Урок-путешествие в эпоху Возрождения "Сандро Боттичелли – поэт живописи". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Редко какой художник так переживал
и так выражал духовное содержание своей эпохи
.

В. Муратов

ХОД УРОКА

Звучит лютневая музыка “Спандольетта”, на экране слайды с изображением Флоренции XV–XVI веков.

Учитель: Мы с вами в Италии, в прекрасном городе-государстве Флоренции. А вот и его правитель – Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Он не только герцог, покровитель искусства, но и сам пишет стихи:

Лоренцо:

Помни, кто во цвете лет,
Юн не будешь бесконечно.
Нравится – живи беспечно,
В день грядущий веры нет.
Ждать до завтра заблужденье,
Не лишай себя отрад:
Днесь изведать наслажденье
Торопись и стар и млад.
Пусть, лаская слух и взгляд,
Праздник длится бесконечно.
Нравится – живи беспечно;
В день грядущий веры нет.

Музыка обрывается, появляется одетый в рубище человек. Это Савонарола.

Савонарола: Вы – порода свиней, вы погрязли во блуде, разврате. Церковь покрывает ваши грехи. Помните, настанет расплата за ваши удовольствия. Придет конец всем Медичи, рассадникам разврата.

Надо истязать свою плоть, не давать ей наслаждаться, иначе силы ада проглотят вас. Смотрите – вот они, они близко. Рвите на себе волосы, кайтесь, не смейте радоваться, страдайте, страдайте, страдайте!

Учитель: Не правда ли, такое ощущение, что эти люди из разных эпох, хотя оба они: Лоренцо Великолепный и монах Савонарола – жили в одном времени и в одном городе Флоренции. Один – герцог, другой – нищий монах, исступленно на всех углах великого города вещавший свои страшные речи.

Что только не предпринимали против Савонаролы власти: его арестовывали, изгоняли, отлучали от церкви, а он сам отлучал от веры сильных мира сего.

Какие противоречия!

Но был человек в эпохе Возрождения, который отразил в себе, в своем творчестве и философию возрожденца Лоренца Великолепного и взгляды беснующегося монаха. Этим человеком был Сандро Боттичелли. Ему посвящено наше путешествие по Флоренции XV века.

Лютневая музыка “Ave Maria”, на экране – зрительный ряд:

1. “Возвращение Юдифи”.

2. “Паллада и кентавр”.

3. “Венера и Марс”.

4. “Мадонна Бардо”.

5. “Искушение Моисея”.

6. “Поклонение волхвов”.

7. “Весна”.

8. “Мадонна дель Магнификат”.

9. “Мадонна с гранатом”.

10. “Рождение Венеры”.

Учитель: Всмотритесь в прекрасные женские лица, изображенные на картинах. Что объединяет все эти полотна?

Учащиеся говорят, что у мадонн – Венеры, Афины и других героинь – одно лицо. Лицо – это воплощенная в искусстве мечта Боттичелли о бессмертии его Симонетты Веспучи, любви всей его жизни.

Появляются глашатаи: Жители Флоренции! Всех созываем на турнир в честь нашей Генуэзской звезды, прекрасной и таинственной Симонетты.

Шествует Лоренцо Медичи. Он ведет за руку Симонетту, усаживается на трон. Перед троном разворачивается турнир. Поэт Полициано читает прекрасной даме стихи:

Она бела и в белое одета
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса – добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
В ней кротость величавая царицы,
Но гром затихнет, вскинь она ресницы.
Возьми она сейчас кифару в руки –
И станет новой Талией она,
Возьми копье – Минервой, а при луне
Диане бы она была равна.

Во время чтения Полициано Леонардо да Винчи играет на лютне, Боттичелли с мольбертом рисует Симонетту.

Лоренцо: Звезда моя! Что так грустна ты! Радуйся и помни! Счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся! Что не нравится тебе в этом мире?

Симонетта: Я счастлива, меня все любят, птицы поют для меня, цветы расцвели для меня, но почему мне кажется, что все скоро кончится и наступит тьма и пустота? Неужели Создатель не смилуется надо мной?! Я так люблю жизнь, но чувствую, что она уходит из моего тела. Я чувствую мрак могилы.

Лоренцо: Моя любовь! Молодость прекрасна, однако она проходит. Не думай о завтрашнем дне, ты так молода, не надо заглядывать в будущее.

Уходят.

На сцене снова глашатаи: Всем! Всем! Сегодня ушла из жизни прекрасная Симонетта. Флорентийцы! Скорбь охватила наши сердца.

Снова появляется Лоренцо, рядом с ним Боттичелли.

Лоренцо: Друг мой, Боттичелли. Я знаю: ты скорбишь вместе со мной. Я знаю: ты любил ее, но посмотри, что это появилось там, на Востоке? Ты посмотри, какая удивительная звезда, она не только затмила другие звезды, но даже предметы, расположенные на пути ее лучей, стали отбрасывать заметные тени. Разве было бы удивительно, если бы душа той прекрасной дамы превратилась в эту новую планету или соединилась с ней. И если так, то что дивиться ее великолепию. Ее красота в жизни была великой радостью для наших глаз, пусть же утешит нас теперь ее далекое сияние. И если наши глаза слабы и слепы для этого блеска, то помолимся богу или ее духу, чтобы он даровал им силу и чтобы мы без ущерба для зрения могли созерцать ее!

Боттичелли: Нет! Звезды слишком далеко, они появляются лишь ночью, они могут быть закрыты лучами. А я не могу жить без сияния той, что шесть лет светила мне днем и ночью. Я не был ее мужем, не был любовью ее, всей смелости моей хватало лишь на то, чтобы боготворить мою Симонетту. И пусть отныне она будет всюду со мной! Только мои картины сделают ее бессмертной.

Учитель: Так запечатленный однажды в картине “Искушение Моисея” образ прекрасной флорентийки с продолговатыми зелеными глазами, с вьющимися каштановыми волосами стал переходить из одной картины в другую – муза Сандро Боттичелли.

Ученик: Симонетта была из знатного рода, а недалеко от ее роскошного дома располагался квартал Огнисанти, где в семье дубильщика Филипепи в 1445 году родился четвертый сын, Сандро. Публике он стал известен под именем Боттичелли, что означает “бочка”. Этим прозвищем он был обязан своему старшему брату, большому любителю выпить, Джованни. Он был старше Сандро на 28 лет. По воле судьбы именно прозвище Боттичелли обессмертил и оставил в веках Сандро.

Ученик: Мариано Филипепи, отец художника, написал в заявлении о доходах, что у него четыре сына, а младший – тринадцатилетний Сандро – “мальчик очень болезненный”, потому его учил грамоте больше других. Эта фраза пролила свет на психологический мир подростка: болезни, перенесенные им в детстве, очевидно, наложили на него печать меланхолии, проявившуюся во многих его картинах.

Лоренцо: Впрочем для меланхолии нет оснований. Мы приблизили его ко двору, осыпали милостями, сделали его придворным художником. Это при том, что Леонардо да Винчи был принят при дворе всего лишь как музыкант. Мы заказывали рисовать Сандро наши персоны.

Слайды: “Портрет Джулиано Медичи”, “Поклонение волхвов”.

Учитель: Одно из первых произведений Боттичелли, написанное по заказу Медичи – “Поклонение волхвов”. В чем необычность этой картины?

Сандро: Я превратил евангельскую историю в сцену многолюдного празднества. Пожалуй, не в одной моей картине нет такого разнообразия поз, жестов, костюмов, украшений, нигде так не шумят и не разговаривают. Так хотели Медичи. Великий праздник Рождества стал близким и современным. Сюжет картины подсказал мне мой друг поэт Полициано. И другие мои картины будут созданы под впечатлением празднеств при дворе и стихов Полициано.

Современник Боттичелли: И все же в картине нашего Сандро неожиданно звучат совсем особые ноты: вот фигура Лоренцо Медичи, гордого и замкнутого, высокомерно молчащего в кругу своих оживленных друзей, или задумчивый Джулиано, затянутый в черный бархатный камзол. А вот и сам художник. Он стоит особняком, и одежда его аскетически выделяется мрачным коричневым цветом на фоне красных, голубых, золотистых одеяний. Как будто предчувствие того одиночества в толпе, того внутреннего огня, который так опалит его, что настанет страшный миг, когда он понесет свои картины на костер.

Учитель: Но это будет во второй половине его жизни, а пока наш Сандро – самый популярный художник своего времени. Его называют поэтом живописи, и не случайно многие его картины навеяны поэтом Полициано. Очевидно, Боттичелли вкладывал в них сложный философско-аллегорический смысл. Но есть в этих картинах абсолютная, бесспорная, понятная всем красота, независимая от времени и обстоятельств их создания.

Слайд “Рождение Венеры”

Размышления о картине “Рождение Венеры”. На картине “Рождение Венеры” изображена богиня любви, появившаяся из морской пены. Она плывет в раковине, эфиры дуют, направляя ее к земле, на берегу Венера встречает нимф, готовых накинуть на нее затканное цветами покрывало. И в воздухе летают цветы. Все это в светлых, матовых тонах, золотистых, зеленоватых, светло-голубых. У богини идеальное женское тело, но лицо подростка, лицо, не разбуженное для жизни, с затуманенным взором. В ее младенческой чистоте сама себя не осознавшая чувственность. Золотые волосы Венеры, извилистые, льнущие к телу, напоминают шевелящийся клубок змей: эта невольная ассоциация придает драматический оттенок образу богини любви: как будто предчувствие разрушительных страстей, которое принесет с собой на землю это безгрешное и бездумное существо, бледно-золотой цветок, поднявшийся из морских глубин.

Учитель: Пишет ли художник Венеру в окружении нимф, или богинь, или богоматерь с ангелами, они похожи друг на друга, как сестры. Мы знаем, почему. Во всех этих лицах – его муза Симонетта.

Слайды: “Венера и Марс”, “Паллада и кентавр”, “Мадонна Барди”.

Учитель: Двор Медичи живет яркой, праздничной жизнью. На сцене придворного театра разыгрываются античные сюжеты, прекрасные боги и богини царят на ней, напоминая главный принцип древних греков: '' Нет ничего выше красоты''. Задача Боттичелли – запечатлеть все это, остановить мгновение.

Слайд “Весна”.

Учитель: Боттичелли обращается к известным мотивам народной сказки, и образам, созданным народной фантазией и поэтому общезначимым. Разве может вызвать сомнение образный смысл высокой женской фигуры в белом платье, затканном цветами, с венком на золотистых волосах, с гирляндой цветов на шее, с цветами в руках и лицом юной девушки, почти подростка, чуть смущенным, робко улыбающимся. У всех народов, на всех языках этот образ всегда служил образом Весны. Полуобнаженная женская фигура в прозрачной одежде, с длинными разметавшимися волосами, веткой зелени в зубах – это Флора, у греков называлась дриадой или нимфой, в народных сказках Европы – лесной феей, в русских сказках – русалкой. И конечно, с какими-то темными, злыми силами природы ассоциируется летящая справа фигура, от взмаха крыльев которой стонут и клонятся деревья.

Обратите внимание на пейзаж: в чем необычность его изображения?

Ученики: Говорят о том, что высокие, стройные деревья, вечно зеленые и вечно цветущие, увешанные золотыми плодами, в одинаковой мере могут изображать и античный сад, и волшебную страну сказок, где всегда царит лето, чувствуется некоторая театральность, бутафорность пейзажа, ощущение сцены и нарисованных декораций.

Учитель: Действительно, вряд ли найдется ботаник, сумевший определить вид цветов, рассыпанных на лугу под ногами Весны, или тех, которые она держит в складах своего платья. Они похожи и на пионы, и на другие цветы. Этот цветок вообще, самый чудесный из цветов Боттичелли только обозначает природу, называя ее основные, вечно повторяющиеся элементы: деревья, небо, земля в “Весне” не имеет географии. Это природа вообще. На что она похожа?

Учащиеся делают вывод, что все это похоже на рай, на золотой век; что Боттичелли выключает из своих картин категории пространства и времени. Нет далеких горизонтов, есть участок зеленого рая. Луг похож на ковер, повешенный на стену, идти по нему невозможно. Все фигуры имеют особый вневременной характер. Персонажи скорее изображают движение, чем движутся. Весна стремительно идет вперед, ее нога почти касается переднего плана картины. Так же статична фигура идущей Венеры: слишком строго она вписана в арку сплошных деревьев и окружена ореолом зелени. Все имеет странно завороженный характер. Зефир протягивает руки, но не касается Флоры; Весна только трогает, но не берет цветы, правая рука Венеры протянута вперед, как будто она хочет коснуться чего-то, но так и застывает в воздухе, жесты трех граций – жесты танца. Они не замечают друг друга. Их объединяет единый ритм, кажется, зазвучи музыка, и все задвижется в старинном менуэте.

Учитель: И все же время присутствует в картине. Обратим внимание на три центральных фигуры в картине: Венеру, Весну и Меркурия. По греческой мифологии, если Весна – это март, то рождение Афродиты – апрель, а бог – покровитель искусства Меркурий родился в мае. Так художник в аллегорической форме дал нам три этапа весны: начало, середину и позднюю весну.

Учащиеся отмечают еще один символический смысл картины. Над фигурой Венеры летает Амур. Кого пронзит он своей стрелой? Весна – это пора любви, романтических увлечений.

Учитель: Двор Медичи – это своеобразный оазис в Италии XV века. Не случайно именно Боттичелли с его поэтическим талантом был столь популярен во Флоренции. Он создавал на картине иллюзию земного рая, воплощая в обликах героев картин своих современников, часто умерших, но обретающих вечную жизнь в искусстве.

Появляется Савонарола со своими человеконенавистническими проповедями. Его уводят.

Глашатаи: Всем! Всем! Сегодня 20 марта 1498 года Савонарола предан казни! Да здравствует справедливый суд Медичи.

Боттичелли (одетый в рубище, обращается ко всем): Разве можно казнить за веру? Где праведный суд? А если он настанет, то вам, судьи земные, не избежать наказания за свою несправедливость. Будущее не сулит ничего, кроме мрака.

Звучит трагическая музыка, на экране слайды: “Оплакивание Христа”, “Распятие”, “ Положение во гроб”.

Учитель: Заканчивается медичевский период творчества Боттичелли. Боттичелли навсегда порывает с античными мотивами и сюжетами, не изображает больше обнаженных фигур, пишет неоготические по духу и форме: “Положение во гроб”, “Оплакивание Христа”. Возрожденец умирает в художнике, победил Савонарола.

Обращение к эпиграфу, словам Муратова: “Редко какой художник так переживал и так выражал духовное содержание своей эпохи”. Снова звучит лютневая музыка, на экране первый зрительный ряд картин (см. начало урока)

Учитель: Но в вечности остался другой Боттичелли. Боттичелли–возрожденец, гуманист, потому что ничто не может быть выше предназначения человека, чем предназначение художника, создавшего бесспорную, понятную всем красоту, независящую от времени и обстоятельств их создания. Поистине: “Много в природе дивных сил, но сильней человека ничего нет”.