ПАМЯТЬ (2 урока)
Цель: дать определение памяти, как одного из важнейших психических процессов.
Задачи:
- Познакомить учащихся с видами памяти и механизмами запоминания.
- Предоставить возможность выявить индивидуальные особенности своей памяти.
- Освоить некоторые приемы мнемотехники.
Ход занятия
Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать все куда следует.
А.В.Суворов
Разминка
Передать информацию:
“22 мая в 11.15 по адресу: Пушкинская, 148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений” быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя, отчество”.
Работа по теме
Память — способность запоминать, хранить и в дальнейшем воспроизводить или узнавать то, что было увидено, услышано, прочитано или сделано. Памятью обладают не только люди, но и животные.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
У каждого человека свои, индивидуальные, особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие — увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе.
Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность запомнить как можно больше материала. Главное из качеств, определяющих продуктивность памяти, — умение быстро извлекать (воспроизводить) из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различия (это уже процесс мышления). Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: “Память есть кладовая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует”.
Виды памяти:
- По характеру психической активности:
- двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем),
Например, когда вы разучиваете какой-то танец, то сразу вам довольно тяжело не сбиваться, вы постоянно следите за тем, какое “па” должно быть следующим. Когда же вы разучили танец, вы идете легко, не задумываясь над тем, что делать дальше. В этом вам помогает именно двигательная память. Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить материал, который они записали.
- эмоциональная память — это память на чувства.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
2.По предъявляемым стимулам (виду и форме информации) выделяют:
- образную (образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, рисунки и модели, а также на звуки)
- словесно-логическую память (запоминание и сохранение логически упорядоченной информации, представленной в словесной форме. Ее еще называют смысловой памятью).
3. По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминаемого материала:
- зрительная,
- слуховая,
- осязательная,
- обонятельная,
- вкусовая
Упражнения: на выявление уровня развития зрительной памяти (рис. 1).
Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому тренировки требуют все виды памяти. При подготовке уроков желательно чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра договоритесь заниматься вдвоем: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попробуйте использовать речедвигательную память: проговаривать прочитанное вслух или шепотом.
В зависимости от того, какие органы чувств (анализаторы) задействованы при предъявлении информации, выделяют память зрительную и слуховую.
4. По характеру целей деятельности:
- Непроизвольная (запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить)
- Произвольная (в тех случаях, когда мы ставим такую цель)
Приступая к приготовлению уроков, нужно поставить перед собой цель — запомнить. При этом нужно четко сформулировать для себя, что именно и как запомнить: все подряд или отдельные части материала; наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания. Точная предварительная настройка поможет добиться желаемого результата. Отчетливое, сознательное намерение запомнить надолго, “навсегда” повышает прочность запоминания.
5. По продолжительности закрепления и сохранения материала:
- кратковременная (определяется способностью к сохранению информации после однократного непродолжительного восприятия.),
- долговременная (характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения),
- оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции.)
6. По уровню организации: наглядно-образная, словесно – логическая
Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный материал может забыться. Аналогическое явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия.
Память бывает также механической и смысловой. Механическая память — кратковременная. Уже на следующий день четверть из того, что было просто “зазубрено”, бесследно забывается.
Смысловая (логическая) память основана на понимании сути того, что хочет запомнить человек. Поэтому материал, который ты не просто заучиваешь, а внимательно анализируешь, запоминается надолго.
Упражнение: определение уровня смыслового и механического запоминания.
I. Смысловая (логическая) память | I. А. Механическая память |
корова — молоко | огонь — диван |
фонарь — ночь | бабочка — ваза |
краски — рисовать | соловей — брат |
яблоко — сок | улица — чайник |
карандаш — писать | краб — автобус |
расческа — волосы | шкаф — играть |
лодка — плыть | браслет — песок |
снег — зима | молоток — газета |
журнал — читать | лента — плавать |
санки — кататься | коза — свет |
Психологические эксперименты показали, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.
: Зрительная память. Рассмотри фигуры, изображенные в рисунке 2. Постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и нарисуй их на отдельном листе.Упражнения
Образная память. Рассмотри рисунки 3, постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и перечисли все, что нарисовано.
Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. С помощью психологических экспериментов выявлен закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т. е. запоминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономерности процесса запоминания и забывания. Так, обычно лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух, а середина как бы выпадает. Этот процесс графически выглядит так (рис. 4).
Вы уже знаете также, что при механическом запоминании информации через день 25% ее забывается. Однако многократное повторение материала дает возможность перевести информацию в долговременную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определенными интервалами через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа.
Условия, влияющие на запоминание.
- установка,
- мотивация,
- эмоциональное состояние (при волнении продуктивность памяти резко снижается; под влиянием эмоций может даже происходить искажение информации),
- степень завершенности действия запоминания,
- значимость для индивида информации.
(например, информацию о том, что “22 мая в 11.15 по адресу: Пушкинская, 148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений” быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя, отчество”).
Как показывает повседневный опыт, лучший способ глубоко осознать и прочно запомнить материал — это изложить его в устном или письменном виде, логически связать с уже известным. Конечно, если вы быстро запоминаете и медленно забываете, лучше не бывает. А если запоминаете медленно, а забываете быстро, то следует особенно много и постоянно работать над развитием своей памяти.
Мнемотехника. Поиски приемов рационального заучивания фактов, информации начались еще в прошлом веке. Так возникло понятие о мнемотехнике как руководстве по заучиванию фактологического материала, использованию специальных приемов и способов для улучшения запоминания. Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.
- Для запоминания совокупности и последовательности группы слов можно применить следующие приемы: каждое слово сокращается до начальной буквы, а по этим буквам надо придумать новые слова, из которых составляется осмысленная фраза.
- Запоминание сложных или новых для вас слов с помощью созвучных (более понятных).
Так заучивается, например, последовательность основных цветов в радуге: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Например, медицинские термины “супинация” и “пронация” можно представить как “суп несла и пролила”; запомнить имя португальского путешественника Васко да Гама поможет созвучное “Васька да Галя”.
- При запоминании номеров телефонов можно выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 35-89-54 такая зависимость существует: 89 = 35 + 54. Можно попробовать выделить знакомые числа. Например, число 85 314 состоит из “85” — год рождения брата и “314” — первые цифры числа “пи”.
- Прием смыслового кодирования. Например, число 314 159 можно запомнить с точностью до 6-го знака при помощи следующей фразы: “Это я знаю и помню прекрасно”. Количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа.
- Прием ассоциации : ряд не связанных между собой слов следует представить в виде образов, включая каждое последующее в “картинку”, где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово. Причем чем более нелепой, смешной окажется воображаемая картина, тем больше шансов, что вы ее запомните. При соответствующей тренировке вполне возможно запомнить 25—30 и даже больше слов из 40 при первом предъявлении.
Упражнение: для освоения приема “ассоциации”. Учащимся в полной тишине диктуется 10 слов с предварительной инструкцией: представлять себе образ, связанный с каждый словом; создавать в воображении некую цепочку событий, где каждый последующий образ имел бы взаимосвязь с предыдущим. Желательно, чтобы получился рассказ, маленькая история, причем, чем более смешной, необычной будет эта история, тем скорее она запомнится.
Образец набора слов: дерево, верблюд, воздух, цветок, площадь, галстук, кино, справедливость, директор, камень, ключ, весы.
Формы воспроизведения:
- Узнавание (при повторном восприятии объекта),
- Воспоминание, которое осуществляется в отсутствии восприятия объекта,
- Припоминание (наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от поставленных задач),
- Реминисценция (непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы забытого)
Домашнее задание
Как можно запомнить твой номер телефона, подбери один из способов.
ЛИТЕРАТУРА
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Познаю свои способности.—Москва.: Вентана—Граф, просвещение, 2006.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.—М.: Просвещение, 1986.
- Дидактический инструментарий к практикуму “Самопознание”. (Дидактический материал). Сост. Екимова Е.В., Кулькова Е.А.—Красноуфимск.: ГОУ СПО “КПК” 2005
- Маклаков А.Г. Общая психология.—СПб.: Питер, 2005.
- Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т.—М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.—Т. 2.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия.—М.: Генезис, 2004.