I. Пояснительная записка.
В новом тысячелетии мы ступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. А это означает, что теперь самым важным продуктом становится информация, и лидировать будут те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Поэтому новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. До сих пор в школе эта проблема частично решалась введением предмета “Основы информатики и вычислительной техники”, но в последние годы в развитии информатики как учебной дисциплины наблюдался некоторый кризис. В школе сейчас наблюдается снижение исходной мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Это коснулось в какой-то мере и предмета “Основы информатики и вычислительной техники”. Зато явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки работы на персональных компьютерах для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.д. Для удовлетворения этого запроса и создана данная программа.
Программа элективного курса “А ты сможешь стать секретарем?” разработана на основе программы дополнительного образования “Обучение профессии секретарь-делопроизводитель” Макаричевой О.Н., Парамоновой Г.Г., Смирновой А.Н. и анализа делопроизводства и функций секретаря-машинистки в учреждениях с учетом знаний школьников, полученных на уроках информатики.
В процессе теоретического обучения девятиклассники знакомятся:
- со служебными функциями секретаря;
- с организацией рабочего места секретаря;
- с использованием персонального компьютера (ПК) для получения, переработки, передачи и хранения информации;
- с прикладным программным обеспечением и аппаратными средствами современных ПК;
- с современными средствами передачи информации;
- с основами делопроизводства;
- с профессиональной этикой и деловым общением.
Учащиеся изучают ГОСТы по делопроизводству, правила составления и оформления основных служебных документов, требования к оформлению машинописных документов.
С целью приобретения навыков работы на ПК, направленных на совершенствование техники и скорости письма “слепым” десятипальцевым методом, используются тренажеры.
С целью повышения эффективности занятий, воспитания у девятиклассников интереса к профессиональной деятельности следует привлекать их к оформлению технической, технологической и другой документации, связанной с конкретным предприятием, к участию в творческих разработках.
Для рассмотрения темы “Профессиональная этика и деловое общение” можно привлечь специалистов либо подготовить уроки совместно со школьным психологом.
На учебных занятиях следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.
В итоге реализации программы ожидается, что:
- раскроется природный потенциал учащихся;
- приобретут умение письменно, при помощи компьютера излагать мысли, оформив их в виде электронного или бумажного документа;
- приобретут знания методов и способов ввода, редактирования, форматирования и печати текстовой информации;
- разовьется потребность в углублении изучения данного предмета;
- появится желание и готовность продолжить обучение по данному направлению;
- появится стремление и умение самостоятельно добывать новые знания;
- покажут высокие результаты в конкурсе секретарей.
Основная цель курса: формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Задачи:
- создавать условия для раскрытия природного потенциала учащихся;
- формировать алгоритмический стиль мышления;
- способствовать освоению навыков обработки текстовой информации;
- способствовать реализации потребности детей к самообразованию, самовоспитанию;
- создавать и поддерживать мотивацию на трудовую деятельность, и самостоятельное трудоустройство.
Программа “А ты сможешь стать секретарем?” разработана для предпрофильной подготовки детей 9 класса.
Методы:
- репродуктивный (определения понятий);
- объяснительно-иллюстративный (показ с помощью медиапроектора);
- игровой (темы “Клавиатурный тренажер”);
- рассказ, беседа, лекция, дискуссия;
- практические и лабораторные работы;
- стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрения устные, вручения дипломов по итогам конкурса секретарей).
Программа курса рассчитана на 20 часов, из них 13 отводится на практические занятия. Рекомендуемый режим обучения – 2 часа в неделю.
Условия реализации программы:
Программа курса составлена с учетом материального и программного оснащения кабинета (10 рабочих мест учащегося, одно рабочее место педагога, мультимедийный проектор, принтер).
Методы определения результативности программы.
Мы используем различные методы педагогической диагностики:
- наблюдение за деятельностью ребенка является одним из ведущих методов;
- беседа, интервью – непосредственное общение с воспитанником, через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка;
- опрос (беседа) с диагностической целью может быть как индивидуальным, так и фронтальным, успеху способствует атмосфера доверия;
- конкурс секретарей;
- изучение продуктов деятельности – по возможности оценивается не только конечный результат, но и процесс деятельности, последовательность действий, старательность.
II. Календарно-тематический план.
№ п/п |
Тема |
Общее кол-во часов |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
|
Теоретические |
Практические |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Введение. |
1 |
1 |
Беседа |
Конспект |
||
Организация рабочего места секретаря. |
1 |
1 |
Лекция |
Конспект |
||
Машинопись. |
3 |
1 |
2 |
Лекция. Практическое занятие |
Выполнение серии упражнений Solo |
|
Подготовка текстов и основы верстки. |
5 |
1 |
4 |
Практическое занятие |
Готовые тексты |
|
Профессиональная этика и деловое общение. |
1 |
1 |
Беседа |
Реферат |
||
6. |
Основы делопроизводст-ва. |
7 |
1 |
6 |
Практическое занятие |
Номенклатура дел |
7. |
Современные средства передачи информации. |
2 |
1 |
1 |
Лекция. Практическое занятие |
Адрес электронной почты |
ИТОГО: |
20 |
7 |
13 |
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Содержание уроков |
Кол-во часов |
1. |
Введение. |
Общие сведения о профессии секретарь-делопроизводитель. |
1 |
2. |
Организация рабочего места секретаря. |
Оборудование рабочего места секретаря. Правила техники безопасности и электробезопасности. |
1 |
3. |
Машинопись. |
Понятие о слепом “десятипальцевом” методе письма. Схема клавиатуры. |
1 |
Программы-тренажеры. |
2 |
||
Всего: |
3 |
||
4. |
Подготовка текстов и основы верстки. |
Знаки препинания, сокращения
в тексте. |
1 |
Оформление заголовков и
подзаголовков. |
2 |
||
Практическая работа “Отработка навыков ввода текстовой информации, редактирования и верстки”. |
2 |
||
Всего: |
5 |
||
5. |
Профессиональная этика и деловое общение. |
Этикет. Служебный этикет.
Поведенческий этикет. |
1 |
Всего: |
1 |
||
6. |
Основы делопроизводства. |
Значение делопроизводства в
работе учреждения. Виды документов. ГОСТы на
документы. |
1 |
Приказ и выписка из нее. |
1 |
||
Протокол и выписка из него. |
1 |
||
Договор, трудовое соглашение, контракт. |
1 |
||
Копии документов. |
1 |
||
Электронные таблицы и базы данных. |
1 |
||
Практическая работа “Оформление документов, вывод на печать”. |
1 |
||
Всего: |
7 |
||
7. |
Современные средства передачи информации. |
Компьютерные
телекоммуникации (основные понятия). |
1 |
Услуги глобальных сетей:
Электронная почта. |
1 |
||
Всего: |
2 |
Литература:
Демачев С.И., Кукина Е.И. Самоучитель машинописи. М.: Высшая школа, 1995.
Корнеева А.П., Амелина А.М. Машинопись и основы делопроизводства. М.: Просвещение, 1992.
Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству. М.: 1996.
Веселов П.В. Как составить служебные документы. М.: Экономика, 1982.
Бардо М.С. Профессия – секретарь.// Информатика. 1995. №5.
Максимовский М. Этикет делового человека. М.: Дидакт, 1994.
Честара Дж. Деловой Этикет. М.: Агентство “Фаир”, 1997.
Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол. М.: ТОО “Интел Тех”, 1993.
Глоссарий
1.1. Общие понятия
Делопроизводство; документационное обеспечение управления – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Архивное дело – отрасль деятельности, обеспечивающая организацию хранения и использования архивных документов.
Машинописный документ – письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами.
Документ личного происхождения (Ндп. Личный документ) – документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.
Официальный документ – документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.
Служебный документ – официальный документ, используемый в текущей деятельности организации.
Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.
Дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.
2.1. Делопроизводство
2.1.1. Документирование.
Документирование – запись информации на различных носителях по установленным правилам.
Наименование документа – обозначение вида письменного документа.
Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа.
Бланк документов – набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.
Подпись – реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица.
Гриф согласования – реквизит официального документа, выражающий согласие учреждения или его органа, не являющегося автором документа, с его содержанием.
Гриф утверждения – реквизит официального документа, придающий нормативный или правовой характер его содержанию.
Дата официального документа – реквизит официального документа, содержащий указанное на документе время его создания и/или подписания, утверждения, принятия, согласования, опубликования.
2.1.2. Организация работы с документами.
Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.
Входящий документ – документ, поступивший в учреждение.
Исходящий документ – официальный документ, отправляемый из учреждения.
Регистрация документа – запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.
Дело – совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.
Номенклатура дел – систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.