"Инновационные процессы в организации обучения немецкому языку в рамках модернизации содержания образования"

Разделы: Иностранные языки


На момент начала моей трудовой деятельности немецкий язык как иностранный изучался в 9 школах из 11. На сегодняшний день таких школ осталось 5. Если всех учащихся школы №7 в количестве 1100 человек принять за 100%, то немецкий язык изучают 30% обучаемых. Что же происходит? Продвинутые родители требуют введения английского языка у администраций школ и управления образования.

Детям, как правило, все равно, какой язык изучать. Интерес к любому языку держится до второй ступени. И родителям нет дела до того, почему ребенок перестает успевать. Лишь единицы уделяют внимание своим детям и вовремя оказывают им поддержку. На мой взгляд, причиной того, что уровень обученности падает от ступени к ступени, является огромный поток информации, который школьники получают пассивно через телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Ребенку нет необходимости затрачивать усилия на поиск информации и ее осмысление. А потому приобретенные знания поверхностные и непрочные.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Осознавая стремительные изменения образовательного процесса в современном мире посредством информатизации и компьютеризации, я приняла для себя решение использовать для повышения мотивации к изучению немецкого языка метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности, мультимедийные презентации Power Point, причем созданные не только мною, но и учащимися старших классов, и курсы предпрофильной подготовки.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на немецком языке

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развить познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

В этом свете важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. А от решения этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Старшие подростки (учащиеся 9-х классов) уже совершают первичное самоопределение. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена глубокой личной потребностью каждого молодого человека, найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

Выбор пути – вечная человеческая проблема и роль школы в ее решении в настоящее время особенно велика. Предпрофильная подготовка в конце II ступени обучения решает вопросы подготовки школьников к осознанному выбору профиля обучения и в дальнейшем к осознанному выбору профессии.

Согласно постановления правительства от 9 июня 2003 года № 334 “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования” около десятка субъектов Российской Федерации проводили первый этап эксперимента, в ходе которого осуществлялась апробация предпрофильной подготовки учащихся. Ростовская область не входила в данный эксперимент. Но поскольку тема самоопределения выпускников школ города Сальска стоит очень остро (избыток средних профессиональных и высших учебных заведений при отсутствии рабочих мест) я заинтересовалась этой проблемой и разработала последовательно один за одним три курса по выбору: “Искусство конфликтовать” 2003-2004 г., “Человек в современном мире. Психология общения и межличностных взаимоотношений”2004-2005г., “ Правовые знания для реальной жизни”.2005-2006 г.

Планируя конечный результат я не предполагала, насколько востребованными школьниками окажутся курсы. Кроме личностных достижений подростков (выполнение проектов, творческих работ, составляющих школьный компонент) академические занятия способствовали развитию навыков групповой деятельности, личной творческой инициативы, межличностному сплочению детей вокруг определенной проблемы. Впоследствии слушатели курсов продолжали поддерживать отношения друг с другом.

Таким образом, я убедилась в перспективах подобного вида сотрудничества и кооперации школьников. Это создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах. Совместная работа стимулировала к ознакомлению с различными точками зрения участников курсов, к поиску дополнительной информации, к оценке собственных результатов.

Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии, рефераты, альбомы, работа над слайдами презентаций имеют ценное качество – личную точку зрения партнеров по проблеме курса.

Заслуживает внимания следующий аспект: школьники в процессе работы понимают, что некоторые из задач можно решить только совместными усилиями. А это уже элементы глобального мышления.

Учитывая мнение о выборе своего маршрута в образовательном пространстве, несмотря на наличие готовой программы, я осуществляю предварительную диагностику образовательного запроса. Затем вношу коррективы в тематику занятий.

Востребованность иностранного языка в современном мире очевидна для всех. Однако часто имеется разброс в уровне владения им: одни легко овладевают языком, уверены в необходимости совершенствования его, но предметом их профессионального выбора является совсем другая область знаний; другие проявляют к иностранному языку профессиональный интерес, а третьи утратили мотивацию к его изучению, хотели бы овладеть им на элементарном коммуникативном уровне. Так возникла

интегрированная предпрофильная программа “Искусство конфликтовать”, реализуемая на немецком и русском языках (Приложение 1) (Приложение 2)

Программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки к изучению немецкого языка с использованием аспектов психологии. Она способствует подготовке и выбору филологического и психологического направления гуманитарного профиля.

Курс рассчитан на 16 часов и состоит из 4-х блоков, два из которых реализуются на немецком языке и два на русском языке.

I. блок “Проблемы молодежи” (на немецком языке)

II. блок “Теория и технология конфликта” (на русском языке)

III. блок “Самопрезентация” (на немецком языке)

IV. блок “Конфликты и здоровье” (на русском языке)

Данный курс я максимально приблизила к познавательным возможностям девятиклассников. Я основала его на материале проблем, которые волнуют подростков. Поиск себя и своего места в жизни, поиск друзей и выбор профессии, разочарование в первой любви, курение, алкоголь, наркотики, насилие в школе, дома, на улице, одиночество. Это вызывает их интерес в изучении курса. Основой курса является тема учебника “Немецкий язык. Шаги. 9 класс” “Проблемы молодежи”. Но в учебнике тема представлена однобоко. Приводятся только проблемы с примерами из текстов. Данный курс качественно отличается от базового углубленным изучением проблем конфликтов и вариантами выхода из различных ситуаций.

Зачет по программе предпрофильного курса предполагал следующие виды работ:

  • выступление публично на тему “Проблемы молодежи” на немецком языке и участие в составлении коллажа на эту же тему
  • написание и защита рефератов по следующим темам:
    • “Эффективность общения в конфликте”
    • “Этика и психология решения спорных вопросов посредством юмора”
    • “Влияние конфликтов на здоровье человека”
  • рассказ на немецком языке о себе, о своем окружении, о планах на будущее, об отношении к куреню, алкоголю, наркотикам;
  • представление плаката или любую другую творческую работу о здоровом образе жизни.