Раннее речевое общение – залог успешной готовности ребенка к школьному обучению

Разделы: Работа с родителями


Многие родители считают, что говорить ребёнок учится только в конце первого года, а то и позднее. Действительно, первые самостоятельные слова малыш скажет вскоре после своего первого дня рождения, но этому великому событию предшествует подготовительный период пассивного усвоения речи.

Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у малыша развивается зрительное и слуховое восприятие (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата.

Весьма существенны также осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, развитие у него четкой артикуляции звуков задерживается. Очень часто ребенок, питающийся пюре и т.п. пищей имеет вялую артикуляцию.

Основной деятельностью малыша на первом году жизни является эмоциональное общение с близкими ему людьми. Внутренняя связь между малышом и мамой, их общение является основным условием развития речи у ребенка. Поэтому главная задача родителей в этот период – установление контакта с ребенком с помощью эмоциональной речи. Никакая игрушка в этом возрасте не вызовет такого радостного состояния, как улыбка и ласковый голос родного человека. Для разговора с младенцем подойдут эмоциональные фразы: “Какой ты молодец!”, “Какой ты хороший, послушный мальчик!” Они одобрительные, ласковые, говорятся на повышенных тонах. Известно, что младенцев больше всего привлекают высокие звуки – их лучше слышно.

Конечно, среда, в которой пребывает ребенок, очень важна. Но даже если она полноценна, развитие речи ребенка может задержаться или нарушаться из-за повреждения областей мозга, предуготованных для тех или иных сторон речевой деятельности. К счастью, при определенных усилиях родителей и специалистов их роль в раннем возрасте могут взять на себя другие, не пострадавшие мозговые зоны. Такая взаимовыручка возможна, потому что детский мозг пластичен. У взрослых людей, потерявших речь из-за того, что отвечающие за нее зоны погибли, подобная перестройка гораздо более трудна.

Ранняя диагностика речевой патологии

Признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка могут быть выявлены достаточно рано.

Сон, крик, движения отражают уровень развития ЦНС.

Ранний отказ от грудного вскармливания говорит о слабости мышц, принимающих активное участие в сосательном акте. Маме рекомендуется не вводить ранний прикорм, выявить и устранить причину отказа от груди, используя массаж круговой мышцы рта.

Признаком неврологической симптоматики могут быть сглаженность носогубных складок, напряженность верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов, что проявляется в неумении следить за движущейся яркой игрушкой.

Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе см. в Приложении 1.

Анализаторы

С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелость мозга - образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов.

Ребенок всё впервые познает через кожные ощущения. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Ребенку нужно разрешать трогать абсолютно всё.

С помощью обоняния ребенок познает действительность.

Вкус. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей.

Зрение помогает познать мир на расстоянии.

Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение.

Звуковая сторона слова

Дошкольные годы – период интенсивного ознакомления со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической, или звуковой стороной (слово звучит, оно состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т.п.).

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате его умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. “От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии”, - подчеркивал Д.Б. Эльконин (Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – М., 1962).

Первый год жизни – подготовительный этап формирования речи. Он включает развитие у детей голосовых реакций, подражания и зачатков понимания речи окружающих.

Умение без отказа повторять предложенный звук достигается нелегко. Вначале ребенок лишь внимательно смотрит на говорящего, молчит или беззвучно двигает губами. В этот период необходимо произносить гласные звуки, артикуляцию которых можно видеть (а, о, у), менять силу голоса, делать паузы, чтобы малыш мог ответить.

Особое внимание надо обратить на развитие подражания слогам.

Обращаясь к 6-7 месячным детям, произносят короткие звукосочетания, имеющиеся в лепете самого ребенка. К 7-8 месяцам необходимо добавить новые сочетания: “да-да”, “ди-ди”, “та-та-та”, “ти-ти-ти”.

К году многие из понимаемых слов ребенок не в состоянии произнести из-за сложности звукового состава. Поэтому в разговоре с детьми нужно назвать заинтересовавший ребенка предмет полным и упрощенным словом (часы – “тик-так”, кошка – “мяу”, собака – “ав-ав”).

После 1 года 6 месяцев добиваться от ребенка пусть несовершенного, но все же произнесения слова (вместо “би-би – “атина” или “матина”, т.е. машина).

Для расширения и обогащения словаря задавайте вопросы “Кто это?”, “Что это?”. После 1 года 6 месяцев следует обращать внимание на качества, состояние, назначение некоторых предметов: “Посмотри у меня маленькая машинка. А у тебя большая”, “Яблоко красное и сладкое”. Самостоятельно называть эти признаки дети второго года еще не могут.

После 1 года 6 месяцев - 1 года 8 месяцев необходимо учить различать предметы, сходные по внешнему виду или со сходно звучащими названиями. Сами дети в этот период произнести слово фонетически точно еще не могут.

Очень важно создать условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослых о чем-то или ответить ему словами.

Нередко взрослые стремятся предупредить желания ребенка, прежде, чем он успеет выразить их словами. Только он потянется к яблоку – мама сейчас же подаст ему: “Возьми, возьми маленький!” Берет маму за руку и тянет к столу: “Кушать хочешь? Сейчас накормлю”. В таких условиях ребенку нет надобности пользоваться речью, и он не будет пытаться говорить.

Общение нужно совмещать с любыми занятиями: прогулкой, едой, одеванием, купанием, игрой. Не упускайте момента, когда ребенок сосредотачивается на каком-то предмете, явлении действительности. Просите назвать то, что он видит за окном автобуса, помогайте, если это вызывает затруднения.

Рассказывайте малышу о природе и животных: кто что ест, где живет, как разговаривает, как называют детенышей и т.д., называйте продукты, части тела, одежду и т.п. Вводите новые слова. Возьмите три игрушки: кошка, собака, зайчик (сначала объясните, что это такое, потом спросите: “Где кошка? Где собачка? Где зайчик?”). Если ребенок отвечает правильно, спросите: “Это кто?”, а если ошибается, вернитесь – снова объясните, кто есть кто. Если нет игрушек, реальных предметов, используйте картинки, фотографии, чем нагляднее, тем лучше.

Особое внимание следует обратить на развитие подражания, т. е. на выполнение поручений “скажи, повтори”. Понимание этих слов дает возможность упражнять ребенка в произнесении различных звуков, слогов, слов. Здесь будут уместны маленькие рассказы, сказки, прибаутки.

Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. С их помощью взрослый легко устанавливает с ребенком контакт, эмоциональное общение. Интонации детских народных сказок очень точно рассчитаны на восприятие маленького ребенка. Поэтому как можно раньше (с 2-3 месяцев) вводите в систему чтение коротеньких и ритмичных пестушек, потешек, сказочек. Постепенно увеличивайте объем текста.

Детей младшего дошкольного возраста приучают отчетливо и внятно произносить гласные, согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко).

Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различие в звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, увлеченно играют с звучалками, стишками, придумывают песенки, состоящие из набора разных звуков.

Дети старшего дошкольного возраста уже произносят все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков. В этом возрасте необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха (умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове) и артикуляционного аппарата, следить за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулировать силу голоса.

Детей 6-7 года жизни учат делить двусложные (ма-ма, ка-ша) и трехсложные (ма-ши-на) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов, самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из одной-двух частей, в слова двусложные и трехсложные (сани – саночки; лук – лучок - лучище); отрабатывать дикцию: отчетливо и внятно произносить слова; совершенствовать фонематический слух: уметь называть слова с определенным звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слое (в начале, в середине, в конце слова).

Во всех возрастных группах звуковая сторона тесно связана с развитием других сторон речи. В играх и упражнениях работайте над активизацией и уточнением словаря детей, закреплением грамматического строя речи, совершенствованием диалогической и монологической формами речи.

Обогащение словарного запаса

Антонимы и синонимы

Подбирайте антонимы–слова с противоположным значением, и синонимы – слова с одинаковым значением. Расскажите малышу соответствующую сказку или предложите поиграть в игру “Наоборот” или “Такой же”. При этом можно использовать мяч: вы говорите слово, бросаете мяч, ребенок подбирает нужный ответ и возвращает мяч. Примеры антонимов: узкий – широкий, гладкий – шершавый, легко – тяжело, холодно - жарко и т.п. Что касается синонимов, то можно придумать как можно больше слов для принцессы: красивая: очаровательная, милая, ненаглядная, неописанной красоты и т. д.

Сравнения и обобщения

Учите ребенка обобщать. В течение какого-то времени все слова используются малышом как имена собственные: мячик – это именно этот конкретный синенький мячик, а не мячик вообще, а мишка – это только его плюшевый медвежонок. При осмыслении значений слов у ребенка много трудностей, незрелому уму не так легко классифицировать предметы и явления. Помогайте крохе разобраться: показывайте разные мячики или машинки, описывайте их свойства: это большой предмет, этот маленький, этот синий. Сравнивайте, рассказывайте. Рассматривайте картинки с различными породами собак, видами транспорта и т.д. Разбирая покупки, раскладывая фрукты и овощи, говорите: “Это фрукты: яблоки, бананы, груши, апельсины. А это овощи: морковь, лук, свекла, картошка”. На прогулке показывайте транспорт, в зоопарке, в цирке животных. Обобщающее слово очень важно. Используйте картинки: смешивайте их и просите выбрать только мебель (транспорт, ягоды, насекомых, грибы и т.д.).

Сказочная терминология

Читайте и разыгрывайте сказки. В них встречаются архаизмы и историзмы (старче, принцесса, лучина, леший, амбар и т.п.), просторечные и диалектные слова (простофиля, заплутали, шныряет, кликать и т.д.). Перечисляются предметы обихода и кухонная утварь: сито, кадушка, плошка, скалка; употребляются глаголы, обозначающие различные голоса животных (звукоподражательные): мяукать, хрюкать, крякать, мычать, реветь, ржать, мурлыкать и т. д. Есть в сказках и сравнения: “заревел медведь белугой” (“Теремок”), “нежная и ясная, как прекрасный розовый лепесток” (“Дюймовочка”), “лежит, как мертвая” (“Лисичка-сестричка и волк”); и множество фразеологизмов: “уму-разуму учить”, “припустил во все лопатки” (“Теремок”), “скрепя сердце” (“Сказка о рыбаке и рыбке”). Очень важно помочь ребенку разобраться в этой “терминологии”, подробно объяснив значения слов и выражений.

Мелкая моторика и речь

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение “созидательной работе рук” для развития мышления и речи детей.

Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих нервные импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Поэтому с раннего возраста необходимо начинать стимулировать “речевые точки” на ладошках: вкладывание пальцев рук взрослого в ладони младенца, разжимание кулачков и массирование ладошек и каждого пальчика, описывание круга, пощипывание и покалывание (пальцем): “Птичка-птичка, вот тебе водичка, вот тебе игрушки прямо на ладошке”. После 6 месяцев начинайте активную пальчиковую гимнастику (конечно, ребенок не сразу будет повторять за вами). Ближе к году просите ребенка сделать вам “Сороку-белобоку”, “Ладуш-ки”, “Коза рога-тая”, “Пока-пока”. Ребенка постарше учите делать из пальцев крестики, крючочки (“Мирись, мирись, больше не дерись…”).

Многие родители знают, насколько важны для детей занятия лепкой. Когда малыш лепит у него развивается мелкая моторика, совершенствуются движения пальчиков, что в свою очередь способствует развитию речи. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют этот вид деятельности. Лепить можно из глины, воска, соленого теста, съедобного теста (дрожжевое, песочное, тесто для пельменей и т.п.).

Игры и упражнения на развитие речи, мелкой моторики и обогащения словарного запаса смотри в Приложении 2.

Литература:

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Детские частушки, шутки, прибаутки. / Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.

Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие / Г.М. Лямина, - М.: Айрис-пресс, 2005.

Раннее развитие. Русский семейный журнал. Выпуск № 1, 2005.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991.