Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами театральной педагогики

Разделы: Внеклассная работа


Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства. Особенно это значимо в период переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта у детей подростков и, особенно у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитанники детских домов испытывают большие трудности в приобретении навыков успешной социализации это обусловлено рядом факторов:

  • особенностями психического развития;
  • условиями организации их жизнедеятельности в детском доме;
  • обеднением и изменением характера влияния источников социализации.

Проведенное исследование “Уровень подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей” Л В, Байбородова с детьми группы семьи Петропавловского детского дома показало, что 20 % детей социально адаптированы, 30 % детей социально активны, 20 % детей автономны, а лишь 10 % детей нравственно воспитаны.

Воспитательный процесс в детском доме в современных условиях должен быть направлен на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта, свободного самоопределения в социальном окружении. Именно в этом могут помочь средства и методы театрально-игровой деятельности, так как именно они, являются:

  • благоприятной средой самовыражения и самореализацией личности ребенка;
  • необычной моделью жизни, сконструированной и сыгранной, в которой ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами; - механизмом формирования творческого коллектива;
  • средством эмоционального и интеллектуального развития;
  • местом развития творческих способностей каждой личности.

Кроме того, театральные постановки ставят каждого человека в активную жизненную позицию, помогают увидеть своё место в игре, заставляют чувствовать ответственность, дети “отыгрывают” свои проблемы.

Анализ изучения трудов, идей по воспитанию средствами театрально-игровой деятельности К. Станиславского, В. А. Караковского, М. П. Щетининой, А. Никитиной, Ю. П. Аланского, авторских программ Г. Н. Коляев - “Театральное искусство”; А. П. Ершовой - “Театральные уроки”; позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы воспитания детей , проживающих в детских домах. Поэтому возникла необходимость в разработке программы: “Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами театрально-игровой деятельности”.

Данная программа поможет детям через целенаправленную творческую деятельность справиться с психологическими последствиями отрицательного жизненного опыта ребёнка, позволит реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствии более успешно адаптироваться в жизни.

Цель: Формирование социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации средствами театрально-игровой деятельности.

Задачи:

  1. Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
  2. Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  3. Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
  4. Развитие творческих способностей.

Данная программа предусмотрена для среднего возраста, рассчитана на последовательное овладение умениями, навыками самосовершенства и разработана на 3 года по темам:

1 год - Театр и театральная игра.

2 год - Выразительные средства театрального искусства.

3 год - Основы актерского мастерства.

Первый год работы предполагает знакомство с театром, дети получают сведения о театре, знакомятся с театральным словарём, особое место занимают театральные игры, игры-тренинги на внимание, память, воображение, а также упражнения и разыгрывание диалогов, сценок.

Второй год работы предполагает переход от театральных игр к развивающим упражнениям на постановку дыхания, голоса, дикции. Предполагается использовать выразительные средства: - мимику, жесты, актерскую выразительность.

Третий год работы предполагает работу над собой, предложенной ролью, образа героя в литературно-художественных произведениях, спектаклях, инсценировках, импровизациях. Занятия лучше проводить в зале со сценой или в свободном помещении, стулья следует располагать полукругом так, чтобы все дети могли видеть друг друга.

Каждое занятие должно нести в себе новый элемент, упражнение, задание, игру.

В конце каждого полугодия проводится отчёт- представление о проделанной работе.

Занятия проводятся два раза в неделю по 20 - 30 минут.

Тематический план на три года.

  Тема Количество часов
1. Театр и театральная игра. 40
2. Выразительные средства театрального искусства. 40
3. Основы актёрского мастерства. 42

1 год – Театр и театральная игра

Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов
1. Первоначальные

представления о театре.

Знакомство с историей театра. 3 Знакомство с литературой о театре. 1
2. Занятие: “Театр уж полон…” Знакомство с правилами этикета в театре. 1    
3. Посещение театра Обсуждение просмотра 1    
4. Занятие: О тех, кто остаётся за кулисами. Знакомство с профессиями театра 2 Выпуск альбома:

Все работы хороши…!

3
5. Просмотр спектакля. Определение, обсуждение темы, жанра, идеи. 2    
6. Занятие: “Театральный лабиринт”. Знакомство с театральным словарём, терминами. 3 Работа с театральными словами в группах, объяснение слов, терминов 3
7. Занятие: Виды театральных жанров.     Знакомство с видами театральных жанров: комедия, драма. 2
8. Занятие: Таинственные превращения в театре. Знакомство с разновидностями театров. 2 Инсценировки, импровизации отрывков, диалогов, используя элементы кукольного спектакля. 5
9. Театральные игры. Знакомство с историей возникновения игры. 2 Игры на воображение,

общение, внимание, наблюдательность.

10
10. Итоговое занятие:

“Всё, что знаю о театре”

    Показ театральных инсценировок, сценок, театральных игр. 2

Прогнозируемый результат работы после первого года работы над программой.

Знать: историю театра и театрального искусства, театральные термины, разновидности театров, профессии театров;

Уметь: общаться друг с другом, погружаться в коллективное дело , в совместную работу, правильно выполнять упражнения, игры, слышать, понимать , видеть товарища. владеть элементами артистической смелости. оказывать помощь, поддержку товарищам, сочувствовать и сопереживать

2 год - Выразительные средства театрального искусства.

Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов.
1. Занятие: “Многообразие выразительных средств в театре”. Знакомство с выразительными средствами театра (драматургия, декорации, костюмы) 3 Изготовление необходимой декорации, костюмов для работы. 4 7
2. Занятие: “Искусство речи”. Сведения о речи в повседневной жизни, ее значимость. 2 Работа с четверостишьями, поговорками, стихотворными текстами. 2 4
3. Занятие: “Словесное действие как достижение цели”.     Наблюдение за словесной выразительностью в просмотре спектаклей, сказок, видеофильмов, с последующим обсуждением. 5 5
4. Занятие: “Техника сценической речи”. Теоретические основы сценической речи (дыхание,

голос, дикция)

2 Упражнения на развитие и постановку дыхания: “Свечка”, “Погреем ручки”, 2 4
      Тренировочные упражнения на деление слов на слоги (работа со скороговорками) 3 3
      Упражнения на тренировку гласных звуков в различных сочетаниях.

Артикуляционные упражнения

Сценки- импровизации.

Разыгрывание сатирических диалогов.

5 5
      Работа с художественными произведениями, стихотворными текстами, этюдами используя жесты, мимику. 10 10
5. Итоговое занятие     Сюжетная игра: “Путешествие по стране Звукандии”.

“Поэтические инсценировки”.

Игры с элементами пантомимы

2 2

Прогнозируемый результат работы после второго года работы над программой.

Знать: теоретические основы живой речи на сцене, основные этапы работы в упражнениях на тренировку дыхания, голоса, дикции.

Уметь: четко и правильно выполнять тренировочные упражнения, исполнять предложенный материал для зрителей, слушать и слышать себя, самостоятельно выполнять сценические упражнения, контролировать себя, добиваться эмоциональности, выразительности в работе.

3 год - Основы актерского мастерства.

Тема Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов Общее кол-во часов.
1. Занятие: Теоретические основы актерского мастерства. Театр как вид искусства.

Театральное искусство как одна из форм художественного отражения действительности.

Актёр - “царь сцены”.

2 Просмотр слайд фильма “Театр Эллады”

Составление кроссворда , состоящих из вопросов по истории театра

Раскрытие замысла спектакля

Роль индивидуальности актёра.

3 5
2. Занятие: “Слово, как выразитель мысли, средство воздействия чувств и поступков. Говорить – значит действовать. 1 Система упражнений для совершенствования актёрского мастерства.

Игры на актёрскую выразительность.

Тренинги на словесное действие, ситуации словесного воздействия.

5 6
3. Работа актёра над собой.     Упражнения на развитие внутреннего внимания, сосредоточение.

Упражнения на умение держать паузу.

  6
4. Работа актера над ролью Изучение роли.

Место роли в будущем спектакле.

Составление событийного ряда роли.

Разбор роли по действенным фактам.

3   7 10
5. Работа над спектаклем. Изучение материалов, определение темы , идеи, жанра, стиля. 2 Поиск выразительных средств для передачи роли на сцене.

Показ одноактного спектакля перед зрителем.

5 7
6. Работа над литературно-художественным произведением. Краткий разбор истории возникновения литературно-художественного произведени

Стихотворное произведение, особенность работы над ним.

Басня как вид произведения.

2 Показ литературно-художественного произведения.

Чтение стихотворных текстов

Исполнение художественной прозы.

Театрализация русско-народных сказок на новый лад.

4 6
7. Итоговое занятие.     “Парад образов” - исполнение положительных, отрицательных образов по предложенным произведениям. 2 2

Прогнозируемый результат после третьего года работы над программой.

Знать: теоретические основы актерского мастерства, этапы работы над ролью, сценарием, спектаклем, литературно-художественным произведением.

Уметь: находить верное решение в предлагаемых ситуациях, раскрывать силу слова в действии, самостоятельно работать над ролью, образом, владеть словесным действием в спектакле, создавать яркие и точные актерские образы, предупреждать конфликтные ситуации.

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик. Что отслеживается. Сроки.
Методика выявления уровня подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей.

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности,

автономности и нравственной воспитанности).

Сентябрь.

Май.

 

2. Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков; Ноябрь.
3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”. Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

Октябрь, Март.
4. Методика: “Личностный рост”.

Отношение к культуре

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре Декабрь.
5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”. Сплочённость группы. Май.

Литература, использованная при составлении программы.

  1. Алянский Ю. Л Азбука театра, 50 маленьких рассказов о театре.
  2. Алесандровна Э. Б Люблю театр! М. 1971.
  3. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. 1992г.
  4. Брудный. Д. Л. С чего начинается театр. М. 1986г.
  5. Воспитание и развитие детей в детском доме. / Ред. И. П. Иванова, ТОО Трансервис, 1996, 109стр
  6. Гегель. О. Н. Ширма поднимается выше. Из опыта работы театрального кружка. Молодая гвардия 1964г.
  7. Голованова Н. Ф Социализация и воспитание ребёнка. С-Петербург, 2004.
  8. Ершова А. П. Самостоятельный детский театр. Сб. Театр. школы. 1980г.
  9. Ершова А. П. - Уроки театра. М. 1984.
  10. Жерицкая. И. Г. За порогом детского дома: образ жизни выпускника. М.: Дом, 1992, 80с.