Урок чтения с использованием элементов технологии "Звукового ориентира" А.М. Кушнира по теме: "Н.И. Сладков. Декабрь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

1. Формирование навыков чтения про себя разнообразных по жанру произведений.
2. Развитие умения быстро улавливать основное содержание произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
3. Развитие внимания, памяти, мышления.
4. Привитие любви и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью текстов Н. И. Сладкова, предметные картинки и иллюстрации с изображением птиц, выставка рисунков учащихся по произведениям Н. И. Сладкова, книги Н. И. Сладкова у каждого ученика.

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке чтения мы побываем в последней стране, придуманной Н. И. Сладковым. Мы будем работать в группах, придумывать вопросы, разгадывать тайны. Сами у себя проверим технику чтения, оценим свою работу и поставим себе оценку в дневник.

II. Подготовка к чтению, разминка речевого аппарата:

Проговаривание скороговорок в группах:

1-я гр.Летели три вороны,
Черны, пестроголовы. – с логическим ударением.

2-я гр. Пара птиц порхала, порхала,
Да и выпорхнула. – с разной интонацией (?.!).

3-я гр. Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне. – C разным настроением (весело, печально, загадочно).

2. Словарно-лексическая работа:

1) Чтение названий птиц с доски:

гриф (хищная птица, голова и шея почти голые, покрыты редким пухом, питаются падалью)
сыч
сойка
соловей
снегирь
трясогузка
свиристель

(На доске предметные картинки с изображением этих птиц.)

– Какое общее название можно дать этой группе слов.
– Соотнесите картинку с названием птицы.

2) Чтение с доски:

снежинка
снегопад
солнцеворот
мороз
салазки
роса

– Какое слово лишнее в этой группе? (роса) Почему?

– Как вы понимаете слово солнцеворот?

(21-29 декабря день зимнего солнцестояния. А дальше день начинает прибавляться, а ночь будет укорачиваться.)

III. Работа по теме урока.

– Сегодня мы пересечем последнюю страну. Откройте книгу Н.И. Сладкова на стр. 175.

– Прочитайте название страны.

– Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц, ночь длинная, день короткий.)

– Начнем знакомиться с этой загадочной зимней страной. При чтении будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному. Чтение. Включается запись текста (с 176-177). Дети читают про себя, пальчиком каждый ведет по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту. Проверка внимательности чтения. Работа в парах. Каждая пара получает карточку с тремя незаконченными предложениями, которые нужно дополнить словами из прочитанного текста, и выполняет задание.

– Проверьте правильность выполнения задания по ключу.

На доске:Солнце все выше и выше, а тени

все . . . . . . (короче и короче).
Солнце повернуло . . . . . . (на лето).
День хоть на воробьиный нос,
а (прибавился).

– Поднимите руки те пары, кто выполнил задание верно.

– Молодцы! Вы внимательно читали текст.

3. Однажды звери на озере учинили над Декабрем суд. Хотите узнать, за что они судили Декабрь?

4. Чтение под магнитофон (с 177-179). Дети читают про себя.

5. Проверка понимания содержания сказки.

– За что же звери судили Декабрь?

(самоуправство, скукота, снега плохие).

– Из трех предложений выберите то, в котором заключена главная мысль сказки.

На доске:

1) В природе все идет своим чередом.
2) Не бывать апрелю раньше марта месяца.
3) Бережно относись к природе!

– Вспомните сказку: терпели, терпели звери и птицы, и когда уже совсем терпеть не осталось – пошли к медведю. О чем они его просили?

– А почему для них было важно, чтобы медведь на другой бок повернулся?

IV. Физминутка:

1. Игра “Совушка”.

День наступает – все оживает,
Ночь наступает – все замирает.

2. Улыбнись! (Учитель читает стихи).

Что для зайца стометровка?
Как стрела летит косой!
Вот что значит тренировка.
Вместе с тренером лисой! (В. Левановский).

– Почему стих вызывает улыбку?
Уложили дятла спать
В деревянную кровать,
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло. (В. Линькова).

– А теперь почему смешно?

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Молодцы! Вы уже многое о жизни животных знаете. И, думаю, без труда ответите на мои вопросы. Учитель задает вопросы. Какой заяц длины? Какая тайна черного дятла не разгадана людьми? Как человеку удалось перехитрить пугливую сойку? Дети гадают, правильные ответы не дают.

– Ребята, а где можно найти ответы на мои вопросы? (книга Н. И. Сладкова “Декабрь”)
– Будьте внимательны при чтении.

2. Гимнастика для глаз.
3. Работа в группах.

После чтения, каждая группа получает карточку с одним из трех вопросов, предложенных учителем ранее. Группа готовится 1 минуту, отвечает.

4. – Молодцы! Я рада, что вы были внимательны при чтении. А теперь – внимание, тест “Да”, “Нет” по всем текстам, прочитанным на уроке.
Учитель читает выдержки из текстов, дети записывают номер и слова “да” или “нет”.

Тест:

1. Всем от дождя и метели радости мало, и зайца они тоже не радуют, след смывают и заметают.
2. Заяц только и думает, как от своего следа ускакать, спрятаться.
3. Если о дятле по дырам судить, то получится, что желна лесу враг.
4. Желна лесу друг и охотнику помощник.
5. Осторожна и пуглива сойка в лесу, а у жилья она глупее сорок, ворон и галок.
6. Сойка склоняет шею, ерзает клювом по доскам, исхитряется прихватить к большой картошине еще и маленькую.
7. Птицы доверяют только тем людям, кто внимания на них не обращает.
8. Положил я на стол картошки. Сам под стол залез и шапку надел.

– Оцените свою работу. Открывается ключ к тесту:

1, 4, 8 – нет.
2, 3, 5 ,6, 7 – да.

Критерии оценивания:

1-2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

VI. Проверка техники чтения.

Дети открывают книгу на стр. 186. По сигналу все читают 1 минуту вслух, считают слова.

VII. Итог урока.

– Вот и закончилось наше путешествие по стране Декабрь. Что вам особенно понравилось?
– Почему декабрь первый зимний месяц, а мы о нем последним прочли?
– Мы закончили читать книгу Н. И. Сладкова. Какие произведения вам понравились больше других? Почему?
– Много вы узнали о животных, их жизни. Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши рисунки подтверждают это.

VIII. Оценивание.

– Оцените свою работу на уроке. Поставьте в дневник отметку за работу. Запишите количество слов, прочитанное вами на уроке за 1 минуту.
– Поднимите руку, кто поставил себе “5”.
– Кто поставил “4”.
– Кто поставил “3”. Почему?
– Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен. Дневники и книги сложите на мой стол.