Урок русского языка, 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Личностно-ориентированный подход в системе обучения русскому языку

Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Тема: образование сложных слов

Цель: организовать деятельность учащихся на изучение данной темы.

Задачи:

  • отрабатывать умение учащихся образовывать и писать сложные слова, состоящие из двух корней и соединительной гласной о и е, закреплять знания в написании безударных гласных, проверяемых согласных в корне слова;

  • развивать логическое мышление, устную и письменную речь;

  • воспитывать внимание, любовь к предмету.

Ход урока:

Организация класса

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок!

Актуализация первичного опыта

“Подскажи словечко”

– Слова, у которых два корня, называются …

(сложными)

– В сложных словах есть соединительные гласные …

(о и е)

– После твердых согласных пишется соединительная гласная …

(о)

– После мягких согласных пишется соединительная гласная …

(е)

– После букв ж и ш пишется гласная…

(е)

– Дайте примеры.

Работа над темой

Образовать слова с первым корнем вод-

со вторым корнем –вод

вод о лаз

сад о вод

вод о пад

пол е вод

вод о сток

животн о вод

вод о воз

пчел о вод

вод о мер

хор о вод

Понятно ли лексическое значение слов?

Водомер – прибор для измерения количества протекающей воды или высоты ее уровня.

Водолаз – рабочий, занимающийся подводными работами в специальной одежде.

– порода хорошо плавающих собак, использовавшихся для спасения утопающих.

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.

Водосток – сооружение для отвода, стока воды или покатое место, по которому стекает вода.

Водовоз – возчик, доставляющий воду.

Садовод – специалист по разведению садов (садовых растений).

Полевод – специалист по выращиванию растений поля.

Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской.

(Ожегов С.И. Словарь русского языка. С.83, 507,638, 797)

Устное составление детьми своих предложений со словами первого и второго столбика (подвела учащихся к формулированию темы и задач урока). Дети сами сформулировали:

  • тема – образование сложных слов;

  • задачи – учимся правильно писать сложные слова, запоминаем написание слов.

Из предложенных корней и соединительных гласных о и е образуй сложные слова, самостоятельно запиши:

Рыб-, ход, птиц-, кос, лов, сен-, лед, гол-, кол, снег-, вал.

(рыболов, сенокос, снегоход, ледокол, гололед, сеновал, птицелов)

Поставь ударение в словах, выдели изученные орфограммы.

Физкультминутка под музыку

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура на месте – замри!

Под шум прибоя закрываем глаза, отдыхаем, дышим полной грудью.

Работа с учебником: с.91 упр.126 – домашнее задание

Прочитать задание, все ли понятно?

Картинный диктант

– записать слова: хлебороб, снегопад, листопад, мухомор, носорог, трясогузка, самовар.

На какие возможные группы можно разделить эти слова?

(отвечающие на вопрос кто? что?)

Итог урока:

  • что запомнили с урока?

  • какой вид работы понравился?

Заключение

При проведении урока использовались принципы личностно-ориентированного подхода:

– принцип педагогического общения

Учитель выполняет роль воспитателя и идет к творческому познанию предмета.

– обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех.

Введение в тему, составление сложных слов, запись сложных слов через зрительное восприятие.

– принцип самоанализа в обучении

Учащиеся анализируют свою деятельность, обучаются индивидуальному и коллективному самоанализу, идет закрепление написания орфограмм:

безударная гласная в корне слова, правописание парных согласных в корне слова.

 Литература

Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты.–М.: Издательство Владос-пресс, 2002 – 176 с.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1 изд. 3-е перераб.–М.: Баласс.2004.–176 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд.11-е стереотип. Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. М.: “Русский язык”, 1975-846 с.

Современные педагогические технологии Начальная школа. Пособие для учителя (серия “Школа развивающего обучения”) Ростов н/Д: Издательство “Феникс”, 2003-448 с.