Урок математики в 3-м классе (1—4) традиционного обучения на тему: "Приемы письменного сложения"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Приёмы письменного сложения.

Цели:

  • Научить письменным приёмам сложения чисел в пределах 1000;
  • Совершенствовать навыки устных вычислений, решения задач;
  • Развивать мышление, познавательный интерес к предмету;
  • Воспитывать чувство ответственности, коллективизма.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, ленты с высказыванием учёного, иллюстрации к задаче на смекалку, предметные картинки елей и берёз, индивидуальные алгоритмы сложения в “столбик”, разноуровневые цветные карточки, цветные поощрительные жетоны.

Ход урока:

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас немного необычный урок. В ходе урока нам предстоит познакомиться с высказыванием одного очень известного учёного о математике, но всё будет зависеть от качества вашей работы, от умения быстро и правильно выполнять задания. (На доске заранее приготовлено высказывание из 4 строк, каждая из которых будет открыта после определённого этапа урока)

2. Актуализация знаний. Устный счёт.

а) Игра “Кто быстрее?” (все задания написаны на доске)

12 • 6 : 9 • 10 : 20 • 3 =

140, 129, 118, 107, …, …, …, … . (найти закономерность и продолжить ряд)

б) Задача на смекалку:

Диме 10 лет, мама на 26 лет старше Димы, а папа на 7 лет старше мамы. На сколько лет папа старше Димы?

(К задаче вывешиваются иллюстрации; необходимо решить задачу двумя способами, определить наиболее рациональный, т.е. в 1 действие.)

По завершении устного счёта дети должны дать самооценку своей работе, отметить наиболее активных учащихся, которым выдаются поощрительные жетоны. Открывается первая строка высказывания:

“Математику уже за то…”.

3. Работа над новым материалом, введение в тему.

  • Решите задачу:

Ребята из кружка “Защитники природы” решили весной помочь лесничеству в посадке молодых деревьев. Они вместе со взрослыми посадили 232 ёлочки, а берёз на 55 больше, сколько посадили берёз?

(Ответы детей.)

– Измените вопрос в задаче о деревьях так, чтобы эта простая задача стала составной. (Варианты детей.)

Ну, а теперь дайте ответ на новый вопрос. (Создание проблемной ситуации.)

(У ребят возникают трудности с устным подсчётом количества деревьев, т.к. сложить 232 и 287 устно нелегко, получаются разные ответы. Дети выходят на необходимость письменного приёма сложения “в столбик”.)

Открывается запись темы урока на доске и сообщаются цели и задачи урока.

– Какие знания и умения у нас уже есть по теме письменное сложение?

(Ответы детей о поразрядной записи чисел, на доске открывается алгоритм письменного сложения двузначных чисел.)

– А можем ли мы, опираясь на этот алгоритм, складывать трёхзначные числа? Давайте попробуем доработать наш алгоритм. (Проходит совместная работа над доработкой алгоритма письменного сложения)

Вызывается по желанию один учащийся и производит сложение чисел 232 и 287 “в столбик” комментируя пошаговые операции, и используя доработанную таблицу алгоритма письменного сложения трёхзначных чисел.

4. Первичное закрепление.

Выполняется задание №1 на стр.61 (уч-ся по 1 выходят и решают примеры с подробным объяснением, обращается внимание на перестановку слагаемых при сложении вида 54 + 346 и получают поощрительные жетоны) .

– Кто испытывает затруднения при выполнении письменного сложения 3-значных чисел?

(Если таковые имеются, то №2 на стр. 61 выполняется ими у доски при непосредственной помощи учителя, если таковых нет, то задание выполняется самостоятельно по вариантам с использованием индивидуальных алгоритмов письменного сложения, заранее подготовленных учителем; после выполнения осуществляется взаимопроверка при обмене тетрадями).

В ходе проверки выясняются ошибки; за правильно выполненное задание дети получают поощрительные жетоны. Подводят итог данного этапа, снова возвращаются к важности алгоритма – пошаговой операции. Открывается следующая строка высказывания:

“Математику уже за то учить стоит, что она…”.

Физминутка.

5. Работа над пройденным материалом.

Задача №4 на стр.61.

1 уч-ся решает задачу у доски, но так, чтобы остальные уч-ся не видели решения. Все остальные решают задачу самостоятельно. Затем сверяют своё решение с решением на доске. Кто правильно решил задачу, получает поощрительный жетон. Открывается следующая строка высказывания:

“Математику уже за то учить стоит, что она ум в порядок приводит”.

6. Итоговая проверка усвоения темы “Приёмы письменного сложения”.

Учащимся предлагаются разноуровневые цветные карточки с примерами на сложение, дети, оценивая степень усвоения, выбирают себе карточку легче по уровню или труднее.

Самопроверку проводят по “ключу”, находящемуся на доске на листах соответствующего цвета. Снова получают поощрительные жетоны те дети, которые выполнили сложение без ошибок.

Открывается последняя строка с именем известного учёного М.В. Ломоносова.

Дети хором читают высказывание; вывешивается портрет учёного.

– Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей: сведения из биографии).

7. Подведение итога урока. Оценивание.

– Какова была цель нашего урока? Как вы думаете, достиг ли урок цели?

– Кому ещё предстоит дополнительно позаниматься над отработкой умения складывать в “столбик”?

Определяется количество поощрительных жетонов и выставляются оценки за урок.