Задачи урока:
- Формировать художественно-творческую активность.
- Формировать интерес к истокам русской культуры.
- Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.
- Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам.
Материалы к уроку:
- Образцы глиняных игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).
- Фотографии.
- Таблицы с образцами росписи.
- Современные игрушки из различных материалов.
- Компьютерная презентация (слайды).
Музыкальный ряд:
- Русская народная музыка.
Литературный ряд:
- Стихи А.Л.Барто.
Решаем проблему, используя методы и технологии:
- Метод интеграции искусств.
- Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
- Метод сравнений (ассоциации).
- Компьютерная технология на уроках ИЗО.
Ход урока
- Здравствуйте, дети. Подойдите, пожалуйста, поближе к столу. Посмотрите, что это? (На столе расставлены игрушки из различных материалов, которые дети принесли из дома).
- Правильно, игрушки. Да какие разные! А вы можете назвать материалы, из которых они изготовлены? (Дети называют: фарфор, пластмасса, дерево, ткань, кожа).
- Вот лошадка. Помните стихотворение:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Дети с легкостью вспомнили еще несколько стихотворений: “Кукла”, “Зайка”, “Мишка”.
- Кто же автор этих стихов? Да, это Агния Львовна Барто. В феврале этого (2006) года отмечалось 100-летие со дня рождения поэтессы (1906-1981).
- Для чего людям игрушки?
- Конечно, для игры. А еще? (Дети говорят, что игрушки помогают быть добрыми и веселыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь).
- А вы знаете, что самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли ее в одной из древних римских гробниц. Когда реставрировали эту куклу, выяснили грустную историю владелицы: игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По древнему обычаю девочка была помолвлена с неким Филетом. Имя было выгравировано на перстне. Девочка умерла, не дожив до свадьбы, а кукла попала в гробницу.
Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Лица и руки часто не делали или намечали условно зарубками, ведь это был образ собирательный, без индивидуальных черт. Мастер выделял лишь типичное, характерное. Глаза и рот – впадины вырезались ножом или выжигались раскаленным гвоздем. Куклой могло стать и березовое полено. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку и можно отправляться в гости или на ярмарку.
Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо – быть беде. А еще была такая кукла “оберег”. Ее клали к ребенку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон. (Показываю тряпичную куклу-оберег, сделанную своими руками).
- Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные? Что это за игрушка? Кто знает?
(Дети узнали “дымковскую”).
- А это что за игрушка? Показываю “филимоновскую”. Может быть, эта игрушка вам знакома? Показываю “абашевскую”. Дети не знают – проблема. Но они точно ответили, что все эти игрушки сделаны из глины.
- Правильно, это народные глиняные декоративные игрушки. Такие игрушки создавались руками народных умельцев, при этом и форму, и роспись придумывал один человек. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А когда игрушек стало много, возили на ярмарку, продавали. Делать игрушки стало выгодно, так и появились народные промыслы.
- Хотите поближе познакомиться с народной игрушкой? Хотите узнать, что это за игрушки? Как узнаем? (Дети предложили сходить в музей).
- Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки”. Будьте внимательны, запомните цвета, узоры на игрушках, характерные элементы. Звучит русская народная музыка.
Детям предоставляются три слайд-фильма “Дымковская игрушка”, “Филимоновская игрушка”, “Абашевская игрушка” (компьютерная презентация “В музее народной игрушки”).
№ слайда Текст педагога 1 Титульный
“В музее народной игрушки”
Звучит народная музыка 2 Дымковская игрушка
Козёл цирковой
Дымковская игрушка
Эту игрушку называют “дымковской”по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.
3 Павлин ч/б
Отсюда и название игрушки. В начале были игрушки – свистульки. Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.
4 3 индюка
Так весну закликали:
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.5 Всадник и козёл
Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. 6 карусель
А вот в конце росписи “сажали золото”. Листочки золота легче пуха, поэтому во время росписи от сквозняков закрывали форточки. 7 извозчик
Фигурки обобщенные и компактные. При своей наивности и условности очень выразительны. 8 ярмарка
Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.
Моделирование. Обсуждение в группах.
- Назовите цвета, характерные элементы, а орнаменты дымковской игрушки нарисуйте на доске.
Выбрать из группы одного, кто будет отвечать.
9 Филимоновская игрушка
Свинья, козел
Филимоновская игрушка
А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки какое?
10 Медведь с зеркалом
Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает. 11 Птичница
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки-это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
12 Уточка с утятами
Возьмите игрушки в руки и внимательно рассмотрите, только осторожно! Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. 13 Олень
Можно тихонько посвистеть. В классе звучат красивые звуки.
14 Всадники
Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.
Моделирование. Обсуждение в группах.
- Назовите цвета, характерные элементы, а орнаменты филимоновской игрушки нарисуйте на доске. Кто отвечает? Дети сами выбирают из своей группы ученика, который отвечает у доски.
15 Абашевская игрушка
Абашевская игрушка.
Ну, а вот такую игрушку нужно знать обязательно! Она родилась на нашей Пензенской земле.
16 Собака со щенком
Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления. 17 Олень и козел
Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога, кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы. 18 Мастер Зоткин
Жил в селе Абашево Пензенской области талантливый мастер Ларион Зоткин, фантазер и сказочник. Самые обычные домашние животные превращались в его руках в сказочные существа неведомой породы. Попробуйте посвистеть, получается?
19 Собака, козел, баран, петух
Раскрашены игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и серебром. Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям. 20 Какая это игрушка?
Контроль (рефлексия) А теперь проверим как вы запомнили народные игрушки.
Где какая игрушка? По каким признакам вы определили?
- Я для вас приготовила сюрприз! К нам в гости пришла барышня. Звучат русские частушки и под музыку в класс заходит старшеклассница, одетая в костюм “Дымковская барышня с зонтиком”.Дети с радостью узнают ее.
Барышня уходит и обращаю внимание детей на силуэты народных игрушек, вырезанных из бумаги белого цвета.
- Итак, на доске вы видите силуэты игрушек, рассмотрите их внимательно. Подберите данным силуэтам игрушек-лошадок соответствующее название. Дети обсуждают задание в своих группах.
- Кто отвечает?
- Чей это силуэт? Какая это игрушка? Все согласны? Кто думает иначе? Почему?
- Верно! Вы молодцы! Давайте теперь порисуем!
Практическая работа.
Раздаю всем детям заранее вырезанные из белой бумаги силуэты животных и птиц.
Каждой игрушке нужно подобрать свой узор. Образцы узоров вывешиваю на доске, но об этом не говорю. Самые внимательные догадаются сами.
Дети расписывают игрушку сразу кистью, без предварительного карандашного рисунка, а также можно использовать палочки-тычки и палочки-лопатки, чтобы проводить линии разной толщины.
- В руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
В конце урока силуэты игрушек выставляются на доске, проводится просмотр и обсуждение работ.
- Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам? А что особенно понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- И мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.
Литература.
- “Изобразительное искусство и художественный труд”. М. Просвещение. 2005
- “Кладовая радости”. А. Рогов. М. Просвещение. 1982
- “Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина”. В. С. Горичева, М. И. Нагибина. Ярославль. “Академия развития”.
- “Народные промыслы”. Н. А. Рафаенко. М. 1988
- Рабочая тетрадь “Дымковская игрушка”. Г. А. Величкина. М. Мозаика- Синтез. 2004
- Рабочая тетрадь “Филимоновские свистульки”. М. Мозаика-Синтез. 2003
- “Чудо-кони, чудо-птицы”. Г. Блинов. М. “Детская литература”. 2000.