Программа авторского элективного курса предпрофильной подготовки для 8—9-х классов "Я исследователь-математик!" (по основам научно-исследовательской деятельности школьников по математике)

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Актуальность курса

Среди наиболее значимых стратегий обучения детей на современном этапе выделяется “исследовательское обучение”. Главная особенность данного подхода – опора на своеобразие каждого ребёнка. Опираясь на такие качества учащихся как высокое концентрирование внимания, способность к длительной работе в выбранном направлении и целеустремлённость к максимально высокому уровню результатов деятельности, учитель, заинтересованный в развитии личности каждого учащегося, может предоставить ему возможность самореализации через исследовательскую деятельность по предмету. Исследовательское обучение придаёт познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения.

Исследовательская работа формирует ощущения значимости и престижной работы, впоследствии определяет выбор профессии и способствует поддержанию высокого профессионального и социального статуса науки и высоких запросов к своей будущей профессии.

Данный спецкурс впервые вводится в образовательную программу школы и предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательной школы, способных заниматься исследовательской деятельностью и выбирающих физико-математический профиль в старшей школе.

Цели курса

Исследовательская направленность – формирование личностно-познавательной сферы учащихся, развивающей системное мышление и исследовательскую культуру.

Профильная направленность – воспитание широко образованной личности, способной к активному интеллектуальному труду, умеющей использовать математические знания в различных областях человеческих знаний.

Главная цель – оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ по математике и последующей их защите на научно-практических конференциях различного уровня.

Задачи курса

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
  • формировать исследовательскую компетенцию и предпрофессиональные навыки каждого учащегося;
  • воспитывать средствами математики культуру и индивидуальность личности учащегося.

Элективный курс рассчитан на 14 часов, 1 час в неделю.

Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделён на пять блоков.

Работа с учащимися по блокам не только помогает лучше овладеть логическими и методическими приёмами научного исследования, но и в плане самостоятельного исследования (в виде исследовательских работ), на практике реализовать полученные знания.

В первом блоке “Введение” рассматриваются цели и задачи научно-исследовательской деятельности, история развития программы “Шаг в будущее” и даётся обзор муниципальных научно-практических конференций и конкурсов школьников.

Второй блок является исходной теоретической базой для последующей работы. Он включает в себя изучение психофизиологических основ умственного труда, основных видов мышления, теоретических и эмпирических методов исследования, общенаучных методов познания.

В третьем блоке рассматриваются этапы практической деятельности учащихся:

  • постановка проблемы, выбор темы и гипотезы научно-исследовательской работы по математике;
  • составление плана исследовательской деятельности;
  • сбор, анализ и классификация литературы по избранной теме;
  • опытно-экспериментальная деятельность;

В четвёртом блоке даны рекомендации к оформлению и защите работы. Данный блок содержит требования к оформлению научно-исследовательской работы и критерии оценивания творческих работ учащихся, советы психолога по избежанию негативных последствий после неудачной защиты работы, раскрывает вопросы компетенции самопрезентации, понятие о речевом этикете, о способах привлечения и удержания внимания аудитории, основы поведения оратора и т. д.

Заключительный контролирующий блок предполагает защиту и обсуждение творческих работ, а также выходное анкетирование слушателей курса.

Программа элективного курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Особенности курса

В ходе изучения курса учащиеся должны знать:

– цели и задачи научно-исследовательской деятельности;

– психофизиологические основы умственного труда;

– общенаучные методы познания;

– справочный аппарат книги;

– требования к оформлению научно-исследовательской работы;

– формы и способы представления исследовательской работы;

– критерии оценивания исследовательской работы;

– требования к публичной защите исследовательской работы.

– как спланировать своё рабочее время и подготовиться психологически к защите работы.

В ходе изучения курса учащиеся должны уметь:

– объективно оценивать свои способности и возможности, видеть перспективу их развития с точки зрения профессиональной ориентации;

– соблюдать законы правильного мышления, вести дискуссию;

– использовать общенаучные методы ведения исследовательской работы, проводить эксперимент;

– определять цели и задачи исследования;

– пользоваться справочным аппаратом книги, каталогом;

– анализировать, систематизировать и обрабатывать информацию;

– аннотировать изученные источники;

– составлять план, тезисы, конспект;

– выдвигать гипотезу, проводить в соответствии с ней практическое исследование;

– описывать результаты исследования, делать выводы и обобщения;

– пользоваться приёмами публичной защиты исследовательской работы;

– соблюдать требования, предъявляемые к письменной и устной речи выступающего.

Используемые педагогические технологии:

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).

Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).

Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).

Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).

Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).

Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, на воспитание доминанты саморазвития личности).

Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).

Тематическое планирование курса (14ч)

Ожидаемые результаты

  • получение представлений об использовании математических знаний в различных областях человеческих знаний;
  • развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и классификации информации по выбранной теме;
  • составление реферата и устного доклада по составленному реферату;
  • приобретение опыта составления компьютерной презентации, публичного выступления;
  • участие учеников в научно-практических конференциях различного уровня;
  • защита результатов исследования на экзамене;
  • сознательное определение учеником профиля обучения и профессиональной деятельности.

Требования к участникам и особенности исследования

Требования к ученику:

– Готовность к исследовательской деятельности (наличие определённых знаний и умений, неудовлетворённость имеющимися представлениями).

– Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы.

Требования к учителю:

– Готовность к исследовательской деятельности.

– Основная функция в ходе исследования – координатор и партнёр своих учеников.

Особенности исследования:

– Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

– Выходит за рамки школьного курса.

– По тематике находится на стыке различных областей знаний.

– Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому её необходимо выбрать самому ученику.

Учебно-методическое обеспечение

Памятка по методологии исследования