Задачи:
- познакомить учащихся с
а) понятиями “конформизм”, “уступчивость”, “одобрение”;
б) классическими экспериментами по изучению конформизма (М.Шериф, С.Аш, С.Милграм);
- развитие у учащихся навыков
а) прогнозирования при помощи анализа учащимися хода провождения эксперимента и построения предположений о его результатах;
б) письменной речи и работы с текстом;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к конформизму.
Оборудование
- рабочие тетради учащихся;
- тексты “Эксперимент М.Шерифа” (Приложение 1), “Эксперимент С.Аша” (Приложение 2), “Эксперимент С.Милграма” (Приложение 3), “Причины появления подчинения” (Приложение 4) на каждого учащегося;
- доска, мел;
- пол-листа бумаги для записи вопросов.
Перед началом занятия на доске записать тему урока: Исследование конформизма в западной психологии (классические эксперименты). Раздать каждому учащемуся тексты экспериментов.
Ход занятия
(1 урок)
Вводная часть.
Учитель: Тема занятия сегодня – классические эксперименты по изучению конформизма в западной психологии. Запишите сегодняшнее число и название темы в тетради (пауза на выполнение записи).
Что такое конформизм?
Это изменение поведения или убеждений человека в результате реального или воображаемого давления одного человека или группы.
Плох он или хорош? Не является ли это слово ярлыком, смысл которого частично утерян? Я предлагаю вам сделать в тетради подзаголовок “конформизм” и записать в одном столбике – его положительные стороны, во втором – нейтральные и в третьем – те, которые кажутся вам отрицательными. Время выполнение – 3 минуты.
Оформить пример записи на доске конформизм
положительные | нейтральные | отрицательные |
(время выполнения – 3 минуты)
Учитель: Давайте обобщим записи на доске. Внесите дополнения в свои таблицы в тетрадях. Кто хочет зачитать свои записи?
Учитель заполняет на доске таблицу “Стороны конформизма” на основе ответов учащихся. Учащиеся дополняют свои записи в тетрадях.
Основная часть.
Учитель: Давайте посмотрим, как происходило изучение этого явления. Сейчас мы будем работать способом “Дерево предсказаний”. Возьмите текст первого эксперимента – “Эксперимент М.Шерифа”. Прочтите первую страницу и ответьте на вопрос в конце страницы.
Во время чтения учитель делает запись на доске: М.Шериф. Формирование норм
После прочтения заслушиваются предположения (возникла или нет групповая норма) и на доске делается запись: + -
Учитель: Прочтите вторую страницу и проверьте, совпали или нет ваши предположения с результатами исследователя.
Знак + обводится в кружок. Аналогичным образом проводится чтение всего текста, при этом на доске при помощи стрелок и знаков направлений выбора строится дерево предсказаний.
Затем аналогичным способом проводится изучение экспериментов С.Аша и С.Милграма. На доске делаются записи: С.Аш. Давление группы.
С.Милграм. Подчинение.
Учитель: Давайте подведем некоторые итоги. После знакомства с этими экспериментами что бы вы добавили в таблицу? Сделайте записи в тетрадях (2-3 минуты). Подчеркните те стороны конформизма, которые вы считаете наиболее важными (2 минуты). Кто хочет озвучить свои записи? (Обмен мнениями среди учащихся)
Перемена
(2 урок)
Перед началом занятия раздать каждому учащемуся текст “Причины появления подчинения”.
Учитель: В первой части занятия вы познакомились с понятием “конформизм” и тремя экспериментами по его изучению. Итак, конформизм – изменение поведения или убеждений в результате давления группы – проявляется в двух формах. Это уступчивость – внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. И одобрение – это полное согласие убеждений и поступков социальному давлению.
Три классических эксперимента показывают, каким образом социальные психологи изучают конформизм и то, в какой мере люди могут быть конформными. М.Шериф обнаружил, что суждения окружающих влияют на оценку кажущегося смещения точечного источника света. Норма “правильных” ответов возникает в процессе эксперимента и сохраняется в течение длительного периода времени, распространяясь и на сменяющиеся “поколения” испытуемых. Такая способность к групповому внушению, выявленная в лабораторных условиях, аналогична внушаемости в реальной жизни.
С.Аш использовал тестовое задание, которое предполагало настолько однозначный ответ, насколько двусмысленным было задание М.Шерифа. С.Аш позволял участникам эксперимента слушать суждения других людей о том, какой из сравниваемых отрезков равен эталонному, а затем высказывать собственное мнение. В том случае, когда “подсадные” участники эксперимента единодушно давали неверный ответ, испытуемые проявляли конформизм в 37% случаев.
Эксперимент С.Милграма выявляет крайнюю форму уступчивости. При наличии ряда условий, способствующих проявлению уступчивости (легитимности авторитета, пространственная близость экспериментатора к испытуемому, удаленность от жертвы, отсутствие человека, способного подать пример неподчинения), 65% взрослых испытуемых мужского пола полностью подчинялись приказу совершить по отношению к невинной жертве, кричащей в соседней комнате, то, что они считали нанесением травмирующего удара током.
Эти классические эксперименты продемонстрировали силу социальных влияний и ту легкость, с которой уступчивость ведет за собой одобрение. Зло - не просто дело рук плохих людей, оно является результатом могущества ситуаций, которые вынуждают людей соглашаться с неправдой или капитулировать перед жестокостью.
Сейчас внесите дополнения в записи, если они необходимы. Обязательно запишите определения понятий “конформизм”, “уступчивость”, одобрение”. 7 минут на выполнение этой работы.
Учитель делает на доске записи:
Конформизм
Уступчивость
Одобрение
Учитель: Как вам кажется, в каких условиях человек больше подвержен влиянию? Обсудите ваши предположения с соседом по парте и после обсуждения запишем их на доске.
Учитель записывает на доске ответы учащихся.
Учитель: Сейчас возьмите на парте листок и познакомьтесь с текстом “Причины появления подчинения” (см. Приложение 4). Запишите в тетради эти причины. Отметьте те пункты, которые совпали с вашими предположениями. Время на выполнение задания - 10 минут.
Сейчас давайте вернемся к той таблице, которую мы заполняли в начале урока “Положительные и отрицательные стороны конформизма”. Так плох или хорош конформизм? В своих тетрадях плюсом отметьте те стороны конформизма, которые вы оставили бы на тех же местах, знаком минус те, которые перенесли бы в другую колонку. После изучения на уроке нового материала у вас могли появиться новые взгляды на это явление. Дополните свои записи.
Учитель: В тетрадях составьте итоговую таблицу “Знали – хотим узнать - узнали”. Время на выполнение – 5 минут.
Запись на доске:
Знали Хотим узнать Узнали
По окончании работы содержание графы “Хотим узнать” перенесите на отдельный листок и в конце занятия сдайте.
Домашнее задание: Мини-сочинение “Что изменилось в моем представлении о конформизме после сегодняшнего урока?” Объем – не более 2 страниц.