В современных условиях появляются альтернативные программы, системы обучения, учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.
Что значит активизировать? Это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, принимать волевые усилия для освоения знаний и умений, преодолевая трудности.
М.Н.Скаткин предлагает следующие способы активизации учебной деятельности:
- проблемное изложение знаний
- дискуссия
- комментированные упражнения
- самостоятельная работа
- творческая работа учащихся
- коллективная познавательная деятельность
- формирование стимулов к учению и другие
Можно выделить ещё и игровые методы, введение в урок занимательности, проведение нетрадиционных уроков и другое.
Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению Подласова нетрадиционный (нестандартный) урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг, другие видят в них нарушение дидактических принципов, искажение структуры урока.
На наш взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен использоваться в школе: стремление к игровой деятельности свойственно в любом возрасте, кроме того, он повышает активность учащихся. Для того, чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
Перечислим наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:
- урок КВН
- урок путешествие
- урок спектакль
- викторина
- ярмарка
- аукцион
- игра
- лекция
- коллективный урок
- конференция
- консультация
- экспедиция
- соревнования
- интегрированный урок
- деловая игра
- эстафета
- творчество
- урок-встреча
Не случайно нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и режимом работы. Такие уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них можно использовать при изучении нового материала (интегрированный, коллективный, лекция). Проводятся нетрадиционные уроки не чаще 1-2 раза в четверть, при завершении какого-либо раздела.
Можно заранее подготовиться не только учителю, но и ученикам: наглядные пособия, доклады, сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
В качестве иллюстрации дадим краткое описание некоторых нетрадиционных уроков:
1. КВН. проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, проверка домашнего задания, поединок капитанов, физкультминутка. Каждая команда по теме урока выбирает название, капитана. Приглашается жюри. Вопросы по характеру носят познавательный, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
2. Викторина. Похожа на КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Цель КВН и викторины – повторение учебного материала.
3. Крестики – нолики. Цель – обобщение и систематизация знаний. Конкурсы записаны на доске в виде игрового поля. Класс делится на две команды: “Х” и “0”. Первыми, согласно жеребьёвке, например, ходят “Х” и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание по этому конкурсу. Обе команды выполняют его. Жюри оценивает. Клетка игрового поля закрывается соответственно “Х” или “0”, кто победил. Следующий ход делает победившая команда. В конце подсчитывается количество “Х” и “0”.
Культура Древнего Египта | Культура Двуречья | Амарнское искусство |
Домашнее задание | Мифология Древней Греции | Мифология Древнего Рима |
Искусство Шумера | Искусство Скифов | Древнеиранская мифология |
4. Деловая игра. Цель – обобщение, закрепление, систематизация знаний. Класс делится на команды по 5-6 человек (4-5 команд). Название, жюри, на доске – табло, которое имеет 4 категории вопросов в зависимости от сложности. 1 команда выбирает уровень сложности и номер вопроса. Если правильно отвечает, то засчитывается количество баллов, если нет, то право ответа переходит к следующей команде по жребию. Выигрывает та команда, которая получит большее количество баллов. Трудности: состав команды (антипатия ученика к ученику).
5 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Интеллектуальная игра. Тема – Сбережём природу нашего края. Цель: обобщение и систематизация. Вопросы разных областей знаний:
- Географическое положение (показать на карте).
- Водоёмы Омской области.
- Почвы Омской области.
- Растительный мир Омской области.
- Животный мир Омской области.
- Полезные ископаемые Омской области.
- Охрана природы Омской области.
На доске табло с вопросами. Участвуют 3 команды. Они по очерёдности выбирают область знаний. Учитель открывает вопрос, на котором указано количество баллов. Если команда отвечает, то они получают эти баллы.
6. Интервью. Напоминает публичные формы общения. Тема: “Зубы и правила ухода за ними”. Участники: дети-врачи, которые дома заранее подготавливают вопросы и ответы.
Стоматологи - “Как устроены зубы?”, “Кариес. Живые ли зубы?”
Гигиенисты - “Как правильно чистить зубы?”
Диетологи - “Какую пищу лучше употреблять, чтобы зубы были здоровыми?”
7. Конференция. Тема – “Тундра”. Дети делятся на группы специалистов. Каждой группе даётся домашнее задание – подготовить доклады. Участвуют зоологи, ботаники, экологи, географы. Готовят наглядность: рисунки, гербарий и т.д.
8. Урок, имитирующий деятельность организации. Тема - “Суд над человеком”. Изучение земноводных и пресмыкающихся в начальной школе. Присутствуют:
- подсудимые (люди),
- адвокат,
- обвинитель,
- судья,
- свидетели,
- остальные играют роль земноводных или пресмыкающихся и придумывают небольшой рассказ о том, какой вред нанёс им человек.
Однако не следует часто проводить такие уроки. Достаточно 1 – 2 раза в четверть, чтобы не перегружать игрой и не делать серьёзные уроки развлекательными.