Стремительный темп изменений, происходящих в мире, обществе, диктует необходимость столь же динамичных изменений в системе образования. В том числе в отношении вопросов преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе I ступени. Курс ОБЖ, включенный в школьную программу представляет собой одну из многочисленных форм психолого – педагогического воздействия на процесс формирования личности. Программы по этой дисциплине ориентированы преимущественно на изучение правил и социальных норм поведения человека в различных ситуациях как природного, так и социального характера, в том числе и экстремальных. Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении или способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Частичное разрешение этой проблемы возможно в рамках курса ОБЖ, введенного в общеобразовательную программу, начиная со школы I ступени.
С 2000-2001 учебного года в Харпской начальной общеобразовательной школе предмет ОБЖ введен в расписание и преподается отдельным курсом. Все учащиеся школы обеспечены учебниками. Преподавателем – организатором ОБЖ работаю седьмой год. В школе создан кабинет ОБЖ, где собран и систематизирован методический материал, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, наглядные пособия, ТСО. Разработаны критерии оценивания по предмету. Для обучения выбран учебник для общеобразовательных учебных заведений “Основы безопасности жизнедеятельности” В.В.Полякова для 1-4 классов, рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Основным направлением в своей работе считаю: развитие эмоциональной устойчивости учащихся, их психологической стойкости к стрессам. На уроках использую частые чередования разнообразных форм работы, а также упражнения различного вида усложнения учебного материала:
- нестандартное начало и конец урока;
- разминка эрудитов;
- мелодекламация;
- валеологические упражнения;
- упражнения практического характера.
Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ в школе I ступени различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Методологической основой его применения является работа М.Б.Павловой, изложенная в пособии для учителя “Технология – новый учебный предмет в школе” (Изд. С.-Петербург, 1993 год). Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.
Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.
Успешному овладению знаниями и развитию психических процессов ребенка способствуют игровые ситуации на уроке.
Игра вовлекает всех детей в учебный процесс, поддерживает эмоциональный настрой на протяжении всего урока.
Предлагаемый урок “Экстремальные ситуации для человека в природе” проводится в разделе “Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях”. Это первый урок по теме “Природа”. Изучению предшествовали темы “Современное жилище” и “Домашние животные”.
Тип урока - изучение нового материала.
Нетрадиционное начало урока – упражнение по релаксации,
настраивает детей на продуктивную работу. Проверка творческого домашнего задания вызывает у учащихся положительные эмоции,
способствует расширению знаний детей о домашних животных и правил безопасности при обращении с ними. На этом этапе использован метод проектирования.
Интенсивный метод проверки знаний позволяет определить уровень усвоения предшествующей темы с наименьшими затратами времени на уроке.
Вступительная беседа перед изучением новой темы
способствует психологическому настрою детей на предполагаемую деятельность. Сообщение цели и задач урока мобилизовало обучающихся на последующую работу, настроило их на выполнение поставленных задач.
Изучение новой темы проведено в игровой форме. С целью повышения внимания и познавательной активности учащихся, перед ними
ставятся вопросы эвристического характера.
На уроке использованы словесные, наглядные, практические методы работы. Интенсивный темп урока, частая смена видов деятельности учащихся, разнообразные формы работы - способствует успешному усвоению материала, выработке навыков учебного труда, развитию интереса к предмету.
Подведение итогов урока показало усвоение учащимися значимости изученного на уроке материала, приобретенных навыков. Разноуровневое домашнее задание дает возможность выполнить работу по интересу и своим возможностям.
Преподавание ОБЖ отдельным предметом, использование на уроках и внеурочной работе разнообразных форм, приёмов и методов, способствует:
- росту положительного отношения к предмету;
- росту учебного интереса к ОБЖ;
- развитию творческого потенциала учащихся на уроках ОБЖ;
- стабильно высокому уровню знаний по ОБЖ и как результат – отсутствие детского дорожно-транспортного и бытового травматизма среди учащихся.
Предмет – ОБЖ (2 класс)
Тема. Экстремальные ситуации для человека в природной среде.
Цели. 1. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде: человек заблудился в лесу.
2. Проверить уровень усвоения знаний по теме “Меры безопасности при обращении с домашними животными”.
3. Развивать мышление, речь, память, навыки учебного труда, предусмотрительность в жизненных ситуациях.
4.Воспитывать ответственность за себя и пред близкими людьми, заботу о родных.
Оборудование: – Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности:
- учебник для 2-4-х классов;
- материалы стенда “Аист наставник”;
- комплект карточек с изображение летней одежды;
- комплект карточек с изображение зимней одежды;
- комплекты карточек с наименованием продуктов питания;
- комплект карточек с изображением походных предметов;
- аудиозапись “Мелодии леса”
План урока.
I. Организационный момент.
– Сядьте удобно, закройте глаза. (На фоне спокойной музыки при тихом звучании.) Вы на уроке. Вы настраиваете себя на работу. Ваши веки сомкнуты. Ваши руки лежат спокойно. Вы хорошо слышите голос учителя.
Избегай опасностей, угрожающих жизни!
- Не играй допоздна на улице.
- Не ходи один в отдалении от безлюдных мест, не уходи без
- Не ходи с незнакомцем, не верь его обещаниям.
- Не садись в чужую машину без родителей.
- Не играй с незнакомыми взрослыми.
- Не позволяй кому-либо прикасаться к своему телу.
- Не входи с незнакомым человеком в лифт.
- Не принимай угощения и подарки от незнакомых тебе людей.
- Не запускай посторонних людей к себе в квартиру.
- Не скрывай от родителей, если что-то сделали с тобой запрещённое.
- Не пиши своё имя на одежде, руках, вещах.
разрешения за территорию двора.
II. Проверка домашнего задания.
– Для безопасности детей очень важно соблюдать правила общения с незнакомыми людьми. Но не менее важно быть осторожным при обращении с нашими четвероногими друзьями. Расскажите о них.
1. Чтение учащимися домашних мини-сочинений “Мой четвероногий друг”.
2. Работа по таблице, заполненной дома. (Метод проектирования.)
Например:
Опасность |
Причина |
Последствия |
Бездомная кошка. |
1. Погладил животное. 2. Взял на руки. 3. Поиграл с кошечкой. |
1. Педикулёз. 2. Глисты. 3. Стригущий лишай. |
2. Блиц-опрос (интенсивный метод опроса, 5 мин).
1) Своего четвероногого питомца необходимо регулярно, не реже 1 раза в полгода показывать:
А) педиатру;
Б) ветеринару;
В) хирургу.
2) Чтобы уберечь свою собаку от неприятностей на улице, необходимо:
А) гулять всегда вместе с ней, можно без поводка;
Б) выносить ее на улицу на руках;
В) выводить ее на прогулку на поводке.
3) К чужой собаке можно приближаться, если:
А) она привязана на коротком поводке к
чему-либо;
Б) рядом с ней хозяин;
В) она лежит спокойно у своих дверей.
4) Можно ли разрешать домашней кошке тереться мордочкой о свое лицо?
А) можно, если она не гуляет самостоятельно на
улице;
Б) нельзя, это опасно для здоровья человека.
5) Кому из животных не место в деревенском доме?
А) поросенку;
Б) теленку;
В) медвежонку.
3. Взаимопроверка. (Дети обмениваются работами. На доске открывается запись ответов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | В | А | Б | В |
Критерии оценки:
0 – ошибок – высокий уровень /зачёт;
1 – ошибка – выше среднего уровня /зачёт;
2 – ошибки – средний уровень /зачёт;
3 и более ош. – низкий уровень / не зачёт.
III. Работа над новым материалом.
1.– Прочитайте название нового раздела, который начинаем сегодня изучать. (С.55., учебник В.В.Полякова, I часть)
– Какие предметы или явления вы представили, прочитав это слово? (Природа).
– Человек издавна жил в естественных природных условиях.
Для него просто было развести костер, найти съедобные грибы и ягоды, построить шалаш.
Современный городской житель постепенно теряет эту связь с природой. Он переселился в благоустроенные дома, окружил себя бытовой техникой. Он редко бывает на лоне природы вдали от жилища. Многие городские жители, оказавшись наедине с природой, становятся совершенно беспомощными: не могут добыть себе пищу в лесу, укрыться от холода. Мы с вами тоже городские жители. Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые экстремальные ситуации для человека в природной среде.
– Какое слово непонятно по своему значению? (Экстремальный).
(На доске.) Экстремальный – крайний, необычный по трудности и сложности.
2. Работа над значением слова “экстремальный” по рисунку 45, стр.55.
– Рассмотрите три иллюстрации и подумайте, на которой из них изображена именно такая необычная по трудности и сложности ситуация. (Ребенок заблудился в лесу).
Физ. минутка: танцевальные упражнения под музыку по примеру учителя.
3. Объявление темы урока, постановка учебных задач.
– Сегодня на уроке мы узнаем о том, как вести себя в случае, если вы заблудились в лесу. Научимся подавать сигнал бедствия в данной ситуации. К концу урока мы должны найти ответы на следующие вопросы:
(На доске.)
1) Что такое “аварийный запас”?
2) Как нужно одеваться на прогулку в лес?
3) Как вести себя, если вы заблудились?
4. Игра “Подготовься к прогулке по лесу”.
На партах – карточки с названием продуктов, походных предметов. Выбрать самые необходимые предметы, которые могут пригодиться в лесу на случай непредвиденных обстоятельств. Они должны поместиться в карманах.
5. Самопроверка – работа по тексту учебника стр.59. (полиэтилен, нож, спички)
Убрать лишние предметы.
6. Работа над понятием “аварийный запас”.
– Как называется набор предметов, который остался у вас на парте? (Аварийный запас)
– Что можно сделать при помощи этих предметов, если вы остались в лесу без взрослых? (Спрятаться от дождя, вырезать палку, разжечь костёр).
Физ. минутка: упражнения на расширение замкнутого пространства (выполняется у окна при естественном освещении).
Дети подходят к окнам. По команде учители переводят взгляд на указанный предмет:
– Посмотрите на стекло, окна, берёзку под окном, на окна ближайшего дома, на крышу дома, на линию горизонта, на облака. А теперь медленно самостоятельно проделайте этот же путь взглядом в обратном порядке.
7. Игра “Одень на прогулку в лес”. (Дети выбирают одного ученика из своей группы. Для одевания используется заранее подготовленный набор вещей. По ходу выполнения задания, дети помогают своему товарищу правильно выбрать одежду и одеть её.)
Работа по группам. I вариант – летом;
II вариант – зимой.
Самопроверка по тексту учебника стр.57.
– Подумайте и докажите, почему именно эту одежду и обувь нужно надевать летом? (Она предохранит нас от укусов насекомых, змей, от возможного солнечного удара, царапин ветками, защитит в случае непогоды).
8. Практическая работа.
– А сейчас отправимся в лес на прогулку. Представьте, что вы в лесу. (Мелодии леса – аудиозапись).
– Вы заслушались пением птиц, увлеклись синичкой и не заметили, как заблудились. Какой сигнал обычно подают в лесу, если человек заблудился?
Упражнение в подаче сигнала “Ау!” с направлением звука в разные стороны.
9. Самостоятельная работа с учебником. Найти ответ на 3-й контрольный вопрос урока. Работа выполняется по группам.
I вариант – Что делать, если вы заблудились в лесу летом?
(Оставаться на месте. Меня обязательно будут искать. Найду поблизости дерево или куст, под которым можно укрыться в случае непогоды, и сделать заметный знак: порвать на ленточки яркую ткань из моей одежды, повесить их на ветки. Что бы сохранить тепло – сяду, подтянув коленки к груди, и спрячу под мышки ладони).
II вариант: – Что делать, если вы заблудились в лесу зимой?
(Оставаться на месте.) Меня обязательно будут искать. Подложу под себя лыжи или сяду на поваленное дерево, пенёк. Повернусь спиной к ветру. Если холодно, свернусь клубком, спрятав руки под мышки. При помощи палок и полиэтилена сделаю шалашик. (При необходимости разожгу костёр.)
IV. Домашнее задание (по выбору учащихся):
A. Составить мини-рассказ: 1-й вариант по рис. 46, 2-й вариант по рис.47.
V. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что было интересно?
Что не понравилось на уроке?
– Прошу встать тех детей, кто считает, что знания, полученные сегодня на уроке, могут пригодиться в жизни.