Цели:
- продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
- создать условия для формирования в детях положительных качеств.
Ход урока:
I. Введение в тему урока.
Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять –
Прямо так употреблять.
– Что такое фразеологизмы?
С какой целью мы их употребляем в своей речи?
II. Знакомство с новыми фразеологизмами.
Сегодня мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.
Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:
– знать назубок
– где раки зимуют время,
– шиворот-навыворот
Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.
Знать назубок
Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.
Где раки зимуют
Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.
Шиворот-навыворот
Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
III. Найти фразеологизм. Объяснить смысл.
(Слушание магнитофонной записи.)
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: “Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора,
Ну, ни пуха, ни пера!”
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле – еле
Он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
– Почему стихотворение заканчивается словами “нет ни пуха, ни пера”?
IV. Назвать фразеологизмы, в которых упоминаются названия животных.
Во фразеологизмах часто встречаются названия животных, человека. Народ очень внимателен, приметлив. Какая – то особенность человека, напоминающая важную черту животного, даёт жизнь выражению, а потом это выражение становиться фразеологизмом.
V. Подбор антонимов.
(Работа в парах.)
(Каждый фразеологизм напечатан на отдельной полоске бумаги. Дети соединяют выражения с противоположным значением.)
семи пядей во лбу | волком смотрит |
не робкого десятка | голова садовая |
слова не вытянешь | заячья душа |
быть на седьмом небе | язык без костей |
последнюю рубашку отдаст | мастер-ломастер |
золотые руки | до седьмого пота |
лодырь царя небесного | зимой снега не выпросишь |
добрая душа | как в воду опущенный |
Проверка.
Объяснение смысла.
Послушайте отрывок из стихотворения Расула Гамзатова:
Он мудрецом не был,
Он храбрецом не слыл.
Но поклонись ему:
Он человеком был.
– О каком человеке писал поэт?
(Ответы детей.)
Я очень хочу, чтобы вы выросли и стали порядочными людьми. Чтобы окружающие вас уважали, а близкие люди вами гордились.
VI. Работа над рассказом “Попались на удочку”.
Чтение рассказа учеником.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот пустомеля, возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Работа в парах.
Нахождение фразеологизмов.
Подчёркивание.
Объяснение смысла.
VII. Узнай фразеологизмы по рисунку.
Объяснение смысла.
VIII. Составление рассказа.
( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)
1). Мой друг.
(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2). На уроке.
(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)
3). На субботнике.
(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)
4). Домашнее задание.
( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)
5). На перемене.
(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
Проверка.
IX. Итог урока.
Ребята, вы знаете немало фразеологизмов. Вы и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать две книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это “Краткий фразеологический словарь русского языка” Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и “Почему мы так говорим” В. Волиной.