Конкурс "Знатоки" (нетрадиционная форма проведения контрольных уроков в детской школе искусств)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Обоснование конкурса

Современная жизнь школы искусств насыщена конкурсной жизнью. Причины этого, как правило, кроются в том, что каждая школа должна получить аккредитацию, сертификацию, аттестацию и многое другое. Лучшим показателем уровня обучения в школе считается участие, а вернее, победа в конкурсах, естественно, чем выше ранг конкурса и завоеванное место, тем лучше. Но количество учащихся способных участвовать в международных конкурсах не всегда зависит от педагогического мастерства учителя, лучше сказать, почти не зависит. Талант не приходит в процессе обучения, он дан свыше. Получается, что к участию в престижных для школы конкурсах способны единицы, причем не всем этим единицам самим нужны эти конкурсы - ведь при нынешнем престиже педагогической профессии многие способные к искусству дети ориентированы на получение других, более престижных и денежных профессий. Однако, состязательность заложена в каждом человеке изначально, почти все дети любят и хотят соревноваться, получая при этом еще и жизненный опыт, они учатся преодолевать страх и неуверенность, учатся понимать, что труд- основа успеха. Несомненно, надо думать, прежде всего, о детях, а не только о ранге школы, а значит необходимо создавать условия каждому ученику для того, чтобы его жизнь в школе была яркой, запоминающейся, интересной. Совершенно очевидно, что школа существует не для лауреатов, а для всех детей, и показатель уровня работы и педагогического мастерства учителя еще и в том, что дети хотят учиться именно у него (а возможность выбора преподавателя в школах искусств предоставляется), в том, что, закончив обязательный курс обучения, дети остаются в школе, продолжают заниматься для себя уже имея свидетельство об окончании школы, в том, что бывшие ученики приходят в школу поздравить с праздником и просто пообщаться, в том, что наши дети приводят к нам своих детей. Много форм работы проводится в школе, чтобы сделать жизнь учеников занимательной, увлекательной, незабываемой. В учебной работе один из возможных вариантов - внедрять нетрадиционные формы проведения уроков, зачетов, экзаменов.

Концепция конкурса.

Итоговые контрольные формы проведения уроков очень разнообразны, однако все они создают определенное напряжение, которое не позволяет детям в полной мере насладиться успехом. Проведение конкурса позволяет превратить контрольный урок в игру, праздник, тем самым дать возможность проявиться и другим эмоциям, а получение, пусть даже небольших, призов исключительно приятный момент. Считаю, что контрольные уроки, зачеты очень полезно проводить в виде конкурсов.

Принципиально важным является участие всех учащихся – это форма контроля, итоговый результат – не только получение диплома, грамоты, благодарности, приза, но и оценки.

Следующим принципиальным моментом является участие в работе жюри 1 тура учащихся старших классов. Это важно для участников конкурса как пример старших товарищей, а для старших учащихся это применение на практике полученных знаний, демонстрация своей компетентности, что в свою очередь положительно сказывается и на их мотивации.

Общепринято считать, что развитие эмоциональной, сенсорной, умственной и чувственной сфер важно осуществлять в комплексе. Это подразумевает, что преподавание искусства должно осуществляться в единстве с окружающим миром природы и человека. Ребенок приходит к нам с определенной подготовленностью в разных областях деятельности, с разной степенью развития сенсорной сферы – он видит, слышит, чувствует, осязает и ощущает одновременно. Поэтому учителю в процессе обучения необходимо опираться на чувства детей, их эмоции и интуицию, активизировать в нужном направлении внимание, мышление, активно задействовать разные виды памяти (зрительную, слуховую, чувственную и т.д.)

Конкурс “Знатоки” - конкурс комплексный, он проводится по предметам слушание музыки, история искусств, сольфеджио.

История искусств предмет, который многими считается основообразующим для мировоззрения человека. Создавая этот курс, мы размышляли следующим образом. Человеку, чтобы стать взрослым, овладеть речью, мышлением, знаниями, приобщиться ценностям культуры, выявить свои индивидуальные способности, необходим долгий период, равный почти четверти продолжительности жизни. И весь этот период человек находится под влиянием огромного потока информации, под впечатлением от предлагаемых произведений искусства. В нынешний период засилья западной культуры: музыки, фильмов, товаров, рекламы, навязывающих определенный стиль жизни, происходит некоторая переориентация жизненных ценностей. Дети же дошкольного возраста имеют удивительное интуитивное чувство прекрасного, и, хочется верить, врожденную предрасположенность к классическим произведениям искусства. Именно это делает погружение их в мир искусств насущной необходимостью. Восприятие классических произведений искусства оказывает огромное благотворное влияние на развитие творческих способностей ребенка, на развитие его интеллекта и нравственных качеств.

Вот почему, мы считаем вполне оправданным, начинать эту работу с детьми шестилетнего возраста. Поскольку, все виды искусств тесно связаны между собой, предмет, которым дети начинают заниматься с 1 класса, называется "История искусств".

На этих уроках мы стремимся синтезировать различные виды искусств для более глубокого и эмоционального понимания художественных образов учащимися, помня слова М.Чюрлениса :"...Какая дивная гармония... все существует как чудесный сплав красок, как сочетание великолепных аккордов..."

Изучая историю искусств мы стремимся, во-первых, дать возможность воспринимать и понимать искусство, а значит и любить, ведь мы любим то, что понимаем; во-вторых, дать возможность осознать историю человеческой цивилизации не как историю войн, а как историю искусств, историю гораздо более увлекательную и понятную; в-третьих, дать возможность осознать окружающий мир, как поле для раскрытия и применения возможностей каждого человека; дать возможность почувствовать творческий потенциал в себе; изучить основные памятники изобразительного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до ХХ века; дать представление о видах и жанрах искусства, их специфике; изучить важнейшие течения, направления и стили, рассмотрев их в историко-культурном контексте; подвести учащихся к пониманию логики развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства, опираясь в основном на достижения европейского мира.

Слушание музыки. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Предмет сольфеджио один из самых сложных и важных предметов в цикле музыкально- теоретических дисциплин. Этот предмет целенаправленно развивает мышление, мелодический, гармонический, тембровый слух, чувство ритма, координацию мыслительных процессов.

Программные требования.

Слушание музыки

Музыкальная викторина (номинация “Знаток музыки”):

  1. Бах.Шутка
  2. Бах. Прелюдия
  3. Моцарт.Маленькая ночная серенада
  4. Сен-Санс. Карнавал животных. Королевский марш львов
  5. Петухи и куры
  6. Антилопы
  7. Черепахи
  8. Слон
  9. Кенгуру
  10. Аквариум
  11. Осел
  12. Кукушка
  13. Птицы
  14. Лебедь
  15. Римский-Корсаков. Полет шмеля
  16. Свиридов. Весна и осень
  17. Вивальди. Времена года. Зима
  18. Весна
  19. Лето
  20. Римский-Корсаков. “Шехеразада”, море
  21. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке
  22. Григ. Утро
  23. Григ. Утро
  24. Бетховен. Лунная соната
  25. Дебюсси. Ветер на равнине
  26. Римский-Корсаков. “Шехеразада”, Шахрияр и Шехеразада
  27. Дебюсси. Девушка с волосами цвета льна
  28. Мусоргский. Два еврея: богатый и бедный
  29. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Джульетта
  30. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Патер Лоренцо
  31. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Монтекки и Капулетти
  32. Римский-Корсаков. Три чуда
  33. Мусоргский. Гном
  34. Григ. В пещере горного короля
  35. Григ. В пещере горного короля
  36. Мусоргский. Баба-Яга
  37. Лядов. Кикимора

Портреты композиторов и факты их биографии:

  1. Бах.
  2. Моцарт.
  3. Сен-Санс.
  4. Римский-Корсаков .
  5. Свиридов.
  6. Вивальди.
  7. Мусоргский.
  8. Григ.
  9. Бетховен.
  10. Дебюсси.
  11. Римский-Корсаков.
  12. Прокофьев.

История искусств

Знание живописных работ и авторов (номинация “Знаток живописи”):

  1. leonardo. Автопортрет
  2. Айвазовский. Черное море
  3. Васнецов. Аленушка
  4. Васнецов. Богатыри
  5. Васнецов. Витязь на распутье
  6. Васнецов. Иван Царевич на сером волке
  7. Врубель. Лебедь
  8. Кипренский. А.С.Пушкин
  9. Куинджи. Лунная ночь на Днепре
  10. Левитан. Березовая роща
  11. Левитан. Вечерний звон
  12. Левитан. Золотая осень
  13. Левитан. Март
  14. Левитан. Сумерки. Стога
  15. Леонардо да Винчи. Джоконда
  16. Саврасов. Грачи прилетели
  17. Саврасов. Радуга
  18. Шишкин. Дождь в дубовом лесу
  19. Шишкин. На севере диком...
  20. Шишкин. Перед грозой
  21. Шишкин. Полдень в окрестностях Москвы
  22. Шишкин. Утро в сосновом лесу

Сольфеджио

Слуховой анализ: отдельные звуки, виды трезвучий, интервалы группами, элементы лада в мелодии (номинация “Лучшие музыкальные уши”).

Сольмизация музыкальных примеров.

Диктант-путаница (номинация “Лучшая музыкальная голова”).

Запись цифровой ступеневой последовательности нотами (номинация “Музыкальный математик”).

Приложение