Тип урока: вводный.
Цели: Формировать у учащихся интерес к предмету, показать необходимость изучения химии, её связь с биологией, физикой, экологией. Познакомить с понятиями “вещество”, “химия”.
Реактивы: вода, карбонат кальция, фенолфталеин, концентрированная серная кислота, норсульфазол, роданид калия, сульфат железа (III), концентрированная соляная кислота, растворы: карбоната натрия, аммиака (конц.), уксусной, лимонной кислот.
Оборудование: гвозди, колбы, линейки, стаканы, стаканчики с носом, пробирки, стеклянные трубочки, пипетка, металлический стержень.
На классной доске записываются познавательные вопросы из детской энциклопедии “Я познаю мир”.
На уроках химии вы узнаете:
- может ли лёд быть сухим,
- чем заполняют дирижабли,
- как металлы бегают по воде,
- какой элемент и лечит и калечит;
- кто придумал карандаш;
- чем определяется ценность алмаза,
- как сделать воздух чистым,
- как самим приготовить чернила,
- что такое песок;
- из чего образуется мел,
- из чего состоит “кровь дракона”.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы впервые пришли в кабинет, где происходят чудеса. Да-да, вы не ослышались, именно так, здесь вы все будете немножко волшебниками. А я помогу вам в этом. Зовут меня …….. А предмет, который мы будем с вами изучать, называется “химия”. Химия – это одна из самых интересных наук. Ведь повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств. Я думаю, что все вы пили чай с лимоном. Пили и, наверное, не задумывались, что в чайной чашке происходит самая настоящая химическая реакция. Посмотрите, у меня на столе два стакана чая, в один из них я положила кусочек лимона. Вы видите разницу?
Учащиеся: Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.
Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.
Учащиеся: Физические тела.
Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.
Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.
Учитель: А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.
Учащиеся: Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.
Задание 1
Как вы считаете, из каких веществ (горизонтальный столбик) состоят перечисленные в таблице тела (вертикальный столбик)? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.
Алюминий |
Вода |
Сахар |
Золото |
Железо |
Стекло |
|
Гвоздь |
|
|
|
|
* |
|
Стакан |
|
|
|
|
|
* |
Цепочка |
|
|
|
* |
|
|
Снежинка |
|
* |
|
|
|
|
Карамель |
|
|
* |
|
|
|
Проволока | * |
|
|
|
|
|
Айсберг |
|
* |
|
|
|
|
При правильном заполнении таблицы вы увидите фигуру, напоминающую ковш.
Учитель: Молодцы. Состав веществ записывается с помощью химических формул. Посмотрите, пожалуйста, на экран (см. Приложение). Вы видите формулы веществ, которыми мы пользуемся каждый день (слайд 1). Сейчас я буду зачитывать высказывания, а вы попробуете определить, о каких веществах идет речь.
1. Суточная потребность человека в этом
веществе составляет 10 – 15 г.
2. Известно, что, уходя из таёжного приюта, для
случайных путников охотники непременно
оставляют спички и это вещество.
3. Уже за две тысячи лет до нашей эры китайцы
научились получать это вещество выпариванием
морской воды.
4. Ваши мамы используют это вещество для
приготовления пищи.
Учащиеся: Это соль (слайд 2).
Учитель: Отлично. Формула
соли – NACL. Химическое название этой соли –
хлорид натрия. Если не давать животному пищи, то
через некоторое время оно погибнет от истощения
организма. Если животное кормить без
ограничения, но обессоленной пищей, то оно умрет
ещё быстрее. Но большой избыток соли в организме
может вызвать острое отравление и привести к
параличу.
Слушаем высказывания о следующем не менее
удивительном веществе.
1. Это вещество находится на Земле в
постоянном движении.
2. Это вещество неприятно на вкус, когда не
содержит растворённых солей и газов.
3. Основными потребителями этого вещества
являются сельское хозяйство, промышленность и
коммунальное хозяйство.
4. Человек примерно на 65% состоит из этого
вещества.
5. Поверхность земного шара на 3/4 покрыта этим
веществом.
Учащиеся: Речь идет о воде (слайд 3).
Учитель: Вода для жизни –
вещество №1. Попробуйте себе представить, как бы
выглядела наша Земля, исчезни на ней внезапно
вода. Мрачные зияющие “глазницы” морских и
океанических впадин, пересохшие русла рек, навек
замолкшие родники. Ни кустика, ни цветочка, ни
единого живого существа на Земле.
Почти 3/4 поверхности нашей планеты занято
океанами и морями. Так называемой “твёрдой
водой” – снегом и льдом – покрыто 20% суши. Почти
70% пресных вод заключено в ледниковых покровах
полярных стран и в горных ледниках, 30% – в
водоносных слоях под землёй, а в руслах всех рек
содержатся 0,006% пресных вод. Позже мы попробуем
более подробно разобраться, что же собой
представляет вода. А сейчас посмотрите, как
пишется её формула.
Слушаем следующее высказывание.
1. Известно, что раньше вместо этого вещества
для чистки зубов использовали табачную золу.
2. Позже для чистки зубов стали применять порошок,
который состоял из этого вещества.
3. Его можно купить в аптеке обычно в виде
таблеток.
4. Учитель использует его на каждом уроке.
Учащиеся: Это вещество называется мел.
Учитель: Формула мела – СаСО3
(слайд 4).
Мы с вами поговорили всего о нескольких
веществах, а на сегодняшний день их число
превышает 18 миллионов. И в процессе превращений
(в дальнейшем мы будем называть их химическими
реакциями) одни вещества способны переходить
(превращаться) в другие.
Давайте посмотрим, как это происходит. Сейчас я
на ваших глазах за несколько секунд сделаю из
воды сок, а из сока воду.
Опыт №1. На столе – три стакана.
В первом стакане – раствор щелочи (имитация
воды). Во втором (“пустом”) – несколько капель
фенолфталеина. В третьем (“пустом”) –
незначительное количество концентрированной
серной кислоты.
Выливаем содержимое первого стакана во второй.
Раствор приобретает малиновую окраску –
получился “сок”. Затем содержимое второго
стакана переливаем в третий. Раствор становится
бесцветным – “сок” превратился в “воду”.
– Ребята, многие из вас любят фантастику. Сейчас вы увидите, как из кокона рождается Чужой или змей Горыныч.
Опыт №2. Измельчённую таблетку сухого горючего выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих змей. После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.
Учитель: Вы слышали русскую пословицу “Нет дыма без огня”? А я могу показать противоположное: вы увидите дым, но при этом поджигать я ничего не буду.
Опыт № 3. Берем две стеклянные палочки. Одну смачиваем в концентрированном растворе аммиака, другую – в концентрированной соляной кислоте. Палочки подносим друг к другу так, чтобы они не соприкасались. Над палочками появляется струйка “ дыма” (хлорид аммония).
Учитель: Интересно, есть в
этом классе такие ребята, которые уже не раз сами
пользовались химическими веществами и проводили
химические реакции? Если есть, поднимите руку.
Затрудняетесь с ответом, тогда давайте вспомним
наши кухни. Кухня – это химическая лаборатория,
только вместо пробирок и колб на кухне
используют кастрюли и сковородки. Посмотрите, в
этой ложечке у меня сода, я добавляю несколько
капелек уксуса, и мы видим самую настоящую
химическую реакцию.
Осуществить химические превращения (реакции)
самостоятельно вы сможете, выполнив
лабораторные опыты. Перед выполнением опытов
прочитайте правила техники безопасности (слайд
5).
Правила техники безопасности
- Выполняйте только работу, определённую учебным заданием.
- Не делайте резких движений, не трогайте посторонних предметов.
- Соблюдайте порядок и дисциплину.
- Не пробуйте на вкус жидкости и твердые химические вещества.
- Перед выполнением каждого вида работы выслушайте инструктаж учителя.
Лабораторные опыты
- В стаканчик № 1 с раствором порошка положите таблетку фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
- В стаканчик № 2 с раствором соды положите кусочек свеклы. Что вы наблюдаете?
- Возьмите бумажный цветок опустите его в стакан № 3 с раствором лакмуса, а затем в стакан № 4 с раствором лимонной кислоты. Что вы наблюдаете?
Учитель: Что вы наблюдали во время выполнения опытов?
Учащиеся: При смешивании веществ наблюдается изменение окраски. Происходит химическая реакция.
Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми веществами, посмотрели чудесные превращения этих веществ. А теперь попытайтесь ответить на вопрос: “Что такое химия?” Посмотрите на экран, здесь написано начало определения (химия – это…). Давайте вместе попробуем его закончить (слайд 6).
Учащиеся: Химия – это наука о веществах, их превращениях.
Учитель: Верно. Но более точно
определение звучит так: химия – это наука о
веществах, их свойствах, превращениях веществ и
явлениях, сопровождающих эти превращения (слайд
7). Она изучает строение и состав, а также
зависимость свойств вещества от состава и
строения.
Химия, ребята, тесно связана с биологией,
географией, экологией, физикой и другими науками.
Хорошо зная химию, вы будете лучше понимать
перечисленные предметы. К каким профессиям
открывает путь химия?
Учащиеся: Врач, учитель, лаборант, оператор по добыче нефти и газа, горный инженер, эколог …
Учитель: В быту вы тоже не
обойдётесь без химических знаний, которые
правильно и по назначению помогут вам
использовать химические вещества. Иначе можно
поплатиться здоровьем (приводятся примеры про
ртуть, уксус, стиральные порошки, косметику).
Итак, наш урок подходить к завершению. Настало
время подвести итоги.
Вопросы для фронтальной беседы.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что называется физическим телом?
- Приведите несколько примеров физических тел.
- Что такое вещество?
- Назовите известные Вам вещества.
- Что изучает химия?
- Как мне записать в журнале тему нашего урока?
Домашнее задание:
- Раствори ложечку соли в стакане с водой. Попробуй жидкость на вкус. Что ты наблюдал при выполнении этого опыта? Сделай выводы.
- Придумайте опыт, в котором можно было бы, не пробуя, выяснить, что в стакане находится раствор поваренной соли, а не чистая вода.
Литература:
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. – Пер. с нем. – Л.: Химия, 1978 – 392 с., ил.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие – М.: Высш.шк.,1992. – 192 с.: ил.
- Савина Л.А. Я познаю мир. ООО “Издательство АСТ – ЛТД”, 1997. – 442 с.: ил.
- Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил.
- Хомченко Г.П., Цитович И.К. Неорганическая химия. Учебник для с-х. вузов. М., “Высш. Школа”, 1978.