Цели:
- Образовательные: Познакомить учащихся с историей часовни на Покровской горе; Учить строить архитектурную модель часовни.
- Развивающие: Способствовать расширению кругозора; Развивать образное восприятие.
- Воспитательные: Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина; Воспитывать у учащихся патриотизм.
Задачи занятия:
- Познакомить учащихся с историей часовни на Покровской горе в г. Красноярске.
- Научить объединять две объемные фигуры в одну.
- Научиться строить архитектурную модель часовни, используя операции объединения и вычитания.
- Закрепить навыки создания Стандартных и Расширенных объектов.
- Закрепить навыки поворота и копирования.
План занятия:
- Организационный момент.
- Развивающий момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление (выполнение задания на компьютере).
- Зарядка.
- Подведение итогов.
Возраст учащихся: 9, 10, 11 класс (первый год обучения трехмерной графике).
Тип занятия: повторение, обобщение.
Предисловие к уроку
К моменту проведения урока учащиеся уже не раз выполняли упражнения на развитие воображения и рефлексию. Учителем дается минимальная инструкция по выполнению упражнения.
Также учащиеся знакомы с технологией выполнения логических операций (вычитание) с трехмерными объектами.
1. Организационный момент
Учитель объявляет тему и цели урока. Выдается раздаточный материал (см. Развивающий момент).
2. Развивающий момент
В начале урока предлагается выполнить упражнение на визуализацию, осознание зрительных образов и процесса мышления. Учитель раздает распечатанный текст стихотворения Петра Копытова и медленно его читает. Для выполнения данного упражнения учащиеся должны подробно описать зрительный образ, возникающий при прочтении стихотворения. Обязательным условием является подробное описание каждого момента в тексте. Если в образе, например, присутствуют камни, следует описать их размер, цвет, местоположение, фактуру и т.д. Образы следует держать в уме максимально долгое время. Если возникают затруднения и образ остается размытым (например, не знаю, какие листья на дереве), следует остановиться на нем, мысленно подойти поближе и “вставить” любые листья, какие удалось вспомнить. После этого вернуться в исходное положение и полюбоваться готовой картиной.
Когда жестокая тоска
Ко мне на сердце прыгнет зверем,
Я вспоминаю профиль скал,
Как в небо задранные перья.
Твержу молитву до утра,
На простыне ворочась сонно:
Укрой, Покровская гора,
Убереги меня, Часовня.
Свои граниты и базальты
Целует ветрено Базайха,
Там по плитам затравленно скачет
Речка Кача, речка Кача.
Жестокий век, суровый быт,
И из друзей осталась горстка,
И не шалит Шалунин Бык
На полпути до Дивногорска.
Твержу молитву до утра:
Укрой, Покровская гора,
Омой меня от дряни всей
В своих протоках, Енисей.
3. Актуализация опорных знаний
Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал (Рисунок1) и проводит опрос по пройденной теме (выполнение логических операций вычитания).
- Какие исходные объекты нужны для вычитания?
- Как расположить их друг относительно друга?
- Какой объект выбираем, чтобы произошло вычитание?
Рисунок1
4. Изучение нового материала
Мы с вами уже научились вычитать одну объемную фигуру из другой. Сегодня нам предстоит закрепить вычитание и познакомиться с объединением двух фигур.
Представьте, что в комнате появились два полупрозрачных шара, они как бы состоят из дымчатого вещества и могут проходить друг сквозь друга и сквозь другие предметы. В один прекрасный момент, когда шары приблизились друг к другу и зацепили друг друга, произошло непоправимое и они “замерзли” и превратились в твердый камень. Теперь они уже одно целое, они объединились.
- Как они будут выглядеть?
Все это мы будет пробовать на очень интересной модели. Сегодня мы попытаемся построить трехмерную модель часовни на Покровской горе.
Учитель демонстрирует презентацию (см. Приложение1).
5. Закрепление (выполнение задания на компьютере).
Для того, построить модель нашей часовни, нам нужно определить, из каких составных фигур она состоит (см. Рисунок2). – из простых: многоугольные призмы и конус, а из сложных: нестандартная резная конструкция и маковка (см. Рисунок3).
Резную конструкцию мы будем делать с помощью операций вычитания, а маковку с помощью операций объединения. Учитель вместе с учениками разбирает технологию создания резной конструкции (см. Рисунок4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
На каждом компьютере размещен файл с заготовленными фигурами для работы.
Размеры фигур:
1. Резная часть – основной блок (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=380; высота=750)
2. Резная часть – вычитаемый блок (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=350; высота=800)
3. Резная часть – арки (треугольная призма) (длина первой стороны=290; длина второй стороны=200; длина третьей стороны=200; высота=700)
4. Вычитаемый блок (цилиндр) (радиус=120; высота=1100)
5. Вычитаемый блок (параллелограмм) (длина=650; ширина=240; высота=1100)
6. Ободок (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=410; высота=20)
7. Крыша часовни (конус) (нижний радиус=360; высота=1100; кол-во сегментов по ширине=8)
8. Ободок на крыше (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=210; высота=20)
9. Держатель маковки (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=50; высота=170)
10. Маковка (сфера) (радиус=110 (приплюснуть))
11. Маковка (конус) (нижний радиус=28; высота=100; кол-во сегментов по ширине=18)
12. Маковка (конус) (нижний радиус=77; высота=80; кол-во сегментов по ширине=18)
13. Фундамент (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=410; высота=100)
14. Внутренняя часть (многоугольная призма) (количество сторон=8; размер основания=360; высота=750)
7. Подведение итогов
- Итак, сегодня на уроке мы:
а) узнали немного об истории г. Красноярска и, в частности, о часовне на Покровской горе;
б) познакомились с возможностью объединения нескольких объемных фигур;
в) построили приблизительную архитектурную модель часовни;
- Что было самое сложное в работе за компьютером?
Учитель оценивает работу каждого.