Цели урока:
- Образовательные – повторение, обобщение и проверка уровня знаний по теме “Медианы, биссектрисы и высоты треугольника”; знакомство со свойствами равнобедренного треугольника; выработка основных навыков
- Развивающие – развивать внимание учащихся, усидчивость, настойчивость, логическое мышление, математическую речь;
- Воспитательные – посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручку, самостоятельность.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – урок с компьютерной поддержкой.
Оборудование: доска и мел; компьютер и проектор; карточки с тестом.
ХОД УРОКА
I. Повторение основных понятий
На данном этапе урока повторяем изученные ранее понятия: “медиана”, “биссектриса”, “высота” треугольника. Я предлагаю повторить эти понятия, используя презентацию “Медианы, биссектрисы и высоты треугольника” (см. Приложение 1)
|
Слайд презентации |
||
Повторение ведётся посредством фронтального опроса учащихся: | слайд_1.1 |
||
Рис. 1
|
слайд_1.2 |
||
ребята называют: ВК – биссектриса, и оно появляется на экране (по щелчку мыши) Рис. 2
ребята дают определение, и оно появляется на экране (по щелчку мыши) |
слайд_1.3 |
||
ребята называют: СН – высота, и оно появляется на экране (по щелчку мыши)
|
слайд_1.4 |
||
Необходимо также обратить внимание
учащихся на то как проводится высота из вершины
острого угла тупоугольного треугольника.
Ребята дают определение, и оно появляется на экране (по щелчку мыши). |
II. Самостоятельная работа
Проверяется уровень владения основными понятиями.
Тест
Вариант №1
I. Выберите один из вариантов ответов вместо пропуска
1. Отрезок, соединяющий вершину с серединой противолежащей стороны, называется ___________________ треугольника.
а) биссектрисой;
б) медианой;
в) высотой;
г) нет верного ответа
2. На рисунке изображена _____________треугольника ABC
а) биссектриса
б) медиана
в) высота
г) нет верного ответа
Рис. 5
3. На рисунке NH является _______треугольника MNK
а) биссектрисой
б) медианой
в) высотой;
г) не возможно сказать
Рис. 6
4. На рисунке в треугольнике АВС построены____________________
а) биссектрисы
б) медианы
в) высоты;
г) не возможно сказать
Рис. 7
II. Назовите верное высказывание
1. Биссектрисой треугольника называется …
а) луч, делящий его угол на две равные части;
б) отрезок, делящий его угол на две равные части;
в) отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны;
г) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
2. Высотой треугольника называется …
а) перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону;
б) перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к противоположной стороне;
в) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
г) отрезок, делящий его угол на две равные части;
Вариант №2
I. Выберите один из вариантов ответов вместо пропуска.
1. Перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется _____________________ треугольника.
а) биссектрисой;
б) медианой;
в) высотой;
г) нет верного ответа
2. На рисунке изображена ___________треугольника FPS
а) биссектриса
б) медиана
в) высота
г) нет верного ответа
Рис. 8
3. На рисунке MF является __________________треугольника МОК
а) биссектрисой
б) медианой
в) высотой;
г) не возможно сказать
Рис. 9
4. На рисунке в треугольнике DEF построены__________________
а) биссектрисы
б) медианы
в) высоты;
г) не возможно сказать
Рис. 10
II. Назовите верное высказывание.
1. Медианой треугольника называется …
а) перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону;
б) отрезок биссектрисы угла треугольника, делящий его на две равные части;
в) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
г) отрезок, делящий его на две равные части;
2. Биссектрисой треугольника называется …
а) луч, делящий его угол на две равные части;
б) отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны;
в) отрезок, делящий его угол на две равные части;
г) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
III. Объяснение нового материала
Используется презентация (см. Приложение 2)
|
Слайд презентации |
||||||
1. Вводится понятие
равнобедренного треугольника и его элементов. Рис. 11 |
слайд_2.2 |
||||||
2. Назовите угол, лежащий напротив основания треугольника, назовите углы при основании равнобедренного треугольника. | |||||||
3. Назовите основание и боковые
стороны треугольников, изображённых на рисунке.
(Последний рисунок (рис.16) подводит ребят к
понятию равностороннего треугольника).
|
слайд_2.3 |
||||||
4. Вводится понятие
равностороннего треугольника. Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним.
Рис. 17 |
слайд_2.4 |
||||||
5. Рассматриваем свойство об
углах равнобедренного треугольника. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Работа с формулировкой теоремы: разбираем, что дано, что доказать.
Рис. 18 |
слайд_2.5 |
||||||
6. Рассматриваем доказательство
теоремы 1. Проведём биссектрису из вершины В
треугольника к основанию АС. Предлагаю учащимся продолжить доказательство самостоятельно (в процессе рассуждений, по щелчку “мыши” появляются записи на экране) Рис. 19 |
слайд_2.6 |
||||||
7. Свойство биссектрисы,
проведённой к основанию равнобедренного
треугольника, можно предложить учащимся
получить самостоятельно (это зависит от уровня
подготовки класса), проведя практическую работу
по группам:
|
|||||||
8. Записываем свойство в виде
теоремы 2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой Рис. 19 |
слайд_2.7 |
||||||
9. Можно предложить учащимся разобрать доказательство дома, либо проделать работу, аналогичную работе при доказательстве теоремы 1. | слайд_2.8 |
IV. Закрепление пройденного
1. Устное решение задач
- Какие из данных треугольников являются
равнобедренными, почему?
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
- Треугольник АВС – равнобедренный МАВ = 100о, найдите А и С в треугольнике АВС (рис. 24)
Рис. 24
Треугольник АВС – равнобедренный, АС – основание, ВD – биссектриса, АВD = 37о, АС = 25 см. Найдите В, ВDС и DC.
Рис. 19
2. Решение задачи № 113 из учебника на доске и в тетрадях.
3. Самостоятельное решение № 112 с последующей проверкой.
V. Итоги урока
1. Фронтальный опрос:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Является ли равносторонний треугольник равнобедренным?
- Каким свойством обладают углы равнобедренного треугольника?
- Каким свойством обладает биссектриса равнобедренного треугольника?
- Любая ли биссектриса обладает этим свойством? Какая?
- Любая ли биссектриса равностороннего треугольника обладает этим свойством?
2. Домашнее задание: п.18, вопросы 10 – 18, №№ 109, 117
Используемая литература
- Учебник “Геометрия. 7 – 9” авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадышев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина (М., Просвещение, 1990 и последующие издания).
- “Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия” автор: Е.М.Рабинович (М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2001)
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. (М.: Просвещение, 2003)
- Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. Гаврилова Н.Ф. (М.: “ВАКО”, 2004).