Личностно-ориентированный подход в системе обучения русскому языку
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Тема: образование сложных слов
Цель: организовать деятельность учащихся на изучение данной темы.
Задачи:
отрабатывать умение учащихся образовывать и писать сложные слова, состоящие из двух корней и соединительной гласной о и е, закреплять знания в написании безударных гласных, проверяемых согласных в корне слова;
развивать логическое мышление, устную и письменную речь;
воспитывать внимание, любовь к предмету.
Ход урока:
Организация класса
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок!
Актуализация первичного опыта
“Подскажи словечко”
– Слова, у которых два корня, называются …
(сложными)
– В сложных словах есть соединительные гласные …
(о и е)
– После твердых согласных пишется соединительная гласная …
(о)
– После мягких согласных пишется соединительная гласная …
(е)
– После букв ж и ш пишется гласная…
(е)
– Дайте примеры.
Работа над темой
Образовать слова с первым корнем вод-
со вторым корнем –вод
вод о лаз |
сад о вод |
вод о пад |
пол е вод |
вод о сток |
животн о вод |
вод о воз |
пчел о вод |
вод о мер |
хор о вод |
Понятно ли лексическое значение слов?
Водомер – прибор для измерения количества протекающей воды или высоты ее уровня.
Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной одежде.
– порода хорошо плавающих собак, использовавшихся для спасения утопающих.
Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.
Водосток – сооружение для отвода, стока воды или покатое место, по которому стекает вода.
Водовоз – возчик, доставляющий воду.
Садовод – специалист по разведению садов (садовых растений).
Полевод – специалист по выращиванию растений поля.
Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка. С.83, 507,638, 797)
Устное составление детьми своих предложений со словами первого и второго столбика (подвела учащихся к формулированию темы и задач урока). Дети сами сформулировали:
тема – образование сложных слов;
задачи – учимся правильно писать сложные слова, запоминаем написание слов.
Из предложенных корней и соединительных гласных о и е образуй сложные слова, самостоятельно запиши:
Рыб-, ход, птиц-, кос, лов, сен-, лед, гол-, кол, снег-, вал.
(рыболов, сенокос, снегоход, ледокол, гололед, сеновал, птицелов)
Поставь ударение в словах, выдели изученные орфограммы.
Физкультминутка под музыку
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура на месте – замри!
Под шум прибоя закрываем глаза, отдыхаем, дышим полной грудью.
Работа с учебником: с.91 упр.126 – домашнее задание
Прочитать задание, все ли понятно?
Картинный диктант
– записать слова: хлебороб, снегопад, листопад, мухомор, носорог, трясогузка, самовар.
На какие возможные группы можно разделить эти слова?
(отвечающие на вопрос кто? что?)
Итог урока:
что запомнили с урока?
какой вид работы понравился?
Заключение
При проведении урока использовались принципы личностно-ориентированного подхода:
– принцип педагогического общения
Учитель выполняет роль воспитателя и идет к творческому познанию предмета.
– обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех.
Введение в тему, составление сложных слов, запись сложных слов через зрительное восприятие.
– принцип самоанализа в обучении
Учащиеся анализируют свою деятельность, обучаются индивидуальному и коллективному самоанализу, идет закрепление написания орфограмм:
безударная гласная в корне слова, правописание парных согласных в корне слова.
Литература
Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты.–М.: Издательство Владос-пресс, 2002 – 176 с.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1 изд. 3-е перераб.–М.: Баласс.2004.–176 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд.11-е стереотип. Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. М.: “Русский язык”, 1975-846 с.
Современные педагогические технологии Начальная школа. Пособие для учителя (серия “Школа развивающего обучения”) Ростов н/Д: Издательство “Феникс”, 2003-448 с.