В помощь заместителю директора по проведению классно-обобщающего контроля в 5-х классах

Разделы: Администрирование школы


В результате проведённого совещания при зам.директоре по проблемам преемственность, было отмечено, что качество знаний и успеваемость в 5-х классах стабильны. Соответствуют уровню 4 класса.

Однако состояние уровня тревожности перед опросом на уроке велико у большинства учащихся, имеются факты перегрузки домашнего задания. Всё это создаёт негативное отношение к предмету, к учителю, а значит к получению образования в целом, что может привести к снижению результатов обучения в 6ых классах.

Одним из предложений было провести классно-обобщающий контроль по следующей программе.

Программа проведения классно-обобщающего контроля в 5-х классах.

Цель:

  • Проверить уровень адаптивности методики преподавания к возможностям детей этого возраста.
  • Проверить сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов учащимися 5-х классов;
  • Мотивировать учителей-предметников на изучение данных о выпускниках начальной школы;

Основную заботу составляют дети из группы риска с:

А) фонетико-фонематическим нарушением речи;

Б) нарушением общения;

В) пониженным уровнем развития познавательной активности;

Г) нарушением процессов возбуждения и торможения, неврологическими реакциями;

Д) пониженным уровнем вербального развития;

Е) низким уровнем школьной зрелости;

Ж) повышенным уровнем тревожности и т.д.

Формы посещения уроков:

  • Посещение всех уроков в одном классе в течение дня;
  • Посещение уроков у одного учителя в разных классах в течение дня;
  • Посещение отдельных уроков в одном классе в течение рабочей недели;
  • Посещение уроков у различных учителей в разных классах по одной теме;
  • Внезапное посещение уроков у отдельных учителей.

Содержание контроля:

1. Проверить расписание уроков в 5-х классах.

2. Проверить работу дополнительных, кружковых, классных часов.

3. Проверить систему работы классного руководителя, учителя – предметника по соблюдению учащимися правил внутреннего распорядка.

4. Анализ успеваемости, посещаемости, умений и навыков по четвертям, годам.

5. Учёт слабых и одарённых детей и система работы с ними (списки, график-расписание работы с ними)

6. Посещение и взаимопосещение уроков по графику.

Цели:

  • Оценить монологическое изложение материала учителем;
  • Оценить процесс взаимодействия учителя и учащихся при изложении им учебного материала;
  • Проанализировать эффективность форм обучения;
  • Проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости;
  • Проанализировать как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания.

7. Психологу школы (в конце января) провести повторно, анкетирование учащихся, родителей с целью выявления уровня мотивации, тревожности по итогам классно-обобщающего контроля..

8. Срезы знаний. Цель: Проверить уровень адаптивности методики преподавания.

9. Проверка тетрадей. Цель: Проверить соблюдение единого орфографического режима, исключение перегрузок учащихся.

10. Провести итоговое совещание при завуче по итогам классно-обобщающего контроля, в феврале.

С целью ознакомления с этапами классно-обобщающего контроля, коллективу учителей, работающих в 5-х классах, предлагается примерный график посещения уроков и проверки документации.

дата № урок урок кл каб учитель Проверка документации Кл. руководит.

Учит. Предм.

Памятки посещения уроков, так же раздаются учителям предметникам.

Цель: оценить монологическое изложения материала учителем.

Определение целей урока:

  1. достаточно чётко и понятно для учащихся;
  2. несколько расплывчато;
  3. остались неясны для учащихся.

Подобраны на основе учета:

  1. уровня обученности
  2. уровня обучаемости;
  3. доминирующих интересов и способностей учащихся.,

Умение вызвать интерес к теме:

  1. значение темы раскрыто убедительно;
  2. указывалось лишь на необходимость её изучения;
  3. значимость изучения темы никак не мотивировалось.

Раскрытие темы:

  1. структура изложения чёткая, смысловые части выделены и взаимосвязаны;
  2. общий план намечен, но переходы от одной смысловой части к другой остались неясными;
  3. трудно следить за развитием темы, основные мысли излагались непоследовательно.

Контакт между учителем и учащимися:

  1. контакт полный, все учащиеся внимательно слушали и работали;
  2. иногда учитель терял контакт с учащимися, они начинали отвлекаться;
  3. учителю не удалось установить контакта и взаимопонимания с учащимися.

Убедительность заключения:

  1. логично завершало и обобщало изложение;
  2. заключение “скомкано”;
  3. заключения не было.

Цель: Оценить процесс взаимодействия учителя и учащихся при изложении им учебного материала.

  1. Восприятие учителем эмоций учащихся (отмечает положительные и отрицательные эмоции учащихся, реагирует на них).
  2. Использование мыслей учащихся учителем (анализ высказываний учащихся, повтор или развитие их, корректировка или опровержение)
  3. Похвала или поощрение.
  4. Вопросы учителя к учащимся.
  5. Лекционное изложение (прямая передача информации).
  6. Указания и требования.
  7. Критика и авторитарность.
  8. Ответы учеников по просьбе учителя.
  9. Ответы ученика по собственной инициативе.
  10. Молчание (продуктивное, когда учащиеся заняты работой, или непродуктивное)

Вывод о том, какие взаимодействия (прямые или косвенные) были характерны для данного урока.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

№п/п Программа посещения Анализ
1. Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д. Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих учащихся.

Проводит ли учитель работу над понятиями.

2. Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

Вовлекает ли учитель слабоуспевающих учащихся в беседу при усвоении нового материала.

Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими учащимися, стимулирует ли вопрос учитель.

Учитывает ли темп работы.

3. Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся, чтобы предупредить их повторение другими учениками.  

Цель: проанализировать как учитель готовит учащихся к выполнению домашнего задания.

  1. Ясность каждому ученику.
  2. Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов.
  3. Установка на индивидуализацию.
  4. Возможность проверки задания.
  5. Ориентированность на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений.
  6. Разумное многообразие заданий.
  7. Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала)
  8. Предполагаемая преодолимая трудность в задании.
  9. Наличие фронтальных заданий.
  10. Введение инструктажа, алгоритма.
  11. Ориентация на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.
  12. 12. Интересность заданий, занимательность.
  13. Оптимальность домашнего задания.
  14. Скоординориванность домашнего задания с заданиями других учителей (на других уроках).
  15. Включает дамашнюю работу над ошибками.

Расписание анализируется относительно соответствия требований СанПиНа. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г №44 “О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02”.

Привожу извлечения по 5-м классам.

1. Соблюдение гигиенических требований к максимальным величинам образовательной нагрузки:

классы Максимально допустимая нагрузка в часах
  При 6-дневной неделе При 6-дневной неделе
5 класс 31 28

2. Обучение в 5-х классах должно осуществляться в 1ую смену.

3. Независимо от продолжительности учебной недели в день должно быть не более 6 уроков.

4. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:

Длительность просмотра (мин)
классы Диафильмы,

диапозитивы

кинофильмы телепередачи
5-7 20-25 20-25 20-25

5. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах – не более 5 минут;

6. Сдвоенные уроки по основным предметам для обучающихся 5 классах допускаются лишь при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы продолжительностью не менее 30 мин.

7. При составлении расписания следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся II ступени – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

8. Расписание уроков строится с учётом их дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся.

9. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся II ступени основные предметы должны проводится на 2, 3, 4 уроках.

10. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

11. При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г) в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений) 11
Иностранный язык 10
история 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
физкультура 5
труд 4
рисование 2
пение 1

12. Дополнением к таблице служат данные опроса обучающихся в современной школе, которые относят к наиболее трудным предметам информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

13. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходится на вторник и (или) четверг, в то время как среда должна быть несколько облегчённым днём.

Список литературы

  1. Ромадина Л.П. Справочник завуча. М., Центр “Педагогический поиск” 2003
  2. Долженко Ю.А. “Организация внутришкольной методической работы в условиях осмысления обновляющейся образовательной практики.. Барнаул. 1997
  3. Библиотечка “Первого сентября”
  4. Л.М. Плахова “Внутришкольный контроль в образовательном учреждении”. М., 2006