Цели:
- Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце;
- Закреплять знания о наречиях, существительных и прилагательных;
- Развивать орфографическую зоркость.
Оборудование:
- карточки с текстом В. Г. Белинского;
- кроссворд; карточки с наречиями и прилагательными;
- таблица склонения имён прилагательных муж. и сред, рода;
- иллюстрации с изображением Черномора и его царства;
- портрет А. С. Пушкина;
- аудиозапись музыки М. И. Глинки из оперы “Руслан и Людмила”;
- магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Для того, чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, прослушайте четверостишие:
Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие?
О чём мы будем говорить на уроке?
Для начала вам первое задание: образуйте от прилагательных наречия.
2. Закрепление пройденного.
Кроссворд
1. крепкий
2. густой
3. душный
4. кроткий
5. чистый
6. нежный
- Образуйте от имён прилагательных наречия.
(Дети образуют наречия, учитель записывает их в кроссворд)
- Как образовали наречия? (При помощи суффикса -о)
- От каких прилагательных образованы данные наречия?
Удивительно - Сладостно - Нелепо - Ярко - Ослепительно - Мягко - Густо - Могуче - Прозрачно –
(Слова на карточках, по ходу учитель переворачивает карточки с прилагательными).
- Все эти прилагательные использовал в своём
высказывании Виссарион Григорьевич Белинский,
восхищаясь стихотворением великого русского
поэта. Имя этого поэта вы узнаете, обратившись к
кроссворду. Прочтите слово, которое получилось у
нас по вертикали.
(А. С. Пушкин)
(Учитель показывает портрет А. С. Пушкина)
- Прочтите высказывание на карточках, которые лежат у вас на столах.
Карточка:
“И что же это за стих! . . . вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте: он нежен, сладостен, тягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нём и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нём ослепительный блеск и кроткая влажность, в нём богатство мелодии и гармонии языка и ритма. . . ”
(Один ученик читает вслух)
Своё восхищение Белинский выражает обилием прилагательных и полных, и кратких.
Ещё раз внимательно прочтите эти прилагательные и подумайте на какие группы можно их разделить? (С твёрдой основой и мягкой основой).
3. Словарная работа.
- Мы уже не раз обращались к произведениям А. С. Пушкина и восхищались его выразительным, нежным, певучим языком. Сегодня нам предстоит поработать с небольшими отрывками из поэмы “Руслан и Людмила”. Но мы не знаем темы нашего урока. Чтобы узнать тему урока запишем словарный диктант. Но слова будем записывать не в строчку, а в столбик, выделяя орфограммы.
(Один ученик пишет у доски, остальные - в тетрадях)
Серебряный
Каталог
Лестница
Отечество
Неуклюжий
Единица
Ненастный
Инициатива
Енот
(Проверка)
С этими словами мы уже знакомы, но давайте вспомним значение слова “отечество”.
(Отечество-страна (место) где родился человек, гражданином которой он является).
На какие группы можно разделить эти слова?
(Имена существительные и имена прилагательные).
Докажите.
(Имя существительное- часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Каталог, лестница, отечество, единица, инициатива, енот).
Назовите постоянные признаки существительных.
(Существительные бывают собственные или нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; муж. , жен. , сред, рода; 1, 2, 3 склонения).
Непостоянные признаки.
(Существительные изменяются по падежам и числам).
Синтаксическая роль.
(В предложении может быть подлежащим, дополнением и обстоятельством).
Что вы знаете об имени прилагательном?
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прил. изменяются по падежам и числам. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные с которым они связаны. Прилагательные во множ. числе по родам не изменяются. В предложении чаще всего бывает определением).
Выделите карандашом в столбике первые буквы слов.
Какое слово получилось?
(Склонение).
4. Сообщение темы и цели урока.
- Это ключевое слово нашего урока, т. к. сегодня мы познакомимся с особенностями склонения имён прил. муж. и сред, рода с твёрдым согласным на конце.
5. Работа по теме урока.
- Вернёмся к прилагательным, которые использовал Белинский в высказывании о стихах Пушкина. Какие прилагательные с твёрдой основой вы выделили?
Удивительный
Сладостный
Ослепительный
Нежный
Густой
Прозрачный
Что общего в этих прилагательных?
(Муж. рода, с твёрдой согласной на конце).
Давайте просклоняем эти прилаг. , выделив в них окончания.
(6 уч-ся выходят к доске, остальные работают в тетрадях)
А теперь эти прилаг. поставьте в среднем роде и проделайте ту же работу.
Что вы заметили?
(В род. , дат. , твор. , предл. падежах окончания одинаковые).
В чём различие?
(В им. И вин. падежах).
(Учитель вывешивает таблицу)
Муж, р. | Сред. p. | |
И. | -ый | -ое |
Р. | -ого | -ого |
Д. | -ому | -ому |
В. | -ый | -ое |
Г. | -ым | -ым |
/7. | -ом | -ом |
- Что вы можете сказать об окончании имён прилагательных в род. падеже?
(Пишется не так, как произносится).
6. Физминутка.
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
7. Закрепление материала.
- Я прочитаю начало поэмы, а вы найдите в нём прилагательные, которые стоят в муж. и сред. роде.
(Учитель читает начало поэмы)
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Какие прилагательные в муж. и сред, роде вам встретились?
(Зелёный, учёный).
Правильно, хотя прилаг. “учёный” может выступать в роли существительного, но в данном тексте идёт речь о коте, поэтому здесь оно является прилагательным.
Самостоятельно просклоняйте эти прилагательные. 1 вариант склоняет прил. зелёный”, 2 вариант — “учёный”
На доске записаны отрывки из поэмы. Выберите предложение для самостоятельного разбора, которое считаете посильным для себя.
Задание: вставьте пропущенные буквы, спишите предложение, разберите его по членам и по частям речи.
1. И ручейки в т. . ни лесной
Чуть в. . ются сонною в. . лной.2. Повсюду роз ж. . вые ветки
Цв. . тут и дышат по тр. . пам.3. Ст. . ят угрюмых гор в. . ршины
В одн…. бразной б. . лизне
И дремлют в веч. . ной т. . шипе.
- Как вы думаете, что описывает Пушкин в этих строках?
(Сады Черномора)
(Учитель показывает иллюстрации с царством Черномора).
Представьте себе, что мы в царстве Черномора.
(Учитель показывает иллюстрацию Черномора).
Послушайте музыкальный отрывок из оперы Михаила Глинки и постарайтесь представить какие-нибудь образы.
(Звучит марш Черномора).
Что или кого вы себе представили?
(Ответы детей)
Читая поэму мы познакомились с разными героями, побывали в царстве Черномора. Кто же явился освободителем Людмилы?
(Руслан)
Прочитайте предложение, подберите к нему соответствующую схему.
На доске:
Тогда на месте опустелом Меч богатырский засверкал.
8. Итог урока.
- Наш урок завершается. Скажите, о чём мы говорили на уроке?
9. Оценивание.
10. Домашнее задание.