НТР и мировое хозяйство

Разделы: География


Список учебных элементов схемы.

НТР

Наука

Техника, технолгия

Промышленность

Управление

Наукоемкость

Эволюционный путь

Революционный путь

Электронизация

Автоматизация

Энергетика

Новые материалы

Биотехнология

Космизация

Мировое хозяйство

МГРТ

МЭИ

 

ТНК

Урок географии I курс специальность “Повар, кондитер”

Дидактические цели:

    1. Усвоить новые понятия и узловые вопросы.
    2. Продолжить обучение работать с учебником, делать краткие записи, слушать, запоминать, воспроизводить новую информацию.
    3. Решать эвристические задания.
    4. Создать дух совместной деятельности и коллективного учебного творчества, работать в малой группе учащихся.

Оборудование урока:

    1. Политическая карта мира.
    2. Учебники “География” В.Н. Максаковский.
    3. Карточки – задания.
    4. Тетради.

На доске записано: число, тема, логическая схема урока.

Подготовка к уроку:

    1. Рассаживание учащихся группами по 4 – 5 человек.
    2. Раздача рабочих карт урока каждой группе. Всего 4 какрты.
    3. Подготовлены карточки:

№ 1.

    1. Мировое хозяйство – дать определение, раскрыть содержание.
    2. Научно–технический прогресс (НТП) и научно–техническая революция (НТР) – дать определение и раскрыть содержание.
    3. Назвать четыре составных части НТР.
    4. Дать характеристику 1 – 2 черте НТР.
    5. Дать характеристику 3 – 4 черте НТР.

№ 2.

    1. Объясни слова “наука” и “наукоемкость”.
    2. Функции техники и технологии: “трудосберегающая” и “ресурсосберегающая”. Объясни!
    3. Функции техники и технологии: “природоохранительная” и “информационная”. Объясни!
    4. Эволюционный путь развития – что означает?
    5. Революционный путь развития – раскрой.

№ 3.

    1. Перечисли 6 главных направлений в современном производстве.
    2. Расскажи о 1 и 2 направлении.
    3. Расскажи о 3 и 4 направлении.
    4. Расскажи о 5 и 6 направлении.
    5. Управление, геоинформационные системы (ГИС) – как ты понял, что это.

№ 4.

    1. Географическое разделение труда (ГРТ) и международное географическое разделение труда. Вспомни курс 9 класса географии и раскрой понятия.
    2. Международная экономическая интеграция (МЭИ) – дать определение.
    3. Назвать 5 экономических группировок в мире.
    4. Транснациональные корпорации – объясни!

Ход урока.

    1. Организационный момент (3 минуты). Преподавателем разъясняется какой это урок, его план, даются цели, чему должен научиться учащийся, кто и как оценивает работу, критерии оценок.
    2. Индивидуальная работа в 4-х малых группах по 5 человек. Розданы карточки – задания, время работы 15 минут. Группа экспертов делает оценочные листы, уточняют критерии оценок (понятно, четко, кратко, доступно).
    3. Устная работа по теме групп 1 – 4. выступает каждый учащийся в течение 1 – 1,5 минут.

Обобщение изученного материала на уроке. Группам раздается по 1 поисковому (эвристическому) вопросу.

    1. Как вы думаете?
    2. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферой? В какой из этих сфер вы будете работать, если ваша жизнь будет связана с общественным питанием?

    3. Как вы думаете?
    4. Почему фактор наукоемкости следует относить к числу новых факторов? Как это, на ваш взгляд, отразится в сфере общественного питания, которую вы выбрали?

    5. Как вы думаете?
    6. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным? Как это на ваш взгляд отразится в сфере общественного питания, где вы будете трудиться7

    7. Как в думаете?

Почему в эпоху НТР главными отраслями стали электроэнергетика, машиностроение, химическая отрасль? Отражается ли эта тенденция, наш взгляд, в сфере общественного питания, где вы проходите практику?

4. Самостоятельная работа в малых группах. После ответа всех групп по карточкам – заданиям, учителем раздаются по 1-му эвристическому вопросу на каждую группу. В результате “мозгового штурма” учащиеся дают ответ. (Задания 1 – 4 оценивает учитель).

5. Рефлексия. Учащиеся ставят себе отметки за урок в целом, за понимание материала. Кроме того, при ответах группы № 1, оценку каждому выступающему дают группы 2, 3, 4. Так же при ответе следующей группы. Учащиеся – эксперты выводят балл каждому отвечающему за урок. В результате один выступающий ученик получает четыре сигнальных карточки – оценки.

6. Итоги учебного занятия. Преподаватель подводит итоги. Учитель спрашивает, что понравилось, что было трудным, что учащиеся считают полезным для себя.