Тип урока : Урок комплексного применения знаний.
Этот нетрадиционный урок требует
большой предварительной подготовки учащихся по
изучению биографии Н. Гумилева, при этом особое
внимание уделяется периоду пребывания поэта на
африканской земле. Ученики получают задания на
первых уроках изучения материка Африка. Учащимся
предлагается выучить наиболее понравившееся
стихотворение Н. Гумилева. Яркость и необычность
сравнений в стихах поэта вызывает любопытство и
интерес детей, дает толчок к исследованию
творчества поэта. Анализируя стихи, посвященные
Африке, ученики приходят к выводу, что Н. Гумилев
не только удивительный поэт “серебряного века”,
а так же географ-путешественник, произведения
которого помогают изучать географию.
Рекомендую проведение данного урока в классах
гуманитарного профиля.
Цели и задачи:
Закрепить изученный материал по теме “Африка”, повысить познавательный интерес к уроку географии.
1. Образовательная.
Обобщить, закрепить и систематизировать знания о
природном комплексе материка – климате, рельефе,
внутренних водах, представителях растительного
и животного мира, населении Африки.
2. Практическая.
Закрепить умение учащихся определять и
показывать на карте географические объекты
Африки.
3. Воспитательная.
Воспитывать чувство уважения к людям, изучающих
природу нашей планеты.
4. Развивающая.
Применять знания в решении поставленных проблем,
используя географические знания, развивать
мышление, память, творческие способности
учеников.
Оборудование: Физическая и политическая карты мира, географические атласы для учащихся 7 класса, портрет Н. Гумилева, раздаточный материал для учащихся, творческие работы учащихся, компьютерная программа “География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны.”
Ход урока.
Учитель зачитывает фрагменты стихотворения Н. Гумилева “Вступление”:
“Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы…
Про деяния свои и фантазии,Про звериную душу послушай,
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей…"
Вопрос к учащимся:
Скажите, что удивило вас в этом стихотворении поэта?
необычное и яркое сравнение Африки с грушей, т.к. очертания берегов и форма материка действительно напоминают грушу, а так же своеобразные поэтические особенности стихотворения.
Учитель:
Сегодня на уроке, исследуя стихи Н. Гумилева,
путешествуя заочно вместе с ним по Африке,
попробуем доказать – Н. Гумилев – поэт! Н.
Гумилев – географ–путешественник? Записывается
тема урока. Н. Гумилев – поэт, путешественник.
Учитель:
Название многих стихотворений поэта сообщают о
многочисленных путешествиях поэта по Африке.
Назовите стихотворения поэта, указывающие в
своих названиях географические объекты Африки.
“Красное море”, “Озеро Чад”, “Суэцкий канал”, “Сахара”, “Египет”, “Мадагаскар”, “Замбези”, “Нигер”, “Судан”.
Задание для учащихся по проверке географической номенклатуры (по выбору):
1. Определить на раздаточных контурных картах Африки цифровые обозначения данных объектов.
2. Работа у доски парами по показу на физической и политической картах географических объектов.
3. По практикуму компьютерной программы выполнить задания о расположении географических объектов Африки.
Учитель:
Проведем анализ отдельных стихов Н. Гумилева с
географической точки зрения.
1. Стихотворение “Красное море”.
Ученик читает стихотворение поэта.
Вопрос к учащимся:
Какие особенности природного комплекса Красного моря указывают на его расположение в тропических широтах, верно подмеченных поэтом?
Жаркий климат, раскаленный песок, берега моря из известняка, много разных организмов: акулы, осьминоги, рыбы-мечи.
2. Стихотворение “Нигер”
Ученик читает стихотворение поэта.
Вопрос к учащимся:
Какое несоответствие вы заметили в данном стихотворении?
Река Нигер не течет по территории государства Судан. “Ты торжественным морем течешь по Судану” Неужели поэт ошибается?
Задание для учащихся:
Используя Географический энциклопедический словарь, найдите информацию о Судане.
Выясняется, что Судан в словаре встречается дважды
1) Судан – это государство.
2) Судан – это природная область в Африке, простирающаяся от южных границ Сахары до 4-8 ос. ш. и от Атлантического океана до Эфиопского нагорья.
Выводы учащихся:
В данном стихотворении нет географической ошибки, т.к. Н. Гумилев обозначает Судан, как природную область, где протекает река Нигер. Поэт не ошибается.
3. Стихотворение “Абиссиния”.
Ученик читает стихотворение поэта.
Задание для учащихся:
Где располагается страна с таким названием, “разметавшись среди четырех плоскогорий, с отдыхающей львицею схожа”?
Используя карты атласа для учащихся, Географический энциклопедический словарь, ученики определяют, что Абиссиния – это второе название Эфиопского нагорья.
Задание для учащихся:
В данном стихотворении Н. Гумилев отмечает, что “вершины стоят в снеговом серебре”. Возможно ли это в Африке? Проведите исследование о высоте снеговой линии у вулкана Килиманджаро.
Используя климатическую карту Африки, учащиеся определяют летнюю изотерму в районе Килиманджаро. Применяя знания об изменении температуры воздуха с высотой, учащиеся делают вывод о наличии ледникового покрова на вершине.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться со статьей “Снег под одеялом” (приложение 1), где рассказывается об уменьшении ледникового покрова Килиманджаро на 82% за последние 90 лет из-за нарушения климата и вырубки лесов на склонах горы.
Учащиеся делают вывод о том, что Н. Гумилев очень точно дает характеристику географическим объектам Африки.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в стихах поэта можно встретить характеристику всех природных компонентов.
Задание для учащихся:
Подберите отдельные цитаты из стихов Н. Гумилева, где ярко показана характеристика отдельных природных компонентов.
Учащиеся зачитывают цитаты, заполняют таблицу по названиям стихотворений, характеризующих природу Африки:
Климат |
Внутренние воды |
Животные |
Растения |
Почвы |
“Вступление”, “Красное море”, “Сахара”, “Абиссиния” |
“Гиена”, “Озеро Чад”, “Нигер”, “Замбези” |
“Гиена”, “Жираф”, “Носорог”, “Вступление”, Красное море”, “Египет”, “Суэцкий канал”, “Судан”, “Абиссиния”, “Замбези”, “Нигер” |
“Жираф”, “Озеро Чад”, “Судан”, “Абиссиния” |
“Сахара”, “Суэцкий канал” |
Вывод: В стихах Н, Гумилева описан жаркий сухой климат Африки, где в отдельных районах протекают крупные бурные реки, имеются большие озера. В основном это равнины с высокой травой, редкими деревьями – пальмами, акациями, с богатым животным миром, есть обширные площади пустынь, где часто бывают песчаные бури.
Задание для учащихся:
Используя знания о биографии Н. Гумилева, маршрутах путешествия поэта по Африке, определите природные зоны, где пролегли маршруты поэта.
зона саванн, пустынь, жестколиственных вечнозеленых лесов и кустарников.
Учитель отмечает, что Н. Гумилев образно описывает в своих стихах не только природу, но и жизнь, быт людей, живущих на этой земле. Он восторгается красотой вождей в леопардовых шкурах, красотой юных африканок. В каких стихотворениях они прозвучали?
…..
Заключение:
Африкой восторгаются многие: путешественники, ученые, современные поэты.
“Я люблю тебя, Африка, всею душою
Ты мне кажешься мудрой слонихой большою
Через джунгли, к рассвету, идущей шажком
Мудрой матерью племени, его вожаком.Знаю я твою горькую в прошлом судьбу
Горы тяжести вынесла ты на горбу.
Сколько было пришельцев в минувших веках
В белых пробковых шляпах, с винтовкой в руках…Из засады, в упор, мощный череп дробя,
Их тяжелые пули разили тебя.
Убегала ты в джунгли, ломая кусты,
Заслоняя детенышей, падала ты.Вот что могут наделать жестокость и злость
Эти люди ценили слоновью кость.
Ты сражалась. Твой разум тревогу трубил
И пришелец был изгнан, он не победил”
Так с любовью к Африке, пишет в своем
стихотворении туркменская поэтесса Тоушан
Эсенова.
Поэт “серебряного века” Н. Гумилев очень любил
Африку, восхищался экзотикой далекого
таинственного материка, скучал по ней, видел ее
во сне, стремился попасть в Африку. Можно ли поэта
назвать географом – путешественником?
Учащиеся делают вывод, что Н. Гумилев – поэт, географ – путешественник.
Домашнее задание на выбор учащихся:
1. На контурную карту Африки нанести маршруты пребывания Н. Гумилева.
2. Выписать понравившиеся цитаты из стихов из книги о Н. Гумилеве.
3. “Я – поэт”. Сочинить свои собственные стихи об Африке.
Подведение итогов работы учащихся на уроке.
Литература для учащихся:
1. Географический энциклопедический словарь. Москва “Советская энциклопедия” 1983 г.
2. Николай Гумилев. Избранное. Составитель И.А. Панкеева. Москва “Просвещение” 1990 г.