"Неизвестное об известных элементах"

Разделы: Химия


1. Пояснительная записка.

Образовательная область: неорганическая химия.

Программа элективного курса “Неизвестное об известных элементах” рассчитана на учащихся 8 классов. Она выстроена таким образом, что способствует развитию интереса к химии, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, предполагает занимательное изложение сложных химических понятий. Курс призван помочь ученику реализовать свои интересы к новому для них предмету химии, сделать осознанный выбор профиля с целью более глубокого изучения этого предмета на следующей ступени обучения.

На теоретических занятиях, организуемых в форме лекций, бесед, дискуссий, учащиеся более подробно знакомятся с историей открытия химического элемента, формами нахождения элемента в природе, областями применения простых веществ и соединений элемента в повседневной жизни человека.

Экспериментальную часть программы учащиеся выполняют индивидуально или группами. Есть множество полезных, поучительных и просто красивых экспериментов, которые может демонстрировать учитель и которые вполне по плечу юным химикам. Опыты подобраны таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, показать им привлекательность науки. А также сформировать первоначальные умения и навыки в проведении химического эксперимента.

Разгадывая кроссворды, головоломки, ребусы, участвуя в химических играх, викторинах, конкурсах, виртуальных путешествиях, учащиеся незаметно для себя, без особого труда смогут повторить и закрепить изученный материал, а также значительно расширить свой кругозор.

В заключении проводится итоговое занятие в виде конференции, где учащиеся защищают свои мини-проекты по химическим элементам.

Программа рассчитана на 20 часов.

Цели:

  • Предоставить учащимся возможность удовлетворить интерес к изучению химии в процессе познавательной и творческой деятельности;
  • Обеспечить учащимся качественный выбор профильного предмета для дальнейшего обучения.

Задачи:

  • повышение практического и теоретического уровня знаний учащихся;
  • раскрытие связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;
  • создание благоприятных условий для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей по химии;
  • формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой;
  • составление химического элементария для кабинета химии в виде проектов, мини-книг, рефератов, таблиц и т.д.

Продолжительность курса – 20 часов. Время проведения – II полугодие.

Научная значимость: изучая сведения о том или ином элементе, школьники расширяют знания, получают богатый материал для обобщений, для установления связей между составом, строением, свойствами веществ, их нахождением в природе и практическим применением.

Практическая значимость: содержание программы способствует формированию у детей отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности; развитию интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности учащихся.

Гипотеза: если правильно заложить основу химических знаний об элементах, то это будет способствовать более эффективному усвоению всего материала неорганической химии и формированию важных умений, а именно осмысленное поведение в окружающем человека мире.

2. Содержание курса

Программа данного курса предполагает более глубокое изучение характеристики групп периодической системы, к которой принадлежат рассматриваемые элементы; строение, свойства важнейших соединений; способы их получения. Большое внимание уделяется истории открытия химического элемента, формам нахождения элемента в природе, областям применения простых веществ и соединений элемента в повседневной жизни человека. Каждый элемент имеет свою “биографию”. Каждая “биография” по-своему интересна. Очень многие элементы вызывают удивление своей вездесущностью, разнообразием и неожиданностью областей использования на благо людей. Новизна информации вызывает интерес и желание узнать более подробные факты из “биографии” знакомых элементов.

Курс построен таким образом, что теоретическое изучение вопроса обязательно сопровождается практическим ее подтверждением, поэтому программой предусмотрены практические занятия.

Программой курса подробно изучаются 8 химических элементов, роль которых для деятельности человека огромна, а важность не поддается никакой оценке. Это элементы жизни: углерод, азот, фосфор, сера, селен, йод, магний и железо. Среди более, чем сотни открытых к сегодняшнему дню химических элементов есть всего шесть, составляющих основу любого организма на земле: будь то растение, животное или человек. Эти элементы-неметаллы: углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера – входят в состав аминокислот – азбуку белков организма. Кислород и водород не включены в программу, т.к. они подробно изучаются в школьной программе 8 класса. Такие элементы как йод и селен имеют важную роль для здоровья человека. Селен – важнейший элемент антиоксидантной защиты организма. Йод является элементом ума, дирижером работы всего организма.

Два элемента – металла: магний, железо. Магний входит в состав хлорофилла листьев, железо участвует в построении гемоглобина – переносчика кислорода в крови.

3. Тематическое планирование

№ п/п Тема занятия Кол-во

часов

Форма занятия Форма контроля
I. Из истории химии
1. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1 Игра “Путешествие по Периодической системе” Доклады, сообщения
2. Великие химики 1 Конкурс на лучшую през-цию “Портрет химика” Поиск и подготовка информации, доклады, сообщения
3. Лабораторное оборудование. Общие правила работы и ТБ в химической лаборатории. 1 Беседа, практическая работа. Ведение лабораторной тетради.
II. Важнейшие химические элементы
4. Углерод – “царь живой природы”. Лаб. работа №1 2 Лекция, лабораторные опыты Зачет по ТБ

Ведение лабораторной тетради

5. Азот – строитель живой материи. Л/р №2 2 Лекция, лабораторные опыты Ведение лабораторной тетради
6. Фосфор – элемент жизни и мысли. Л/р №3 2 Лекция, лабораторные опыты Ведение лабораторной тетради
7. Сера – двигатель химической промышленности. Л/р №4 2 Лекция, лабораторные опыты Ведение лабораторной тетради
8. Селен и здоровье 1 Лекция, беседа Конспект
9. Умный йод. Л/р №5 2 Лекция. беседа Конспект
10. Магний – активный металл Л/р №6 2 Лекция, лабораторные опыты Ведение лабораторной тетради
11. Железо. Л/р №7 2 Лекция, лабораторные опыты Ведение лабораторной тетради
12. Конференция “Неизвестное об известных химических элементах” 2 Доклады, сообщения, презентация мини-проектов учащихся  

4. Содержание занятий

Занятие 1

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Элементы – это элементарно! Парад химических элементов. Почему их так называют? Этимология.

Занятие проводится в виде сообщения об истории открытия периодического закона, структуры периодической системы, в виде решения головоломок, ребусов, загадок с использованием названий элементов.

Викторина о химических элементах.

Занятие 2

Общие правила работы и техника безопасности в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа “ Великолепная пятерка”.

Занятие 3

Великие химики. Учащиеся самостоятельно собирают информации и делают презентации по темам:

  1. Великие русские химики;
  2. Женщины-химики;
  3. Лауреаты Нобелевской премии по химии;

Занятие 4

Углерод – “царь живой природы”.

Дается характеристика подгруппы углерода. Общая характеристика, история открытия углерода. Аллотропные видоизменения углерода. Адсорбция. Свойства углерода и его важнейших соединений. Применение. Круговорот углерода в природе. Основные виды топлива.

Занимательные опыты. Уголь из сахара. Делаем газировку (выделение углекислого газа).

Занятие 5

Фосфор – элемент жизни и мысли.

История открытия фосфора. Характеристика элемента. Аллотропные модификации. Многоликость фосфора. Свойства. Области применения фосфора и его соединений. Состав спичек.

Лабораторные опыты. Соединения фосфора.

Занятие 6

Сера – двигатель химической промышленности.

Дается характеристика подгруппы кислорода. Общая характеристика, история открытия серы. Аллотропные видоизменения серы. Свойства серы и его важнейших соединений. Применение.

Лабораторные опыты, характеризующие свойства серы и его соединений. Осуществление ряда превращений.

Занятие 7

Азот – строитель живой материи.

Химия азота. Реакционная способность атомного азота. Открытие атомного азота – достижение космической химии. Соединения азота. Азотная кислота. Биологическое значение азота и его соединений.

Занимательные опыты.

Занятие 8

Селен и здоровье.

Открытие селена. Нахождение в природе. Свойства. Селен – важнейший элемент антиоксидантной защиты организма. Применение селена.

Тестовая проверка знаний.

Занятие 9

Умный йод.

Йод – элемент VII группы. Галоген. Свойства йода. Нахождение в природе. Йод как дирижер работы всего человеческого организма. Применение йода.

Занимательные опыты. Как удалить пятна от йодной настойки? Как обнаружить крахмал в продуктах?

Занятие 10

Магний – активный металл.

Общая характеристика магния. Магний в природе. Хлорофилл. Свойства магния и его соединений. Применение.

Лабораторные опыты. Взаимодействие магния с холодной и кипящей водой.. соляной кислотой. Получение гидроксида магния.

Занятие 11

Железо – ферромагнитное вещество.

Характеристика железа. Значение железа в истории человечества и в современной технике. Гемоглобин. Сплавы железа. Аллотропные модификации. Свойства железа и его соединений. Применение железа.

Лабораторные опыты. Получение берлинской лазури и турнбулевой сини.

Занятие 12

Конференция “Неизвестное об известных химических элементах”. Итоговое занятие, где определяется лучшая презентация мини-проекта. Приглашаются классный руководитель, учителя, научный руководитель школы, родители.

5. Знания, умения, навыки

По изучении курса учащиеся должны знать:

  • характеристику групп элементов, к которой принадлежат элементы;
  • общую характеристику элементов и простых веществ, аллотропные модификации;
  • физические и химические свойства элементов и образуемых ими соединений;
  • способы получения и области применения ;
  • великих ученых-химиков и их открытия;
  • истории открытия элементов;
  • методику проведения технически несложных занимательных опытов, правила ТБ химического эксперимента.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства соединений;
  • объяснять явление аллотропии;
  • проводить эксперимент с соблюдением правил техники безопасности;
  • описывать полученные результаты во время лабораторных работ, делать выводы;
  • самостоятельно подбирать необходимую информацию о химических элементах, осуществлять поиск материала в Интернете и использовать её для подготовки докладов, сообщений, презентаций;
  • защищать собственный проект, высказывать свое мнение, дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

Заключение:

Проведение занятий элективного курса “Неизвестное об известных элементах” в 8 классе привело нас к следующему выводу:

  • содержание курса соответствует с одной стороны познавательным возможностям школьников, а с другой стороны, предоставляя ученику, возможность работы на уровне повышенных требований, развивает его учебную мотивацию;
  • курс помогает ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  • не дублирует базовый курс школы, а дополняет, углубляет, расширяет знания и умения школьников о химических элементах;
  • помогает лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы;
  • раскрывает связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;
  • в процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами великих ученых - химиков, с их открытиями и ролью в становлении химического знания;
  • создание “элементария” способствует обогащению кабинета.

Использованная литература:

  1. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Андреева М.П., Захарова А.Г. Творческая лаборатория учителя биологии и химии: учебное пособие для студентов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000.
  3. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. – 20-е изд., испр./Под ред. Рабиновича В.А. – Л.: Химия, 1979.
  4. Журин А.А., Заболоцкая Л.С. Начала химического эксперимента: Практические занятия по химии. 8-й класс сред. Общеобразоват. школы. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  5. Осогосток Д.Н. Теория и практика развития творческой активности учащихся на уроках химии. Под редакцией проф. И. С. Портнягина. М.: Аcademia, 2001.
  6. Преподавание неорганической химии в 9 классе: Пособие для учителей/Ю.В. Ходаков, Д.А. Эпштейн, П.А. Глориозов и др. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980.
  7. Фадеев Г.Н. Пятая вертикаль: Элементы V группы период. системы Д.И. Менделеева. Кн. для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Чернобельская Г.М., Дементьева А.И. Введение в химию: Мир глазами химика: 7 кл.: Учебное пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  9. Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер. с нем. – 2-е изд. – М.: Металлургия, 1983.