Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства. Особенно это значимо в период переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта у детей подростков и, особенно у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитанники детских домов испытывают большие трудности в приобретении навыков успешной социализации это обусловлено рядом факторов:
- особенностями психического развития;
- условиями организации их жизнедеятельности в детском доме;
- обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Проведенное исследование “Уровень подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей” Л В, Байбородова с детьми группы семьи Петропавловского детского дома показало, что 20 % детей социально адаптированы, 30 % детей социально активны, 20 % детей автономны, а лишь 10 % детей нравственно воспитаны.
Воспитательный процесс в детском доме в современных условиях должен быть направлен на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта, свободного самоопределения в социальном окружении. Именно в этом могут помочь средства и методы театрально-игровой деятельности, так как именно они, являются:
- благоприятной средой самовыражения и самореализацией личности ребенка;
- необычной моделью жизни, сконструированной и сыгранной, в которой ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами; - механизмом формирования творческого коллектива;
- средством эмоционального и интеллектуального развития;
- местом развития творческих способностей каждой личности.
Кроме того, театральные постановки ставят каждого человека в активную жизненную позицию, помогают увидеть своё место в игре, заставляют чувствовать ответственность, дети “отыгрывают” свои проблемы.
Анализ изучения трудов, идей по воспитанию средствами театрально-игровой деятельности К. Станиславского, В. А. Караковского, М. П. Щетининой, А. Никитиной, Ю. П. Аланского, авторских программ Г. Н. Коляев - “Театральное искусство”; А. П. Ершовой - “Театральные уроки”; позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы воспитания детей , проживающих в детских домах. Поэтому возникла необходимость в разработке программы: “Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами театрально-игровой деятельности”.
Данная программа поможет детям через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта ребёнка, позволит реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствии более успешно адаптироваться в жизни.
Цель: Формирование социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации средствами театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
- Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
- Развитие творческих способностей.
Данная программа предусмотрена для среднего возраста, рассчитана на последовательное овладение умениями, навыками самосовершенства и разработана на 3 года по темам:
1 год - Театр и театральная игра.
2 год - Выразительные средства театрального искусства.
3 год - Основы актерского мастерства.
Первый год работы предполагает знакомство с театром, дети получают сведения о театре, знакомятся с театральным словарём, особое место занимают театральные игры, игры-тренинги на внимание, память, воображение, а также упражнения и разыгрывание диалогов, сценок.
Второй год работы предполагает переход от театральных игр к развивающим упражнениям на постановку дыхания, голоса, дикции. Предполагается использовать выразительные средства: - мимику, жесты, актерскую выразительность.
Третий год работы предполагает работу над собой, предложенной ролью, образа героя в литературно-художественных произведениях, спектаклях, инсценировках, импровизациях. Занятия лучше проводить в зале со сценой или в свободном помещении, стулья следует располагать полукругом так, чтобы все дети могли видеть друг друга.
Каждое занятие должно нести в себе новый элемент, упражнение, задание, игру.
В конце каждого полугодия проводится отчёт- представление о проделанной работе.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 - 30 минут.
Тематический план на три года.
Тема | Количество часов | |
1. | Театр и театральная игра. | 40 |
2. | Выразительные средства театрального искусства. | 40 |
3. | Основы актёрского мастерства. | 42 |
1 год – Театр и театральная игра
Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов |
1. Первоначальные представления о театре. |
Знакомство с историей театра. | 3 | Знакомство с литературой о театре. | 1 |
2. Занятие: “Театр уж полон…” | Знакомство с правилами этикета в театре. | 1 | ||
3. Посещение театра | Обсуждение просмотра | 1 | ||
4. Занятие: О тех, кто остаётся за кулисами. | Знакомство с профессиями театра | 2 | Выпуск альбома: Все работы хороши…! |
3 |
5. Просмотр спектакля. | Определение, обсуждение темы, жанра, идеи. | 2 | ||
6. Занятие: “Театральный лабиринт”. | Знакомство с театральным словарём, терминами. | 3 | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов, терминов | 3 |
7. Занятие: Виды театральных жанров. | Знакомство с видами театральных жанров: комедия, драма. | 2 | ||
8. Занятие: Таинственные превращения в театре. | Знакомство с разновидностями театров. | 2 | Инсценировки, импровизации отрывков, диалогов, используя элементы кукольного спектакля. | 5 |
9. Театральные игры. | Знакомство с историей возникновения игры. | 2 | Игры на воображение, общение, внимание, наблюдательность. |
10 |
10. Итоговое занятие: “Всё, что знаю о театре” |
Показ театральных инсценировок, сценок, театральных игр. | 2 |
Прогнозируемый результат работы после первого года работы над программой.
Знать: историю театра и театрального искусства, театральные термины, разновидности театров, профессии театров;
Уметь: общаться друг с другом, погружаться в коллективное дело , в совместную работу, правильно выполнять упражнения, игры, слышать, понимать , видеть товарища. владеть элементами артистической смелости. оказывать помощь, поддержку товарищам, сочувствовать и сопереживать
2 год - Выразительные средства театрального искусства.
Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов. |
1. Занятие: “Многообразие выразительных средств в театре”. | Знакомство с выразительными средствами театра (драматургия, декорации, костюмы) | 3 | Изготовление необходимой декорации, костюмов для работы. | 4 | 7 |
2. Занятие: “Искусство речи”. | Сведения о речи в повседневной жизни, ее значимость. | 2 | Работа с четверостишьями, поговорками, стихотворными текстами. | 2 | 4 |
3. Занятие: “Словесное действие как достижение цели”. | Наблюдение за словесной выразительностью в просмотре спектаклей, сказок, видеофильмов, с последующим обсуждением. | 5 | 5 | ||
4. Занятие: “Техника сценической речи”. | Теоретические основы сценической речи
(дыхание, голос, дикция) |
2 | Упражнения на развитие и постановку дыхания: “Свечка”, “Погреем ручки”, | 2 | 4 |
Тренировочные упражнения на деление слов на слоги (работа со скороговорками) | 3 | 3 | |||
Упражнения на тренировку гласных
звуков в различных сочетаниях. Артикуляционные упражнения Сценки- импровизации. Разыгрывание сатирических диалогов. |
5 | 5 | |||
Работа с художественными произведениями, стихотворными текстами, этюдами используя жесты, мимику. | 10 | 10 | |||
5. Итоговое занятие | Сюжетная игра: “Путешествие по стране
Звукандии”. “Поэтические инсценировки”. Игры с элементами пантомимы |
2 | 2 |
Прогнозируемый результат работы после второго года работы над программой.
Знать: теоретические основы живой речи на сцене, основные этапы работы в упражнениях на тренировку дыхания, голоса, дикции.
Уметь: четко и правильно выполнять тренировочные упражнения, исполнять предложенный материал для зрителей, слушать и слышать себя, самостоятельно выполнять сценические упражнения, контролировать себя, добиваться эмоциональности, выразительности в работе.
3 год - Основы актерского мастерства.
Тема | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов | Общее кол-во часов. |
1. Занятие: Теоретические основы актерского мастерства. | Театр как вид искусства. Театральное искусство как одна из форм художественного отражения действительности. Актёр - “царь сцены”. |
2 | Просмотр слайд фильма “Театр Эллады” Составление кроссворда , состоящих из вопросов по истории театра Раскрытие замысла спектакля Роль индивидуальности актёра. |
3 | 5 |
2. Занятие: “Слово, как выразитель мысли, средство воздействия чувств и поступков. | Говорить – значит действовать. | 1 | Система упражнений для
совершенствования актёрского мастерства. Игры на актёрскую выразительность. Тренинги на словесное действие, ситуации словесного воздействия. |
5 | 6 |
3. Работа актёра над собой. | Упражнения на развитие внутреннего
внимания, сосредоточение. Упражнения на умение держать паузу. |
6 | |||
4. Работа актера над ролью | Изучение роли. Место роли в будущем спектакле. Составление событийного ряда роли. Разбор роли по действенным фактам. |
3 | 7 | 10 | |
5. Работа над спектаклем. | Изучение материалов, определение темы , идеи, жанра, стиля. | 2 | Поиск выразительных средств для
передачи роли на сцене. Показ одноактного спектакля перед зрителем. |
5 | 7 |
6. Работа над литературно-художественным произведением. | Краткий разбор истории возникновения
литературно-художественного произведени Стихотворное произведение, особенность работы над ним. Басня как вид произведения. |
2 | Показ литературно-художественного
произведения. Чтение стихотворных текстов Исполнение художественной прозы. Театрализация русско-народных сказок на новый лад. |
4 | 6 |
7. Итоговое занятие. | “Парад образов” - исполнение положительных, отрицательных образов по предложенным произведениям. | 2 | 2 |
Прогнозируемый результат после третьего года работы над программой.
Знать: теоретические основы актерского мастерства, этапы работы над ролью, сценарием, спектаклем, литературно-художественным произведением.
Уметь: находить верное решение в предлагаемых ситуациях, раскрывать силу слова в действии, самостоятельно работать над ролью, образом, владеть словесным действием в спектакле, создавать яркие и точные актерские образы, предупреждать конфликтные ситуации.
Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.
Название методик. | Что отслеживается. | Сроки. |
Методика выявления уровня
подготовленности детей-сирот к преодолению
трудностей. (Л. В. Байбородова) |
Уровень социальной адаптированности,
активности, автономности и нравственной воспитанности). |
Сентябрь. Май.
|
2. Методика: “Коммуникабельны ли Вы”. |
Сформированность коммуникативных навыков; | Ноябрь. |
3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”. | Эмоциональное состояние; Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость. |
Октябрь, Март. |
4. Методика: “Личностный рост”. Отношение к культуре |
Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре | Декабрь. |
5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”. | Сплочённость группы. | Май. |
Литература, использованная при составлении
программы.
Алянский Ю. Л Азбука театра, 50 маленьких
рассказов о театре.