В результате проведённого совещания при зам.директоре по проблемам преемственность, было отмечено, что качество знаний и успеваемость в 5-х классах стабильны. Соответствуют уровню 4 класса.
Однако состояние уровня тревожности перед опросом на уроке велико у большинства учащихся, имеются факты перегрузки домашнего задания. Всё это создаёт негативное отношение к предмету, к учителю, а значит к получению образования в целом, что может привести к снижению результатов обучения в 6ых классах.
Одним из предложений было провести классно-обобщающий контроль по следующей программе.
Программа проведения классно-обобщающего контроля в 5-х классах.
Цель:
- Проверить уровень адаптивности методики преподавания к возможностям детей этого возраста.
- Проверить сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов учащимися 5-х классов;
- Мотивировать учителей-предметников на изучение данных о выпускниках начальной школы;
Основную заботу составляют дети из группы риска с:
А) фонетико-фонематическим нарушением речи;
Б) нарушением общения;
В) пониженным уровнем развития познавательной активности;
Г) нарушением процессов возбуждения и торможения, неврологическими реакциями;
Д) пониженным уровнем вербального развития;
Е) низким уровнем школьной зрелости;
Ж) повышенным уровнем тревожности и т.д.
Формы посещения уроков:
- Посещение всех уроков в одном классе в течение дня;
- Посещение уроков у одного учителя в разных классах в течение дня;
- Посещение отдельных уроков в одном классе в течение рабочей недели;
- Посещение уроков у различных учителей в разных классах по одной теме;
- Внезапное посещение уроков у отдельных учителей.
Содержание контроля:
1. Проверить расписание уроков в 5-х классах.
2. Проверить работу дополнительных, кружковых, классных часов.
3. Проверить систему работы классного руководителя, учителя – предметника по соблюдению учащимися правил внутреннего распорядка.
4. Анализ успеваемости, посещаемости, умений и навыков по четвертям, годам.
5. Учёт слабых и одарённых детей и система работы с ними (списки, график-расписание работы с ними)
6. Посещение и взаимопосещение уроков по графику.
Цели:
- Оценить монологическое изложение материала учителем;
- Оценить процесс взаимодействия учителя и учащихся при изложении им учебного материала;
- Проанализировать эффективность форм обучения;
- Проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости;
- Проанализировать как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания.
7. Психологу школы (в конце января) провести повторно, анкетирование учащихся, родителей с целью выявления уровня мотивации, тревожности по итогам классно-обобщающего контроля..
8. Срезы знаний. Цель: Проверить уровень адаптивности методики преподавания.
9. Проверка тетрадей. Цель: Проверить соблюдение единого орфографического режима, исключение перегрузок учащихся.
10. Провести итоговое совещание при завуче по итогам классно-обобщающего контроля, в феврале.
С целью ознакомления с этапами классно-обобщающего контроля, коллективу учителей, работающих в 5-х классах, предлагается примерный график посещения уроков и проверки документации.
дата | № урок | урок | кл | каб | учитель | Проверка документации | Кл. руководит. Учит. Предм. |
Памятки посещения уроков, так же раздаются учителям предметникам.
Цель: оценить монологическое изложения материала учителем.
Определение целей урока:
- достаточно чётко и понятно для учащихся;
- несколько расплывчато;
- остались неясны для учащихся.
Подобраны на основе учета:
- уровня обученности
- уровня обучаемости;
- доминирующих интересов и способностей учащихся.,
Умение вызвать интерес к теме:
- значение темы раскрыто убедительно;
- указывалось лишь на необходимость её изучения;
- значимость изучения темы никак не мотивировалось.
Раскрытие темы:
- структура изложения чёткая, смысловые части выделены и взаимосвязаны;
- общий план намечен, но переходы от одной смысловой части к другой остались неясными;
- трудно следить за развитием темы, основные мысли излагались непоследовательно.
Контакт между учителем и учащимися:
- контакт полный, все учащиеся внимательно слушали и работали;
- иногда учитель терял контакт с учащимися, они начинали отвлекаться;
- учителю не удалось установить контакта и взаимопонимания с учащимися.
Убедительность заключения:
- логично завершало и обобщало изложение;
- заключение “скомкано”;
- заключения не было.
Цель: Оценить процесс взаимодействия учителя и учащихся при изложении им учебного материала.
- Восприятие учителем эмоций учащихся (отмечает положительные и отрицательные эмоции учащихся, реагирует на них).
- Использование мыслей учащихся учителем (анализ высказываний учащихся, повтор или развитие их, корректировка или опровержение)
- Похвала или поощрение.
- Вопросы учителя к учащимся.
- Лекционное изложение (прямая передача информации).
- Указания и требования.
- Критика и авторитарность.
- Ответы учеников по просьбе учителя.
- Ответы ученика по собственной инициативе.
- Молчание (продуктивное, когда учащиеся заняты работой, или непродуктивное)
Вывод о том, какие взаимодействия (прямые или косвенные) были характерны для данного урока.
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
№п/п | Программа посещения | Анализ |
1. | Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д. | Доступен ли темп изложения для
слабоуспевающих учащихся. Проводит ли учитель работу над понятиями. |
2. | Выяснить, наблюдает ли учитель за
деятельностью школьников, отмечает ли
положительные моменты в их работе. Вовлекает ли учитель слабоуспевающих учащихся в беседу при усвоении нового материала. |
Выясняет ли учитель степень понимания
материала слабоуспевающими учащимися,
стимулирует ли вопрос учитель. Учитывает ли темп работы. |
3. | Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся, чтобы предупредить их повторение другими учениками. |
Цель: проанализировать как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания.
- Ясность каждому ученику.
- Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов.
- Установка на индивидуализацию.
- Возможность проверки задания.
- Ориентированность на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений.
- Разумное многообразие заданий.
- Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала)
- Предполагаемая преодолимая трудность в задании.
- Наличие фронтальных заданий.
- Введение инструктажа, алгоритма.
- Ориентация на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.
- 12. Интересность заданий, занимательность.
- Оптимальность домашнего задания.
- Скоординориванность домашнего задания с заданиями других учителей (на других уроках).
- Включает дамашнюю работу над ошибками.
Расписание анализируется относительно соответствия требований СанПиНа. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г №44 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02”.
Привожу извлечения по 5-м классам.
1. Соблюдение гигиенических требований к максимальным величинам образовательной нагрузки:
классы Максимально допустимая нагрузка в часах При 6-дневной неделе При 6-дневной неделе 5 класс 31 28
2. Обучение в 5-х классах должно осуществляться в 1ую смену.
3. Независимо от продолжительности учебной недели в день должно быть не более 6 уроков.
4. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:
Длительность просмотра (мин) классы Диафильмы, диапозитивы
кинофильмы телепередачи 5-7 20-25 20-25 20-25
5. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах – не более 5 минут;
6. Сдвоенные уроки по основным предметам для обучающихся 5 классах допускаются лишь при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 мин.
7. При составлении расписания следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся II ступени – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
8. Расписание уроков строится с учётом их дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся.
9. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся II ступени основные предметы должны проводится на 2, 3, 4 уроках.
10. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
11. При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г) в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предмет | Количество баллов |
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) | 11 |
Иностранный язык | 10 |
история | 8 |
Родной язык, литература | 7 |
Естествознание, география | 6 |
физкультура | 5 |
труд | 4 |
рисование | 2 |
пение | 1 |
12. Дополнением к таблице служат данные опроса обучающихся в современной школе, которые относят к наиболее трудным предметам информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.
13. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходится на вторник и (или) четверг, в то время как среда должна быть несколько облегчённым днём.
Список литературы
- Ромадина Л.П. Справочник завуча. М., Центр “Педагогический поиск” 2003
- Долженко Ю.А. “Организация внутришкольной методической работы в условиях осмысления обновляющейся образовательной практики.. Барнаул. 1997
- Библиотечка “Первого сентября”
- Л.М. Плахова “Внутришкольный контроль в образовательном учреждении”. М., 2006