Курс по выбору для 9-го класса по информатике: "А ты сможешь стать секретарём?"

Разделы: Информатика


I. Пояснительная записка.

В новом тысячелетии мы ступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. А это означает, что теперь самым важным продуктом становится информация, и лидировать будут те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Поэтому новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. До сих пор в школе эта проблема частично решалась введением предмета “Основы информатики и вычислительной техники”, но в последние годы в развитии информатики как учебной дисциплины наблюдался некоторый кризис. В школе сейчас наблюдается снижение исходной мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Это коснулось в какой-то мере и предмета “Основы информатики и вычислительной техники”. Зато явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки работы на персональных компьютерах для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.д. Для удовлетворения этого запроса и создана данная программа.

Программа элективного курса “А ты сможешь стать секретарем?” разработана на основе программы дополнительного образования “Обучение профессии секретарь-делопроизводитель” Макаричевой О.Н., Парамоновой Г.Г., Смирновой А.Н. и анализа делопроизводства и функций секретаря-машинистки в учреждениях с учетом знаний школьников, полученных на уроках информатики.

В процессе теоретического обучения девятиклассники знакомятся:

  • со служебными функциями секретаря;
  • с организацией рабочего места секретаря;
  • с использованием персонального компьютера (ПК) для получения, переработки, передачи и хранения информации;
  • с прикладным программным обеспечением и аппаратными средствами современных ПК;
  • с современными средствами передачи информации;
  • с основами делопроизводства;
  • с профессиональной этикой и деловым общением.

Учащиеся изучают ГОСТы по делопроизводству, правила составления и оформления основных служебных документов, требования к оформлению машинописных документов.

С целью приобретения навыков работы на ПК, направленных на совершенствование техники и скорости письма “слепым” десятипальцевым методом, используются тренажеры.

С целью повышения эффективности занятий, воспитания у девятиклассников интереса к профессиональной деятельности следует привлекать их к оформлению технической, технологической и другой документации, связанной с конкретным предприятием, к участию в творческих разработках.

Для рассмотрения темы “Профессиональная этика и деловое общение” можно привлечь специалистов либо подготовить уроки совместно со школьным психологом.

На учебных занятиях следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.

В итоге реализации программы ожидается, что:

  • раскроется природный потенциал учащихся;
  • приобретут умение письменно, при помощи компьютера излагать мысли, оформив их в виде электронного или бумажного документа;
  • приобретут знания методов и способов ввода, редактирования, форматирования и печати текстовой информации;
  • разовьется потребность в углублении изучения данного предмета;
  • появится желание и готовность продолжить обучение по данному направлению;
  • появится стремление и умение самостоятельно добывать новые знания;
  • покажут высокие результаты в конкурсе секретарей.

Основная цель курса: формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Задачи:

  • создавать условия для раскрытия природного потенциала учащихся;
  • формировать алгоритмический стиль мышления;
  • способствовать освоению навыков обработки текстовой информации;
  • способствовать реализации потребности детей к самообразованию, самовоспитанию;
  • создавать и поддерживать мотивацию на трудовую деятельность, и самостоятельное трудоустройство.

Программа “А ты сможешь стать секретарем?” разработана для предпрофильной подготовки детей 9 класса.

Методы:

  • репродуктивный (определения понятий);
  • объяснительно-иллюстративный (показ с помощью медиапроектора);
  • игровой (темы “Клавиатурный тренажер”);
  • рассказ, беседа, лекция, дискуссия;
  • практические и лабораторные работы;
  • стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрения устные, вручения дипломов по итогам конкурса секретарей).

Программа курса рассчитана на 20 часов, из них 13 отводится на практические занятия. Рекомендуемый режим обучения – 2 часа в неделю.

Условия реализации программы:

Программа курса составлена с учетом материального и программного оснащения кабинета (10 рабочих мест учащегося, одно рабочее место педагога, мультимедийный проектор, принтер).

Методы определения результативности программы.

Мы используем различные методы педагогической диагностики:

  • наблюдение за деятельностью ребенка является одним из ведущих методов;
  • беседа, интервью – непосредственное общение с воспитанником, через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка;
  • опрос (беседа) с диагностической целью может быть как индивидуальным, так и фронтальным, успеху способствует атмосфера доверия;
  • конкурс секретарей;
  • изучение продуктов деятельности – по возможности оценивается не только конечный результат, но и процесс деятельности, последовательность действий, старательность.

II. Календарно-тематический план.

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Теоретические

Практические

1

2

3

4

5

6

7

 

Введение.

1

1

 

Беседа

Конспект

 

Организация рабочего места секретаря.

1

1

 

Лекция

Конспект

 

Машинопись.

3

1

2

Лекция.

Практическое занятие

Выполнение серии упражнений Solo

 

Подготовка текстов и основы верстки.

5

1

4

Практическое занятие

Готовые тексты

 

Профессиональная этика и деловое общение.

1

1

 

Беседа

Реферат

6.

Основы делопроизводст-ва.

7

1

6

Практическое занятие

Номенклатура дел

7.

Современные средства передачи информации.

2

1

1

Лекция.

Практическое занятие

Адрес электронной почты

 

ИТОГО:

20

7

13

   

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Содержание уроков

Кол-во часов

1.

Введение.

Общие сведения о профессии секретарь-делопроизводитель.

1

2.

Организация рабочего места секретаря.

Оборудование рабочего места секретаря. Правила техники безопасности и электробезопасности.

1

3.

Машинопись.

Понятие о слепом “десятипальцевом” методе письма. Схема клавиатуры.

1

Программы-тренажеры.
Автоматизированный ввод текста.

2

Всего:

3

4.

Подготовка текстов и основы верстки.

Знаки препинания, сокращения в тексте.
Нумерация страниц.

1

Оформление заголовков и подзаголовков.
Оформление сносок, прямой речи и цитат.
Оформление примечаний, приложений.

2

Практическая работа “Отработка навыков ввода текстовой информации, редактирования и верстки”.

2

Всего:

5

5.

Профессиональная этика и деловое общение.

Этикет. Служебный этикет. Поведенческий этикет.
Речевой этикет. Ведение телефонных переговоров.
Деловые беседы, совещания, встречи, приемы. Роль секретаря в их подготовке и организации.

1

Всего:

1

6.

Основы делопроизводства.

Значение делопроизводства в работе учреждения. Виды документов. ГОСТы на документы.
Виды распорядительных документов. Их назначение.

1

Приказ и выписка из нее.
Докладная записка и справка.

1

Протокол и выписка из него.
Акт.

1

Договор, трудовое соглашение, контракт.

1

Копии документов.
Организация документооборота.
Технология работы с документами.

1

Электронные таблицы и базы данных.

1

Практическая работа “Оформление документов, вывод на печать”.

1

Всего:

7

7.

Современные средства передачи информации.

Компьютерные телекоммуникации (основные понятия).
Аппаратные и программные средства телекоммуникаций.

1

Услуги глобальных сетей: Электронная почта.
Услуги глобальных сетей: WWW.

1

Всего:

2

Литература:

  1. Демачев С.И., Кукина Е.И. Самоучитель машинописи. М.: Высшая школа, 1995.

  2. Корнеева А.П., Амелина А.М. Машинопись и основы делопроизводства. М.: Просвещение, 1992.

  3. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству. М.: 1996.

  4. Веселов П.В. Как составить служебные документы. М.: Экономика, 1982.

  5. Бардо М.С. Профессия – секретарь.// Информатика. 1995. №5.

  6. Максимовский М. Этикет делового человека. М.: Дидакт, 1994.

  7. Честара Дж. Деловой Этикет. М.: Агентство “Фаир”, 1997.

  8. Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол. М.: ТОО “Интел Тех”, 1993.

Глоссарий

1.1. Общие понятия

  1. Делопроизводство; документационное обеспечение управления – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

  2. Архивное дело – отрасль деятельности, обеспечивающая организацию хранения и использования архивных документов.

  3. Машинописный документ – письменный документ, при создании которого знаки письма наносят техническими средствами.

  4. Документ личного происхождения (Ндп. Личный документ) – документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей.

  5. Официальный документ – документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.

  6. Служебный документ – официальный документ, используемый в текущей деятельности организации.

  7. Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

  8. Дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

2.1. Делопроизводство
2.1.1. Документирование.

  1. Документирование – запись информации на различных носителях по установленным правилам.

  2. Наименование документа – обозначение вида письменного документа.

  3. Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа.

  4. Бланк документов – набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.

  5. Подпись – реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица.

  6. Гриф согласования – реквизит официального документа, выражающий согласие учреждения или его органа, не являющегося автором документа, с его содержанием.

  7. Гриф утверждения – реквизит официального документа, придающий нормативный или правовой характер его содержанию.

  8. Дата официального документа – реквизит официального документа, содержащий указанное на документе время его создания и/или подписания, утверждения, принятия, согласования, опубликования.

2.1.2. Организация работы с документами.

  1. Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

  2. Входящий документ – документ, поступивший в учреждение.

  3. Исходящий документ – официальный документ, отправляемый из учреждения.

  4. Регистрация документа – запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.

  5. Дело – совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.

  6. Номенклатура дел – систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

приложение 1