Тема урока: Как устроен компьютер.
Цели для учителя:
- познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.
- систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.
- развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.
- стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету “Информатика и ИКТ”.
Цели урока:
- создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;
- развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;
- побудить интерес к изучению информатики.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.
- Развивающие:
- развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;
- развивать алгоритмическое мышление, внимательность.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- обеспечивать здоровьесберегающую среду.
Тип урока: изучение нового материала (один урок по теме “Устройство компьютера”).
Вид урока: комбинированный урок.
Средства обучения:
- Технические:
- компьютерный класс, оснащенный компьютерной техникой;
- пакет “Роботландия” – программа comput.exe.
- Наглядные: схема устройства компьютера.
- Раздаточные материалы:
- комплект карточек № 1 (задания по технике безопасности);
- краткий конспект урока “Как устроен компьютер”.
Литература, использованная при подготовке урока:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2006. – 192 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2007. – 304 с.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые урока информатики. 8–11 классы/В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. /С.В. Симонович, Г.А.Евсеев.– М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-пресс, 1998. – 368с.
- Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов./С.Н.тур, Т.П. Бокучава.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.
- Бокова Т.Б., Иванова И.А. Уроки информатики и информационных технологий в V классе//Информатика и образование. 2000. № 3.
- Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе//Информатика и образование. 2006. №5.
Подготовительный этап:
При проведении урока-путешествия необходимо заранее распределить роли ученикам, подготовить плакат с изображением путешествия по основным устройствам компьютера, карточки-задания по технике безопасности.
План урока:
I. Организационная часть
1. Приветствие.
2. Разминка (определение темы урока, задание
“Шахматы”)
II. Мотивационное начало урока
1. Тема. Цель.
2. Правила ТБ.
III. Рассмотрение нового материала
1. Рассмотрение нового материала.
2. Физкультминутка.
3. Рассмотрение нового материала (продолжение).
IV. Динамическая пауза
V. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята.
Садитесь на свои места. Сегодня мы проводим урок
в необычной форме – форме космического
путешествия.
Для того чтобы начать путешествие, нам
необходимо выполнить задание. Задание
называется “Шахматы”.
Задание. Сделайте 19 ходов ладьей, начиная с буквы “К”, и получите предложение, которое раскрывает тему урока. Какова тема сегодняшнего урока?
Л | В | Д | Я | Е | Н | Ы |
Э | Б | М | Р | О | К | О |
Ч | Ъ | С | Т | Ц | П | М |
И | К | У | Р | Ю | Ь | Г |
К | А | Д | Е | Т | В | Ф |
Ответ: Как устроен компьютер.
II. Мотивационное начало урока
Учитель. С этого урока мы начнем
знакомство с компьютером. Для информатики
компьютер – это не только инструмент для работы
с информацией, но и объект для изучения. Вы
узнаете, как компьютер устроен, какую работу
можно выполнять с его помощью, какие для этого
существуют программные средства, узнаем, каким
образом информация попадает в компьютер и какие
устройства помогают в этом.
Ребята, а все ли помнят, как правильно вести себя
в кабинете информатики?
Давайте посмотрим, как знают эти правила по
технике безопасности другие ученики, о которых
говорится в заданиях. (Учитель читает всему
классу текст).
Карточка 1 По звонку Андрей вбежал в класс, расталкивая
товарищей, занял свободное место, вынул из
кармана куртки тетрадь, |
Карточка 2 После 35-40 минут работы на компьютере Лена
почувствовала шум в ушах, давление в лобной
кости, боль в глазах. |
Карточка 3 Во время урока Федя Кряков шепотом спросил
соседа по парте: “Хочешь семечек?”
“Давай!”-ответил тот. |
III. Изучение нового материала
Ученик 1.
К планете знания, друзья!
Без приключений чахну я!
Ученик 2.
А может, дома посидим
Да телевизор поглядим?
Ученик 3.
Ох, нет! И я уже скучаю.
О путешествиях мечтаю.
Учитель.
Ну, что ж, друзья, тогда вперед!
Нас приключений масса ждет!
Ученик 4.
Куда сегодня полетим?
Чего сегодня посетим?
Учитель. Мои юные путешественники, мы сегодня отправляемся в увлекательное космическое путешествие. Каждый из вас – космонавт, а парта – это космический корабль.
На космическом корабле
Летим мы в дальний путь.
С заданьем поработали –
Пора и отдохнуть!
А в путешествии увидим мы
Волшебные миры.О четырех устройствах компьютера
Узнаем я и ты!
Как работает компьютер,
Из чего он состоит,
Разобраться нам сегодня
На уроке предстоит.
Учитель. Для того чтобы отправиться на планету и путешествовать по ней, мы должны узнать, как она называется.
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений,
Проживает на планете?
Ну, конечно же – ... (компьютер)!
Учитель. Сегодня, ребята, мы побываем в
гостях у компьютера. Узнаем, что такое компьютер,
для чего он предназначен, из чего состоит и
многое полезное и интересное. Что же такое
компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это
машина”.
Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на
компьютер совсем не похож. Но машины не должны
быть одинаковыми. Бывают машины механические,
бывают – электрические, а бывают – электронные.
С давних времен люди стремились облегчить свой
труд. С этой целью создавались различные машины и
механизмы, усиливающие физические возможности
человека. Компьютер был изобретен в середине XX
века для усиления возможностей интеллектуальной
работы человека, то есть работы с информацией.
Из истории науки и техники известно, что идеи
многих своих изобретений человек подглядел в
природе.
Ученик.
А с кого человек списал компьютер?
Давай сейчас порассуждаем. Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем. Как создавалась ЭВМ.
По небу вертолет летает. Кого он нам напоминает? ………..
Он схож, конечно, не с козой. А с попрыгуньей стрекозой.
На землю самолет садится – огромная стальная птица.
А лодка, что по морю ходит, немного на кита походит.
Так за природой наблюдая. Ее законы открывая,
Все человек изобретал, идеи у природы брал.
Не может человек создать, что невозможно увидать.
Все, что придумать он сумел. То у природы подглядел.
И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.
Учитель. С самого себя! Только человек постарался передать компьютеру не физические, а свои интеллектуальные возможности.
Примечание: Ученики делают записи в тетрадь.
По назначению компьютер – это
универсальное техническое средство для работы с
информацией.
По принципам устройства компьютер –
это модель человека, работающего с информацией.
Компьютер – это один из видов
электронных машин. Электронные машины служат для
обработки сигналов.
Все вы видели большой оркестр и слышали его игру.
В нем много разных инструментов: скрипки,
виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на
почетном месте рояль. Каждый инструмент играет
свою музыкальную партию. Звук от разных
инструментов сливается в одно музыкальное
произведение.
Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много
разных инструментов, и каждый делает свое дело.
Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре:
прием, обработка, хранение и выдача информации.
Если бы для каждого дела у компьютера было по
одному устройству, то ему хватило бы всего
четырех устройств. Но на самом деле так не
получается. Мы знаем, что компьютер работает с
пятью видами информации, каждый вид надо суметь
применять, сохранять, обрабатывать и выдавать.
Поэтому устройств у компьютера не четыре, а
гораздо больше.
Учитель.
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
У компьютера некоторые устройства расположены
снаружи. Такие устройства называются внешними.
Те устройства, которые находятся у компьютера
внутри, называются внутренними.
Мы начнем путешествие с внешних устройств. Они
стоят на столе, и каждый может потрогать их
руками.
У разных компьютеров могут быть различные
внешние устройства, но есть четыре вида
устройств-остановок, которые есть у каждого
компьютера. Я вам прочитаю несколько
четверостиший, из которых вы должны выбрать и
назвать основные виды устройств компьютера.
Делаем первую остановку.
Наверху машины всей
Размещается …(дисплей) –
Словно смелый капитан!
А на нем горит экран.
Дисплей (монитор) во многом похож
на телевизор, только у него намного лучше
качество изображения. Он может выводить на экран
тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем,
то видим на мониторе героя и управляем им при
помощи клавиатуры и мыши.
Это устройство называется – … (устройство
вывода информации).
Какие вы еще знаете устройства, предназначенные
для вывода информации? (Дети называют
устройства вывода информации.)
Учитель. Отправляемся дальше.
Это вот – … (клавиатура) –
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны!
Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.
С ошибками написан текст,
Произведем редакцию.
Как только клавишу нажмем,
Введется информация.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть …(мышка)
На столе она сидела.
Говорю: “Сейчас поймаю!”
А она мне отвечает:
Мышка я не полевая,
А домашняя, ручная.
По столу хожу, брожу,
Информацию ввожу.
Если хочешь поиграть,
Что-нибудь нарисовать
Ты накрой меня ладошкой
По столу кати немножко.
Как художник на экране,
В удивительной программе
Будешь краской рисовать
И картины создавать.
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробочке –
Две или три кнопочки!
Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Как называется это устройство компьютера … ? (Устройство ввода информации.)
Физкультминутка
Учитель. Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих космических кораблей и повторяйте движения за мной.
Дети по лесу гуляли (ходят по классу)
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
(смотрят вверх на солнце, движение “Фонарики”)
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (имитируют бабочку)
Дружно хлопаем – раз, два, три, четыре, пять, (хлопают в ладоши)
Надо нам букет собрать. (имитируют букет в руках)
Раз присели, два присели, (приседают)
В руках ландыши запели.
(наклоны с букетом в стороны)
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодку собрали.
(приседают, имитируя сбор ягод)
Одна, две, три, четыре, пять,
(кладем ягодки в рот, прослеживая взглядом движение руки)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Ох, как ягодки вкусны! (покачивают головой)
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.
(Разводят руки и садятся на свои места)
Изучение нового материала (продолжение)
Учитель. Продолжаем путешествие.
Ну а рядом – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системным).
Учитель. Следующая остановка – “Системный
блок” – это самый главный блок
компьютера. На лицевой панели системного блока
есть кнопки включения компьютера и щели для
магнитных и лазерных дисков. На таких дисках
хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры,
учебные пособия и т.д.
Следующие устройства компьютера спрятаны внутри
корпуса системного блока.
Устройством для хранения данных является память
компьютера, которая предназначена для хранения
информации.
В компьютере уютно, как в каюте,
Информация живет.
Чудо-импульсы компьютер
Сам сюда передает.
И они гурьбой веселой
Возникают там и тут,
В память импульсы, как пчелы,
Информацию несут.
Сохранится в этих сотах
Все на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда!
У компьютера два вида памяти: оперативная и
постоянная. Устройства, их реализующие,
называются ОЗУ – оперативное
запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное
запоминающее устройство.
В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок
работы при включении компьютера. Эти инструкции
не удаляются даже при выключении компьютера.
Он читает, он считает!
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель – хоть куда!
Только знаешь, в чем беда?
Выключишь – и все забудет,
Ничего он знать не будет –
Прямо как Рассеянный
С улицы Бассейной.
Учитель: Третье устройство компьютера называется …… “Устройство хранения информации”. То, что у человека делает мозг, у компьютера делает процессор.
Есть в компьютере процессор –
Очень умный, как профессор.
Он программу прочитает
И работать начинает.
Всем командует процессор –
Самый главный элемент.
Он в машине служит мозгом,
И его важнее нет.
Знает он всего две цифры,
Переводит их в слова.
Человеческий язык
Понимать он не привык,
Наших слов не разбирает
Буквы в цифры превращает.
Мы набрали букву “А”
Или целые слова.
В миг в нули и единицы
Что набрали превратится.
Процессор – это самый главный
элемент в компьютере. Он обрабатывает информацию
и управляет его устройствами.
Четвертое устройство компьютера называется – …
(устройство обработки информации – процессор).
Существуют и другие устройства. Все они
составляют аппаратное обеспечение
компьютера.
Примечание: В ходе объяснения темы учитель на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы можно сопровождать картинками или схемой на которых изображены устройства компьютера.
IV. Динамическая пауза
V. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, вы многое узнали. Теперь итоги подведем.
Чтобы компьютер заработал мы информацию …
Вы подскажите мне, как быть. Чем информацию вводить? …
А информацию, какую с их помощью введу я? …
Вот информацию ввели. Компьютер заработал.
А ты попробуй объясни, ее кто обработал? …
Процессор строго по программе свою работу выполняет.
Но вот никак я не пойму:
Ее он помнит почему? …
Мы информацию ввели, процессор обработал,
Но как увидеть – объясните компьютера работу …
Работа за компьютером
Для закрепления материала можно
воспользоваться программой comput.exe из пакета
“Роботландия”. На первом этапе работы с
программой ребенок имеет возможность выбрать
мышью любой элемент компьютера, прочитать
название данного элемента и его название. На
втором этапе нужно восстановить название
каждого устройства, изображенного на схеме, по
его назначению. На третьем этапе нужно
восстановить название устройства, изображенного
на схеме, по его назначению (ввод, хранение,
обработка, вывод).
При отсутствии такой программы учитель может
работать по приведенной схеме, “закрывая” либо
названия элементов компьютера, либо их
назначение.
VI. Домашнее задание
Нарисуйте основные части компьютера, напишите их названия и укажите, какие из них относятся к устройствам ввода или вывода информации.