Применение компьютерных технологий на уроке ИЗО по теме: "В музее народной игрушки"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи урока:

  • Формировать художественно-творческую активность.
  • Формировать интерес к истокам русской культуры.
  • Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из различных центров народных промыслов.
  • Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам.

Материалы к уроку:

  • Образцы глиняных игрушек (абашевская, филимоновская, дымковская).
  • Фотографии.
  • Таблицы с образцами росписи.
  • Современные игрушки из различных материалов.
  • Компьютерная презентация (слайды).

Музыкальный ряд:

  • Русская народная музыка.

Литературный ряд:

  • Стихи А.Л.Барто.

Решаем проблему, используя методы и технологии:

  • Метод интеграции искусств.
  • Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
  • Метод сравнений (ассоциации).
  • Компьютерная технология на уроках ИЗО.

Ход урока

- Здравствуйте, дети. Подойдите, пожалуйста, поближе к столу. Посмотрите, что это? (На столе расставлены игрушки из различных материалов, которые дети принесли из дома).

- Правильно, игрушки. Да какие разные! А вы можете назвать материалы, из которых они изготовлены? (Дети называют: фарфор, пластмасса, дерево, ткань, кожа).

- Вот лошадка. Помните стихотворение:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Дети с легкостью вспомнили еще несколько стихотворений: “Кукла”, “Зайка”, “Мишка”.

- Кто же автор этих стихов? Да, это Агния Львовна Барто. В феврале этого (2006) года отмечалось 100-летие со дня рождения поэтессы (1906-1981).

- Для чего людям игрушки?

- Конечно, для игры. А еще? (Дети говорят, что игрушки помогают быть добрыми и веселыми, зовут строить, придумывать, с их помощью можно превратиться в кого захочешь).

- А вы знаете, что самой старой кукле на свете 2000 лет. Археологи нашли ее в одной из древних римских гробниц. Когда реставрировали эту куклу, выяснили грустную историю владелицы: игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По древнему обычаю девочка была помолвлена с неким Филетом. Имя было выгравировано на перстне. Девочка умерла, не дожив до свадьбы, а кукла попала в гробницу.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Лица и руки часто не делали или намечали условно зарубками, ведь это был образ собирательный, без индивидуальных черт. Мастер выделял лишь типичное, характерное. Глаза и рот – впадины вырезались ножом или выжигались раскаленным гвоздем. Куклой могло стать и березовое полено. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку и можно отправляться в гости или на ярмарку.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если относятся к своим игрушкам плохо – быть беде. А еще была такая кукла “оберег”. Ее клали к ребенку в колыбель, считая, что она охраняет его покой и сон. (Показываю тряпичную куклу-оберег, сделанную своими руками).

- Посмотрите, среди игрушек на столе есть необычные? Что это за игрушка? Кто знает?

(Дети узнали “дымковскую”).

- А это что за игрушка? Показываю “филимоновскую”. Может быть, эта игрушка вам знакома? Показываю “абашевскую”. Дети не знают – проблема. Но они точно ответили, что все эти игрушки сделаны из глины.

- Правильно, это народные глиняные декоративные игрушки. Такие игрушки создавались руками народных умельцев, при этом и форму, и роспись придумывал один человек. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А когда игрушек стало много, возили на ярмарку, продавали. Делать игрушки стало выгодно, так и появились народные промыслы.

- Хотите поближе познакомиться с народной игрушкой? Хотите узнать, что это за игрушки? Как узнаем? (Дети предложили сходить в музей).

- Правильно, сейчас мы все вместе посетим “Музей народной игрушки”. Будьте внимательны, запомните цвета, узоры на игрушках, характерные элементы. Звучит русская народная музыка.

Детям предоставляются три слайд-фильма “Дымковская игрушка”, “Филимоновская игрушка”, “Абашевская игрушка” (компьютерная презентация “В музее народной игрушки”).

№ слайда Текст педагога
1

Титульный

“В музее народной игрушки”

Звучит народная музыка
2

Дымковская игрушка

Козёл цирковой

Дымковская игрушка

Эту игрушку называют “дымковской”по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

3

Павлин ч/б

Отсюда и название игрушки. В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

4

3 индюка

Так весну закликали:
Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.
5

Всадник и козёл

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
6

карусель

А вот в конце росписи “сажали золото”. Листочки золота легче пуха, поэтому во время росписи от сквозняков закрывали форточки.
7

извозчик

Фигурки обобщенные и компактные. При своей наивности и условности очень выразительны.
8

ярмарка

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Моделирование. Обсуждение в группах.

- Назовите цвета, характерные элементы, а орнаменты дымковской игрушки нарисуйте на доске.

Выбрать из группы одного, кто будет отвечать.

9

Филимоновская игрушка

Свинья, козел

Филимоновская игрушка

А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки какое?

10

Медведь с зеркалом

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.
11

Птичница

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки-это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
12

Уточка с утятами

Возьмите игрушки в руки и внимательно рассмотрите, только осторожно! Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.
13

Олень

Можно тихонько посвистеть.

В классе звучат красивые звуки.

14

Всадники

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Моделирование. Обсуждение в группах.

- Назовите цвета, характерные элементы, а орнаменты филимоновской игрушки нарисуйте на доске. Кто отвечает? Дети сами выбирают из своей группы ученика, который отвечает у доски.

15

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка.

Ну, а вот такую игрушку нужно знать обязательно! Она родилась на нашей Пензенской земле.

16

Собака со щенком

Обратите внимание, абашевские животные имеют длинные туловища, широко расставленные ноги, у них длинная, пластично изогнутая шея, тщательно вылепленная головка и большие глаза-углубления.
17

Олень и козел

Абашевские животные очень горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшают большие, красиво изогнутые рога, кудрявые челки, узорчатые бороды и гривы.
18

Мастер Зоткин

Жил в селе Абашево Пензенской области талантливый мастер Ларион Зоткин, фантазер и сказочник. Самые обычные домашние животные превращались в его руках в сказочные существа неведомой породы.

Попробуйте посвистеть, получается?

19

Собака, козел, баран, петух

Раскрашены игрушки глухими, не блестящими эмалями, а детали сверкают бронзой и серебром. Такие игрушки создаются на радость взрослым и на потеху детям.
20

Какая это игрушка?

Контроль (рефлексия)

А теперь проверим как вы запомнили народные игрушки.

Где какая игрушка? По каким признакам вы определили?

- Я для вас приготовила сюрприз! К нам в гости пришла барышня. Звучат русские частушки и под музыку в класс заходит старшеклассница, одетая в костюм “Дымковская барышня с зонтиком”.Дети с радостью узнают ее.

Барышня уходит и обращаю внимание детей на силуэты народных игрушек, вырезанных из бумаги белого цвета.

- Итак, на доске вы видите силуэты игрушек, рассмотрите их внимательно. Подберите данным силуэтам игрушек-лошадок соответствующее название. Дети обсуждают задание в своих группах.

- Кто отвечает?

- Чей это силуэт? Какая это игрушка? Все согласны? Кто думает иначе? Почему?

- Верно! Вы молодцы! Давайте теперь порисуем!

Практическая работа.

Раздаю всем детям заранее вырезанные из белой бумаги силуэты животных и птиц.

Каждой игрушке нужно подобрать свой узор. Образцы узоров вывешиваю на доске, но об этом не говорю. Самые внимательные догадаются сами.

Дети расписывают игрушку сразу кистью, без предварительного карандашного рисунка, а также можно использовать палочки-тычки и палочки-лопатки, чтобы проводить линии разной толщины.

- В руках настоящего мастера простой податливый комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

В конце урока силуэты игрушек выставляются на доске, проводится просмотр и обсуждение работ.

- Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам? А что особенно понравилось?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- И мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

Приложение

Литература.

  1. “Изобразительное искусство и художественный труд”. М. Просвещение. 2005
  2. “Кладовая радости”. А. Рогов. М. Просвещение. 1982
  3. “Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина”. В. С. Горичева, М. И. Нагибина. Ярославль. “Академия развития”.
  4. “Народные промыслы”. Н. А. Рафаенко. М. 1988
  5. Рабочая тетрадь “Дымковская игрушка”. Г. А. Величкина. М. Мозаика- Синтез. 2004
  6. Рабочая тетрадь “Филимоновские свистульки”. М. Мозаика-Синтез. 2003
  7. “Чудо-кони, чудо-птицы”. Г. Блинов. М. “Детская литература”. 2000.