Новая цель образования – подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной, социальной и личной жизнедеятельности (см. Закон РФ “Об образовании”) автоматически внесла соответствующие понятию “субъектность” изменения в профессиональную переподготовку учителей.
Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Гуманизация образования, обновление его содержания предполагают повышение профессионального уровня учителя за счет его подготовки как субъекта профессиональной деятельности, субъекта профессиональной самореализации, формирования ключевых компетенций педагога.
Но эффективность деятельности человека обусловлена не только степенью его профессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в котором он находится в данный момент. Поэтому, при создании адаптивной системы образования и в ходе ее реализации, должны происходить такие взаимодействия и взаимоотношения участников педагогического процесса, которые направлены на сохранение и развитие личностных качеств каждого участника, раскрытие его природных задатков и способностей, расширение его возможностей.
В этом случае объектом управленческой деятельности являются затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога, субъекты управленческой деятельности – педагоги, испытывающие затруднения в профессиональной деятельности.
Основной целью управленческой деятельности является увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия.
Задачи управленческой деятельности состоят в том, чтобы помочь педагогу:
- развить позитивную Я-концепцию;
- научить полагаться на самого себя;
- научить самостоятельно принимать решения;
- научить рефлексии.
Таким образом, управленческая деятельность помогает педагогу решать возникающие профессионально – личностные проблемы, реализовать свой творческий потенциал.
По общей теории систем изменения в одной области системы способствуют изменениям во всей системе. Следовательно, необходимо создать условия для решения наиболее значимой проблемы в профессиональной деятельности педагога (она мешает его саморазвитию, профессионально-личностному росту), что приведет к повышению его профессионального мастерства в целом.
Можно выделить следующие уровни управления изменениями:
- собственные действия руководителя в деятельности (от сотрудника не ожидается проявлений инициативы);
- прямое управление процессом (консультации, беседы). Действие совершает педагог, план действий составляет руководитель;
- косвенное управление процессом. Руководитель побуждает педагога принять на себя ответственность за свое изменение. Руководитель несет ответственность за процесс, педагог отвечает за намерения, и за действия.
При этом в процессе изменения выделяют стадии:
- центрация на проблеме, когда личность начинает пересматривать и подвергать сомнению свой опыт профессиональной деятельности. Эта стадия состоит из этапов определения затруднения и анализа причин затруднения;
- центрация на решение по образцу – в ходе работы прежнее поведение, опыт профессиональной деятельности заменяются новым (переориентация на эмоциональном и интеллектуальном уровнях). Происходить решение проблемы в сходной ситуации. Произошедшие изменения должны стабилизироваться. Проблема разрешена, педагог владеет новой для себя моделью деятельности. На этой стадии происходит саморегуляция.
Определение затруднений педагога происходит при:
- аблюдении уроков, внеклассных мероприятий и т.п. (непосредственное кратковременное или долговременное наблюдение); при анализе справок; информации сообщений учителей, материалов уроков, педагогических характеристик (опосредованное наблюдение). Наблюдение дает необходимый материал для анализа;
- тестировании и анкетировании педагогов;
- беседах с педагогом (индивидуальные, групповые, структурированные, неструктурированные).
Но руководителю важно не просто получает информацию, необходим анализ, который позволит определить стратегию изменений. Анализ выявленного затруднения происходит при ответах на следующие вопросы:
- К какой группе затруднений оно относится? (личностные, организационные, методические).
- В какой плоскости находится проблема? (когнитивной, эмоциональной, поведенческой).
- Какой уровень изменений необходим? (временное отклонение, хроническое отклонение (невроз, депрессия, срыв), кризис (стресс), слом (постоянный кризис).
- Каков возможный метод воздействия?
Рефлексивно-аналитический диалог дает возможность проанализировать затруднение и составить план решения проблемы (у при проведении диалога с педагогом необходимо установить доверительную дистанцию, оказывать ситуативную поддержку, гарантировать конфиденциальность; затем проводим анализ и структурирование проблемы; конкретизация проблемы и обсуждение стратегий деятельности происходит в форме диалога с педагогом), получив “факты” руководитель возвращает их в форме советов, указаний.
К методам решения проблемы относятся:
- “шаг за шагом” (поэтапное научение деятельности);
- выслушивание, побуждение, совет;
- одобрение, переживание успеха (“подкрепление”);
- переубеждение, подражание, ролевые изменения;
- игры-тренинги.
На этапе саморегуляции обсуждается вопрос, что же делать с полученным опытом в педагогической деятельности педагога. Так, например, при определении затруднений педагогов, работающих в школе от 1 от 3 лет, по результатам наблюдения уроков, анкетирования и индивидуального собеседования были определены следующие затруднения:
- поддержание дисциплины на уроке;
- использование однообразных форм обратной связи.
Данные затруднения относятся к организационным (отсутствует мобилизующее начало урока, не продуманы формы обратной связи), личностным (недостаточно эмоциональна речь учителя), следовательно проблемы поведенческие, эмоциональные. Для решения этих проблем педагогам предложены:
- консультация по теме “Формы организации обратной связи”;
- материалы из педагогической литературы, педагогические ситуации и их решения (П.М. Ершов и др. “Общение на уроке, или режиссура поведения учителя”, О.В. Филиппова “Профессиональная речь учителя”, другие);
- посещение уроков педагогов школы.
План действий составлен руководителем, действия выполняли педагоги. Таким образом, для реализации нового подхода к методической работе в школе необходимо в системе проводит диагностику профессиональных затруднений педагогов (анкетирование, наблюдения, собеседования) и затем определять три уровня затруднений:
- Затруднение типичное (общее) для педагогов школы;
- Затруднение типичное (общее) для группы педагогов школы;
- Затруднение наиболее значимое для данного педагога (наиболее сильно влияет на результаты труда).
Затем, каждое затруднение анализируется, определяются пути их устранения.
Затруднение первого типа будет разрешено в процессе работы над методической темой школы, подготовки и проведения педагогического совета. Затруднение второго этапа будет разрешено в процессе работы во временной творческой группе или в школьном методическом объединение. Затруднение формулируется в виде педагогической проблемы.
Затруднение третьего типа может быть снято только в процессе самообразования педагога.
Проанализировав результаты анкетирования педагогов (Приложение № 1) определены следующие типичные для всего педагогического коллектива затруднения как:
- низкий уровень владения педагогами современными информационно-коммуникативными технологиями;
- низкий уровень сформированности проектировочных компетенций.
Компонентами проектировочной деятельности являются:
- диагностический (изучение учеников, учителей, состояния учебно-воспитательного процесса); информационно-методический (изучение педагогических инноваций, новых технологий, методов, средств обучения);
- прогностический; проектировочно-координационный (составление модели, проекта на основе обобщения полученных материалов).
При этом основное затруднение педагоги испытывают при составлении модели, проекта. Однако, формирование нового мышления педагога возможно при условии его активного включения в процесс моделирования, творческую деятельность. Современный учитель должен быть гибким, умело перестраивать деятельность свою и учащихся, должен уметь работать с современными источниками информации, информационными технологиями, знать как их включить в свою работу.
Работа педагогического совета по научно-педагогическому направлению дает возможность устранения типичных затруднений педагогов школы. Это возможно, если при подготовке и проведении педагогического совета следовать следующему алгоритму:
Алгоритм подготовки и проведения педагогического совета научно-педагогического направления
№ этапа |
Содержание |
Исполнитель |
1 |
Анализ работы, определение типичных затруднений педагогов, формулирование проблемы (то есть определение наиболее типичного для всех педагогов школы затруднения в профессиональной деятельности) | Администрация школы, педагоги |
2 |
Выбор темы педагогического совета в соответствии с установленным типичным затруднением педагогов школы | Администрация школы |
3 |
Анализ опыта деятельности педагогов по выбранному направлению | Администрация школы, руководители методических объединений, педагоги школы |
4 |
Разработка плана подготовки и проведения педагогического совета | Администрация школы, члены творческой группы (педагоги школы, владеющие данной профессиональной компетенцией) |
5 |
Создание временных творческих групп, организация их деятельности | Администрация школы |
6 |
Работа временных творческих групп | Администрация школы, руководители временных творческих групп |
7 |
Проведение педагогического совета (отчет о работе творческих групп) | Администрация школы, руководители временных творческих групп, педагоги школы |
8 |
Решение педагогического совета (о практическом применении освоенных педагогических технологий и т.п.– новшества для большинства педагогов) | Педагоги школы |
9 |
Практический (внедрение новшества в практическую деятельность) | Педагоги школы |
10 |
Подведение итогов, повторная диагностика | Администрация школы, руководители методических объединений |
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов школы в 2006 году было решено провести педагогический совет по теме “Метод учебного проекта”. Созданы следующие творческие группы педагогов школы:
- первая группа состояла из педагогов школы не владеющих методом учебного проекта, информационно-коммуникативными технологиями, руководитель группы – педагог, не испытывающий затруднений в использовании современных информационно-коммуникативных технологий, в системе использует метод проектов во внеурочной деятельности;
- вторая группа состояла из учителей, владеющих современными информационно-коммуникативными технологиями, владеют теоретическими основами метода учебного проекта, руководитель группы – педагог, не испытывающий затруднений в использовании современных информационно-коммуникативных технологий, в системе использует метода учебного проекта во внеурочной деятельности;
- третья группа состояла из учителей, владеющих современными информационно-коммуникативными технологиями, эпизодически использовавших метод учебного проекта во внеурочной деятельности, руководитель группы – методист, руководитель курсов обучения для педагогов по программе “Обучение дл будущего”.
Разработаны следующие задания группам:
- первой группе – подготовить сообщение по теории метода учебного проекта, при этом обязательным условием являлось: 1) использование разнообразных источников информации, в том числе глобальной сети, 2) подготовка презентации (Приложение 2);
- второй группе – разработать урок с использованием метода учебного проекта, подготовить презентацию (Приложение 3, Приложение 4);
- третьей группе – подготовить сообщение “Как разработать учебный проект”, разработать учебный проект, подготовить презентацию (Приложение 5, Приложение 6).
В результате работы педагогического совета решено: включить в план работы проведение проектной недели, в ходе которой провести открытые уроки с использованием метода учебного проекта, разработать сетевые проекты по математике и информатике.
Кроме этого, разработаны и проведены два сетевых проекта, урок немецкого языка, выпущен первый выпуск математической газеты, повысился уровень владения педагогами информационно-коммуникативными технологиями, проектировочной компетенцией.
Таким образом, необходимо фиксировать, накапливать и оценивать достижение педагогов. Это позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогами в разнообразных видах деятельности, и является важным элементом деятельностного подхода к повышению квалификации педагогов.
Литература.
1. С.В.Кульневич, В.И.Гончарова, Т.П.Лакоценина. Управление современной школой. Выпуск 2. Организация и содержание методической работы. Практическое пособие. Издательство “Учитель”, 2003 г.
2. П.И.Третьяков, С.Н.Митин, Н.Н.Бояринцева. Адаптивное управление педагогическими системами. Москва, 2003 г.
3. Серия “Педагогический поиск”. Педсовет: идеи, методики, формы. Москва, 2001 г.