Урок русского языка в 4-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Тема: "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце;
  2. Закреплять знания о наречиях, существительных и прилагательных;
  3. Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование:

  • карточки с текстом В. Г. Белинского;
  • кроссворд; карточки с наречиями и прилагательными;
  • таблица склонения имён прилагательных муж. и сред, рода;
  • иллюстрации с изображением Черномора и его царства;
  • портрет А. С. Пушкина;
  • аудиозапись музыки М. И. Глинки из оперы “Руслан и Людмила”;
  • магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Для того, чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, прослушайте четверостишие:

Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие?

О чём мы будем говорить на уроке?

Для начала вам первое задание: образуйте от прилагательных наречия.

2. Закрепление пройденного.

Кроссворд

1. крепкий
2. густой
3. душный
4. кроткий
5. чистый
6. нежный

- Образуйте от имён прилагательных наречия.

(Дети образуют наречия, учитель записывает их в кроссворд)

- Как образовали наречия? (При помощи суффикса -о)

- От каких прилагательных образованы данные наречия?

Удивительно - Сладостно - Нелепо - Ярко - Ослепительно - Мягко - Густо - Могуче - Прозрачно –

(Слова на карточках, по ходу учитель переворачивает карточки с прилагательными).

- Все эти прилагательные использовал в своём высказывании Виссарион Григорьевич Белинский, восхищаясь стихотворением великого русского поэта. Имя этого поэта вы узнаете, обратившись к кроссворду. Прочтите слово, которое получилось у нас по вертикали.
(А. С. Пушкин)

(Учитель показывает портрет А. С. Пушкина)

- Прочтите высказывание на карточках, которые лежат у вас на столах.

Карточка:

“И что же это за стих! . . . вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте: он нежен, сладостен, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нём и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нём ослепительный блеск и кроткая влажность, в нём богатство мелодии и гармонии языка и ритма. . . ”

(Один ученик читает вслух)

Своё восхищение Белинский выражает обилием прилагательных и полных, и кратких.

Ещё раз внимательно прочтите эти прилагательные и подумайте на какие группы можно их разделить? (С твёрдой основой и мягкой основой).

3. Словарная работа.

- Мы уже не раз обращались к произведениям А. С. Пушкина и восхищались его выразительным, нежным, певучим языком. Сегодня нам предстоит поработать с небольшими отрывками из поэмы “Руслан и Людмила”. Но мы не знаем темы нашего урока. Чтобы узнать тему урока запишем словарный диктант. Но слова будем записывать не в строчку, а в столбик, выделяя орфограммы.

(Один ученик пишет у доски, остальные - в тетрадях)

Серебряный

Каталог

Лестница

Отечество

Неуклюжий

Единица

Ненастный

Инициатива

Енот

(Проверка)

С этими словами мы уже знакомы, но давайте вспомним значение слова “отечество”.

(Отечество-страна (место) где родился человек, гражданином которой он является).

На какие группы можно разделить эти слова?

(Имена существительные и имена прилагательные).

Докажите.

(Имя существительное- часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Каталог, лестница, отечество, единица, инициатива, енот).

Назовите постоянные признаки существительных.

(Существительные бывают собственные или нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; муж. , жен. , сред, рода; 1, 2, 3 склонения).

Непостоянные признаки.

(Существительные изменяются по падежам и числам).

Синтаксическая роль.

(В предложении может быть подлежащим, дополнением и обстоятельством).

Что вы знаете об имени прилагательном?

(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прил. изменяются по падежам и числам. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные с которым они связаны. Прилагательные во множ. числе по родам не изменяются. В предложении чаще всего бывает определением).

Выделите карандашом в столбике первые буквы слов.

Какое слово получилось?

(Склонение).

4. Сообщение темы и цели урока.

- Это ключевое слово нашего урока, т. к. сегодня мы познакомимся с особенностями склонения имён прил. муж. и сред, рода с твёрдым согласным на конце.

5. Работа по теме урока.

- Вернёмся к прилагательным, которые использовал Белинский в высказывании о стихах Пушкина. Какие прилагательные с твёрдой основой вы выделили?

Удивительный

Сладостный

Ослепительный

Нежный

Густой

Прозрачный

Что общего в этих прилагательных?

(Муж. рода, с твёрдой согласной на конце).

Давайте просклоняем эти прилаг. , выделив в них окончания.

(6 уч-ся выходят к доске, остальные работают в тетрадях)

А теперь эти прилаг. поставьте в среднем роде и проделайте ту же работу.

Что вы заметили?

(В род. , дат. , твор. , предл. падежах окончания одинаковые).

В чём различие?

(В им. И вин. падежах).

(Учитель вывешивает таблицу)

Муж, р. Сред. p.
И. -ый -ое
Р. -ого -ого
Д. -ому -ому
В. -ый -ое
Г. -ым -ым
/7. -ом -ом

- Что вы можете сказать об окончании имён прилагательных в род. падеже?

(Пишется не так, как произносится).

6. Физминутка.

А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

7. Закрепление материала.

- Я прочитаю начало поэмы, а вы найдите в нём прилагательные, которые стоят в муж. и сред. роде.

(Учитель читает начало поэмы)

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Какие прилагательные в муж. и сред, роде вам встретились?

(Зелёный, учёный).

Правильно, хотя прилаг. “учёный” может выступать в роли существительного, но в данном тексте идёт речь о коте, поэтому здесь оно является прилагательным.

Самостоятельно просклоняйте эти прилагательные. 1 вариант склоняет прил. зелёный”, 2 вариант — “учёный”

На доске записаны отрывки из поэмы. Выберите предложение для самостоятельного разбора, которое считаете посильным для себя.

Задание: вставьте пропущенные буквы, спишите предложение, разберите его по членам и по частям речи.

1. И ручейки в т. . ни лесной
Чуть в. . ются сонною в. . лной.

2. Повсюду роз ж. . вые ветки
Цв. . тут и дышат по тр. . пам.

3. Ст. . ят угрюмых гор в. . ршины
В одн…. бразной б. . лизне
И дремлют в веч. . ной т. . шипе.

- Как вы думаете, что описывает Пушкин в этих строках?

(Сады Черномора)

(Учитель показывает иллюстрации с царством Черномора).

Представьте себе, что мы в царстве Черномора.

(Учитель показывает иллюстрацию Черномора).

Послушайте музыкальный отрывок из оперы Михаила Глинки и постарайтесь представить какие-нибудь образы.

(Звучит марш Черномора).

Что или кого вы себе представили?

(Ответы детей)

Читая поэму мы познакомились с разными героями, побывали в царстве Черномора. Кто же явился освободителем Людмилы?

(Руслан)

Прочитайте предложение, подберите к нему соответствующую схему.

На доске:

Тогда на месте опустелом Меч богатырский засверкал.

8. Итог урока.

- Наш урок завершается. Скажите, о чём мы говорили на уроке?

9. Оценивание.

10. Домашнее задание.