образом, слова - “музыка”, “зарождается”, “сердце”, “обращается” могут быть произнесены одновременно несколькими учениками из всего класса. Сразу выявляется слово, которое было избрано большинством и меньшинством. Далее, предлагается обосновать свой выбор несколькими аргументами, используя набор вопросов – Что? Где? Когда? Как? Почему? В поиске ответов происходит обобщение предыдущих знаний и осознание взаимодействия музыки с жизнью. Ученики учатся находить аргументы, высказываться, размышлять.
Для слова “музыка” можно сформулировать следующие вопросы: Что такое музыка? Где можно услышать музыку? Как зарождается музыка? Когда музыка живёт? Примерные вопросы для слова “зарождается” - Кто является автором музыки? Кому предназначается музыка? Как зарождается музыка? Почему музыка влияет на наше настроение, чувства, мысли?
В процессе поиска ответов на вопросы, в формулировке которых участвуют учитель и учащиеся, необходимо устанавливать смысловую связь между словами: музыка зарождается, музыка сердца, музыка обращается, обращение сердца, обращение музыки и т.д. Разнообразие вопросов позволяет всем ученикам привести аргументы (за или против) мысли высказанной в предложенной учителем цитате.
Раскрытие музыкального образа в рисунке
В процессе слушания нового музыкального произведения, художественный образ постигается одновременно с исследованием музыкальных средств выразительности, анализом структуры/формы произведения. Палитра эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку можно изучить на основе рисунка, который можно исполнить в виде домашнего задания. Цвет, линии, формы – всё отражает чувствительность. На одной из перемен выставляются все работы на классной доске. Во время анализа работ можно предложить ученикам составить сюиту (с французского языка – suivre – последовательность) из рисунков, которые бы раскрывали постепенное развитие музыкального образа. К примеру, образ в произведении “Утро” из сюиты “Пьер Гюнт” Э.Грига, берёт своё начало в пастельных тонах, тишине и спокойствии пейзажа. Звук, движение, возвышение солнца на небе обретают постепенно силу и очарование зарождения утра. Выбирая рисунки, учащиеся соотносят события в музыке с изобразительным выражением музыкального образа. Учащиеся дискутируют, высказывают своё мнение, осознают выразительные средства музыкального языка в создании образа утра.
Составление партитуры музыкального произведения
Для целостного восприятия музыкального произведения зачастую на уроке учителя анализируют характер движения мелодии, темпа. В начальных классах ввиду малого словарного запаса, детям легче выразить характер движения мелодии жестом руки в пространстве. Можно создавать “орнаменты” в пространстве, которые выражают песенную, танцевальную или маршевую интонации:
Рисунок № 3. Выражение жестом руки интонации мелодии (песенная, танцевальная, маршевая)
В пьесе “Весело. Грустно” Л.Бетховена, звучат две интонации. Использование “мелодического” жеста руки помогает учащимся осознать последовательность интонаций и их взаимодействие в создании целостности музыкального образа в трёхчастной форме.
Партитуру музыки можно создать и в виде рисунка. Для создания партитуры необходимо выявить несколько средств музыкальной выразительности (2-4), которые способствуют выражению/изображению музыкального образа в данном произведении. К примеру, в Балладе для скрипки и симфонического оркестра молдавского композитора Евгения Дога - трёхчастная форма подчёркнута контрастом темпа. Органично звучит диалог между солирующей скрипкой и оркестром, музыкальные идеи несут в себе песенную и танцевальную интонации. Все эти черты можно объединить в одну “партитуру”. С левой стороны записываются критерии, по которым исследуется музыка. Напротив каждого из критериев создаётся графическое изображение музыки:
Рисунок № 4. Создание партитуры музыкального произведения (критерии: тембр, интонация, темп)
Обобщение знаний с помощью метода “Паутинка”
Ответы учащихся на вопрос учителя можно зарегистрировать на доске в виде паутинки. К примеру, ответы на вопрос “О чём рассказывает музыка?” можно изобразить следующим образом:
Рисунок № 5. Паутинка “О чём рассказывает музыка?”
Разветвление сети паутинки можно продолжить постановкой новых вопросов, которые обобщают музыкальный опыт под другим углом зрения. Примеры вопросов:
- Назовите музыкальные жанры, в которых раскрыты эти образы? (Песня, симфония, ноктюрн, концерт, сюита и т. д.)
- Назовите авторов песен на эти темы?
- Назовите композиторов, в чьих произведениях раскрыты эти образы?
В старших классах сеть паутинки можно создать во время слушания арии из оперы. На пример, Каватина Нормы из оперы “Норма”, итальянского композитора Винченцо Беллини, раскрывает многогранность образа главного персонажа. После знакомства с либретто оперы, при слушании нескольких фрагментов из оперы, определении специфики стиля bellcanto, учащиеся более эмоционально и вдумчиво вслушиваются в музыку каватины. Образ Нормы выстраивается из всех социальных ролей героини: мать, жена, подруга, жрица, властелин, любовница, царица и т. Дополнительный вопрос для разветвления паутинки может звучать так: “Какие черты характера проявляет Норма в каждой из ролей?” Таким образом, от слова “мать” могут быть нарисованы несколько разветвлений со словами – любящая, заботливая, нежная. От слова “подруга” можно продолжить разветвление со словами – преданная, искренняя. От слова “царица”, слова – властная, законопослушная, жестокая и т. д.
Рисунок № 6. Образ Нормы в музыке В. Беллини
Далее, можно спросить учащихся, какие черты характера Нормы они считают неотъемлемыми в личности нашего времени. В поиске ответа выстраивается шкала/образ человеческих ценностей. Не менее важно, чтобы самые важные черты Нормы (патриотизм, материнская любовь, верность своему народу) отождествлялись музыкальными средствами.
Эмиль Чиоран – современный румынский философ, подчеркнул “Если б у человека не было души, музыка бы её сотворила”. Духовность музыки указывает верный путь к её постижению.