Урок физики по теме: "Плотность вещества". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тема: Закрепление знаний по теме “Плотность вещества”. Решение задач. <Приложение 1> (слайд 1)

Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся при решении задач по физике.

Задачи:

Образовательная:

  • способствовать совершенствованию полученных знаний, их расширению и развитию при работе с задачами.

Развивающая:

  • проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.

Воспитательная:

  • способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.

Оборудование: весы, гири, линейка, твердое тело прямоугольной формы, мензурка сосуд с водой.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

1. Фронтальный опрос

Что показывает плотность?

Что означает запись: плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3, плотность воздуха 1,29 кг/м3?

Какой буквой обозначают плотность?

Запишите формулу для определения плотности вещества.

Укажите единицы измерения плотности.

2. Разминка.

Учитель. Плотность многих веществ определена экспериментально и занесена в таблицы. Умение работать с таблицами проверяем с помощью задания “Лесенка”.

По горизонтали впишите по букве в каждую клетку.

Рисунок 1

  1. Вещество с плотностью 900 кг/м3, которого особенно много в полярных областях Земли.
  2. Продукт питания с плотностью 1350 кг/м3, получаемый от насекомых.
  3. Металл с плотностью 8900 кг/м3, широко применяемый в быту и технике.
  4. Металл с плотностью 7100 кг/м3, которым часто покрывают железные предметы для предохранения от ржавления.
  5. Металл с плотностью 7300 кг/м3, применяемый для паяния.
  6. Важнейший для промышленности металл с плотностью 2200 кг/м3.
  7. Важнейший для промышленности металл с плотностью 7800 кг/м3.
  8. То чем мы дышим с плотностью 1,29 кг/м3, то что нас окружает.

II. Основная часть.

Учитель:

И так, ребята, мы познакомились с вами с плотностью вещества и на первый взгляд в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Айсберги. Их называют величественными явлениями природы. <Приложение 1>, (слайд 2.)

Выступление ученика.

Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающиеся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Рождение айсберга – эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду. Оказавшись в воде айсберг, отправляется в плавание.

Течение рано или поздно выносят его в более теплые воды и он медленно тает под лучами солнца. Но особенно крупные успевают продвинуться далеко на юг, или это арктические айсберги, или далеко на север, если это антарктические. Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тысяч айсбергов.

Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. Такие айсберги представляют большую опасность для судоходства.

Айсберги представляют собой своеобразное хранилище пресной воды. Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной в полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва.

В США разрабатывают проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анжелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии. Трудностей встает , конечно, немало. Нужны очень мощные буксиры, надо научиться надежно, закреплять айсберги тросами, и доставить в порт, позаботиться о том, чтобы он не слишком быстро таял. Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутным течением и ветры.

Задача. Ледник длиною 40 м и шириной 15 метров заполнен слоем льда, толщиной 300 см. Какова масса льда? Плотность льда 900 кг/м3.

Учитель:

2. Существуют в природе явления, тела, которые являются вполне обычными, но есть такие – которые принято характеризовать как “самые – самые”. Среди деревьев тоже есть такие – это бальза.

Выступление ученика. <Приложение 1>,(слайд3).

Бальзовое дерево относится к семейству кокосовых, произрастает в Южной и Центральной Америке. Древесина 120 кг/м3 (сухая легче пробки). Используется в изготовлении плотов, самолетостроении, как звуко- и теплоизоляционный материал. Из бальзового дерева был построен плот “Кон-Тики” Тура Хейердала (1914 г.р.) норвежского этнографа и археолога. План “Кон-Тики” был построен из бальзовых бревен по образцу древнеперуанских площадью около 100 м2, на котором он для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 году проплыл с экипажем из 5 человек от Кальяо (Перу) до островов Полинезии Туамоту, около 8000 километров за 101 сутки. Сейчас плот хранится в музее в Осло. (Книга “Путешествие на “Кон-Тики” – 1949 г.)

Существуют древесные породы еще более легковесные, чем бальза. На Кубе растет дерево эшиномена колючеволосатая,1 м3 ее древесины весит 40 кг, т.е. = 40 кг/м3.

А наиболее тяжелая древесина у змеиного дерева. Сырая древесина имеет плотность 1500 кг/м3 и тонет в воде как камень.

Задача. Определить объем спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г. плотность бальзы считать 120 кг/м3.

Учитель: <Приложение 1>, (слайд 4)

3. На кондитерских заводах и фабриках изготавливают конфеты, сладости, которые так все любят. Для их изготовления используют патоку, получаемую из крахмала картофеля.

Существует прямая связь между плотностью картофеля и % содержания в нем крахмала.

Плотность картофеля в г/см3

% крахмала

1,061

1,066

1,071

1,075

1,079

1,084

1,089

1,094

1,099

1,104

1,109

1,110

1,120

1,125

1,130

10,0

11,0

11,9

12,9

13,8

14,7

15,8

16,9

17,9

19,0

20,1

21,1

22,5

23,5

24,6 и т.д.

Вместе с обучающимися мы обсуждаем ход экспериментального задания по определению плотности картофеля. Были предложены два способа экспериментального определения плотности картофеля и указано необходимое оборудование.

1 способ

мензурка,
сосуд с водой
весы, гири.

2 способ

изготовленный из картофеля прямоугольный параллелепипед,
линейка, весы, гири, нож.

По два ученика определяют плотность предложенными способами (или одним из них) картофеля и по таблице определяют % содержание в нем крахмала.

Результаты эксперимента ребята оформляют в виде письменной задачи и сдают учителю, оглашая процент содержания крахмала в предложенном картофеле.

Учитель:

4. Мы живем с вами ребята в Кузбассе – угольном крае. У нас есть как угледобывающие предприятия, так и обогатительные, т.е. предприятия по очистке угля от примесей. Процесс обогащения тоже связан с плотностью. <Приложение 1>, (слайд5)

На доске записывается плотность угля от 1300 кг/м3 до 1700 кг/м3.

Выступление учащегося “Примеси – вон!”

При добыче каменного угля на ленту конвейера поступают не только куски угля, но и обломки породы. Даже в кусках угля почти всегда вкраплены слои глины, песчаника и др. минералов. Минеральные примеси в каменном угле ухудшают качество получаемого из него кокса и выплавленного с помощью этого кокса металла. Вот почему каменный уголь необходимо обогащать – отделять от него примеси.

Наиболее распространенный способ обогащения – “отсадка”. После ряда подготовительных операций уголь в раздробленном виде направляют на обогатительные аппараты – отсадочные машины.

Смесь угля и породы, попавшая на сито отсадочной машины, подвергается попеременно действию восходящих и нисходящих потоков воды. Вследствие того, что уголь и порода имеют сильно отличающиеся плотности (глина и песчаник около 2,6 г/см3, а уголь от 1,3 г/см3 до 1,7 г/см3) уголь отделяется от породы. В нижнем слое оседают зерна с большой плотностью, т.е. порода, а в верхнем – чистый уголь.

Угольно-минеральная смесь непрерывным потоком поступает на машину. Породу направляют в отвалы или терриконы, а чистый уголь после обезвоживания и просушки грузят в товарные вагоны и перевозят на коксохимические комбинаты, в котельные заводов и фабрик.

Задача. Кусок угля объемом 20 см3 имеет массу 50 г. Имеет он примеси руды или нет?

III. Итог урока.

Подвести итоги экспериментального задания.

Д/З. Дома прочитать с целью повторения параграф 21, 22, упр. 8 (3–4).

Литература

1. Кирилова И.Г. Книга для чтения по физике. 7–8-й класс. Пособие для учащихся. Составил И.Г Кирилова. М.: “Просвещение” 1978 г.

2. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике 7–9-х классов общеобразовательных учреждений – 14-е издание. – М.: “Просвещение”. 2001. -224 с.