Цели:
- Совершенствовать умение учащихся решать задачи; учить записывать и выполнять действия с именованными числами; проверить сформированность умения складывать и вычитать числа в пределах 100; выполнять действия с “круглыми” сотнями.
- Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность
- Расширять кругозор учащихся. Способствовать развитию учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, патриотизм, развивать интерес к предмету.
Оборудование: учебник “Математика” 2 класс Н. Б. Истомина, ТПО №2, задачник “Учимся решать задачи”. Иллюстрации: планеты, ракета, портрет Ю. А. Гагарина, планета Туманности, город Астроград; звезды из фольги, рисунки учеников; карточки в виде парашюта, карточки с числами, карточки с выражениями
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправляемся в путешествие.
( Класс украшен звёздами, планетами, рисунками.) <Рисунок 1,рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5>
- Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство? Какое у вас настроение?
( Ученики показывают карточки-звездочки.)
- У вас в руках звездочки. Пусть каждый из вас представит себя звездочкой. В космосе много звезд. Все они неповторимы. Каждая из звезд сияет своим блеском и по-своему красива. Будьте и вы как звезды: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих.
Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни ни делал,
Пусть все это будет во имя добра!
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим.
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд
(Ученики рассматривают ракету) <Рисунок 6>
- Что нужно для путешествия в космос? (Сила, выдержка, дружба, взаимопомощь, умение работать вместе, смелость. Хорошие знания по разным предметам, а особенно знание математики, физики.)
II. Формулировка темы и цели урока.
1. - Расставьте числа 62, 18, 92, 60, 35, 88, 47, 21, 76, 53 в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока (18, 21, 35, 47, 53, 60, 62, 76, 88, 92).
( Переворачиваю карточки с числами.)
- Прочитайте и назовите тему урока. (Сложение, вычитание величин. Решение задач.)
2. – Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, надо быть готовым прийти на помощь другу. Угадайте девиз нашего урока. Для этого соотнесите выражения с их значениями
62-20 | 19+7 | 93-6 | 18+22 | 80-15 | 42+50 |
все | один | всех | одного | за | за |
26 | 65 | 87 | 42 | 92 | 40 |
(Один за всех и все за одного)
III. Сообщение исторических сведений.
- Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Юрий Гагарин) Когда это было? (1961 г.) <Рисунок 7>
IV. Активизация знаний учащихся.
- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. В чем он состоит? (ученики рассказывают о тренировках будущих космонавтов)
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
1) Работа в парах.
– Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. (соревнование “Кто быстрее и точнее?” на карточках в виде парашюта преобразует единицы длины.) Побеждает пара, которая быстро и правильно преобразует единицы длины.
- Какие единицы длины вы знаете? (сантиметр, дециметр, метр)
2) Круговые примеры.
- Вам сейчас придется справиться с трудным заданием. Что такое круговые примеры?
- Следующее испытание – центрифуга. (Центрифуга – это устройство, создающее перегрузки под действием центробежной силы, используется для испытаний приборов и тренировки космонавтов, летчиков) Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.
3 дм+5 см = 1 м 3 дм 5 см – 35 см = 35 см + 10 дм =
100 см + 40 см = 14 дм – 11 дм = 30 см
(3 дм +5 см = 35 см + 10 дм = 1м 3 дм 5 см - 35 см = 100 см + 40 см = 14 дм - 11 дм = 30 см)
V. Решение задачи.
- Вы хорошо тренировались и готовы к полету в космос.
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё не известно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.
- В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета Туманности. <Рисунок 8>
Почему она так названа? Её жители не могут справиться с задачей. (в задачнике с. 51 № 72)
- Посмотрите на текст задачи. Что вы заметили? (в задаче пропущены числа и слова). Так вот, оказывается, почему планета покрылась туманом.
- Рассмотрите схему задачи. Что в задаче известно? (длина синей ленты 6 см).
- Что в задаче неизвестно?
- Что мы можем сказать про красную ленту? (на 2 см короче синей)
- Что говорится о зеленой ленте? (на 5 см длиннее красной)
- Что необходимо узнать в задаче?
- Запишите решение задачи.
VI. Физкультминутка.
- Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете, они находят время на спортивные упражнения. Проведут спортивную паузу…
VII. Закрепление изученного.
- По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили город Астроград. Это город будущего. <Рисунок 9>
Ученики в этом городе выполняют все вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Давайте научим детей этой планеты решать задачи без компьютеров.
(Ученики выполняют самостоятельную работу по вариантам: 1 вариант - №332,
2 вариант - №333. По одному ребенку от каждого варианта работают за доской.)
VIII. Работа над пройденным материалом.
1) - На борт нашего корабля поступили какие-то зашифрованные сигналы. Телеграмму принимает радист.
- Запишите число, в котором 1 сот. 6 дес. 7 ед. (167)
- Запишите число, в котором 4 сот. 9 ед. (409)
- Запишите число, в котором 23 дес. 5 ед. (235)
- Запишите число, которое при счете идет после числа 527 (528)
- Запишите число, которое при счете идет перед числом 350 (349)
330 | 167 | 900 | 409 | 235 | 260 | 528 | 349 | 418 | 798 |
ма | по | ны | мо | ги | ру | те | ! | Ло | зо |
- Кто расшифровал слово? (помогите!)
2) – Ребята, необходимо помочь этой планете. Её захватил пират. Он стал пиратом потому, что не умеет считать. Помогите ему вставить пропущенные числа и записать числовые равенства. ( ТПО № 2, с. 20 №50)
- Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю.
IX. Домашнее задание.
С. 111 № 336.
X. Итог урока.
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему учились?
- Сегодня вы хорошо работали на уроке. Поделитесь своими впечатлениями об уроке:
Я узнал…
Я удивился…
Я задумался…
Я вспомнил…
- Если вам сегодня на уроке было интересно, легко, увлекательно-то нарисуйте своей звездочке улыбающееся, радостное личико. Если вам урок не понравился, вам было трудно справляться с заданиями-то изобразите грусть на звездочке. Давайте создадим из ваших звездочек свое созвездие. Название ему вы придумаете дома. (Дети прикрепляют свои звездочки на магнитную доску)
- Урок окончен. Спасибо.