Тема: Энергия. Решение задач.
Триединая цель:
- Обучающая – добиться усвоения основных понятий по разделу “Энергия”, углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; закрепить полученные знания на примерах решения задач, продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы. Подготовиться к зачету по Закону сохранения энергии.
- Воспитывающая – добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере выявления связей между величинами; умение работать самостоятельно;
- Развивающая – развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией, развивать логическое мышление при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов, формировать общеучебные навыки и умения:
- при планировании ответов, постановки целей на урок, рефлексии,
- при работе по алгоритму решения задач,
- при самостоятельной работе с учебным оборудованием.
- развивать умения работать самостоятельно с КИМ.
Средства обучения: медиапроектор, слайды, раздаточный материал (дифференцированные индивидуальные карточки). Пружинный маятник, деревянный брусок, набор грузов, наклонная поверхность, динамометр.
Ход урока.
1. Орг. Момент. 1мин.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, САДИТЕСЬ. ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ, ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО И ТЕМУ УРОКА.
2. Целеполагание. 2 – 3 мин.
Исходя из темы сегодняшнего и прошлого урока сформулируйте и пропишите цели, поставленные вами на урок.
СЛАЙД №1.<Приложение>
Озвучьте поставленные цели.
Учащиеся:
Закрепить знания:
О законе сохранения энергии
О видах механической энергии и способах совершения механической работы
Научиться применять полученные знания при решении задач
Подготовиться к зачету по данной теме.
Сравним поставленные вами цели с моими: СЛАЙД №2..<Приложение>
Молодцы!
3. Мотивация 2 – 3 мин.
Молодцы! Цели вами поставлены и я надеюсь на успешность нашего урока. При этом не забываем о четкости самоконтроля.
Каждый из вас может получить оценку за урок, в соответствии с уровнем знаний набрав определенное число баллов: СЛАЙД №3.<Приложение>
“5” - 13 и более баллов
“4” - 10 – 12 баллов
“3” - 7 - 9 баллов
Эти баллы складываются из ваших ответов:
По одному баллу за правильный ответ + баллы за решенные задачи + за постановку цели
Не забудьте, что результаты вашей работы заполняются в индивидуальный оценочный лист.
Индивидуальный оценочный лист
Тема “ Закон сохранения энергии”
Фамилия ________________________ имя _______________класс
За каждый отвеченный вами вопрос или решенное задание поставьте себе баллы в таблицу (исходя из максимальных баллов).
За постановку цели - 1 балл.
За правильный ответ на вопрос- 1 балл.
За решенные задачи.
“5” - 13 и выше баллов
“4” - 10 – 12 баллов
“3” - 7 – 9 баллов
Постановка цели __________ баллов
Ответ на вопрос:
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого баллов |
Баллы |
За тест
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого баллов |
Баллы |
За решенные задачи
№ задачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого баллов |
Мах балл | ||||||
Мои баллы |
Моя самооценка с учетом рекомендаций: _____________ баллов, оценка “__________”
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ. Для успешности выполнения индивидуальных заданий вспомним основные понятия и законы, с помощью которых мы можем научиться решать задачи.
5. СЛАЙД №4 (ВОПРОСЫ).<Приложение>
- Что характеризует энергия?
- Какие ее виды Вы знаете?
- Сформулируйте закон сохранения энергии.
- Объясните на примерах закон сохранения энергии.
- Какие условия необходимы для совершения телом работы?
- Какие виды работ вы знаете?
6. Фронтальный опрос проводится с использованием мультимедийного проектора. 10 – 12 мин.
СЛАЙДЫ № 5 – 14.<Приложение> (рисунки которые необходимо объяснить используя закон сохранения энергии).
Мы с вами вспомнили основные понятия и законы, с помощь которых мы можем научиться решать задачи.
7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 15 – 18 мин.
Каждый из вас получает карточку с условием задачи, тестовую работу или творческое задание. Результаты записываете в тетрадь и помните о листе самоконтроля.
Начальный уровень. Вариант № 1. Закон сохранения энергии.
1. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?
а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг.
2. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?
а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.
3. Процесс работы - это…
а) любой процесс превращения энергии;
б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;
в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;
г) среди ответов нет правильного.
4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:
а) камень, поднятый над землей;
б) летящий самолет;
в) растянутая пружина;
г) летящий воздушный шарик?
5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:
а) катящийся по земле шар;
б) лук с натянутой тетивой;
в) сжатый в баллоне газ;
г) кабинка колеса обозрения.
6. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.
а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется;
б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.
в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.
7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.
а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной;
б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю;
в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.
Начальный уровень. Вариант № 2. Закон сохранения энергии.
1. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.
а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется,
б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.
в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.
2. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?
а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг,
3. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:
а) камень, поднятый над землей;
б) летящий самолет;
в) растянутая пружина;
г) летящий воздушный шарик?
4. Процесс работы - это…
а) любой процесс превращения энергии;
б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;
в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;
г) среди ответов нет правильного.
5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:
а) катящийся по земле шар;
б) лук с натянутой тетивой;
в) сжатый в баллоне газ;
г) кабинка колеса обозрения.
6. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?
а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.
7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.
а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной.
б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю.
в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.
Средний уровень. Закон сохранения энергии.
- На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2т равна 10кДж? (2 балла).
- По горизонтальному столу катится шарик массой 400г с постоянной скоростью 15 см/с. Чему равна его кинетическая энергия? (2 балла).
- До какой высоты поднялся мяч при бросании, если его потенциальная энергия относительно земли оказалась равной 60 Дж? Масса мяча 300г. (2 балла)
- Скорость свободно падающего тела массой 4 кг на некотором пути увеличилась с 2 м/с до 8 м/с. Найти работу силы тяжести на этом пути. (3 балла)
- На пружине подвешен груз массой 300 кг, под действием которого она удлинилась на 6 см. определите энергию деформированной пружины. (3 балла)
Достаточный уровень. Закон сохранения энергии.
- По склону горы длиной 500м скатываются санки массой 60 кг с высоты 10м. определите среднюю силу сопротивления при скатывании санок, если у основания горы они имели скорость 8 м/с. Начальная скорость санок равна нулю. (3 балла)
- Маятник массой 5 кг отклонен на угол 600 от вертикали. Какова сила натяжения нити при прохождении маятником положения равновесия? (6 баллов).
- Какую работу совершила сила тяжести при свободном падении тела массой 1 кг по
- найти потенциальную и кинетическую энергии тела массой 3 кг, падающего свободно с высоты 5м, на расстоянии 2 м от поверхности земли. (4 балла)
- Тело брошенное вертикально вниз с высоты 75м со скоростью 10 м/с, в момент удара о землю обладало кинетической энергией 1,6 кДж. Определите скорость тела в момент удара и массу тела. Сопротивлением воздуха пренебречь. (4 балла)
истечении 5с от начала падения? (3 балла)
Творческие задания
- Используя динамометр, набор грузов, линейку. Определите работу силы упругости и потенциальную энергию пружины. (11 баллов)
- Используя динамометр, деревянный брусок, линейку и наклонную поверхность. Определите работу силы трения и кинетическую энергию бруска. (11 баллов)
6. Самоконтроль. 2 мин.
Самопроверка полученных результатов:
тесты сверить с ответами на СЛАЙДЕ № 16.<Приложение>,
Начальный уровень:
1 вариант 2 вариант
1)б 1)а, б, в.
2)в 2)б.
3)в 3)б, г.
4) б, г 4)в.
5) б, г 5)б, г.
6)а, б, в 6)в.
7)а, б, в 7)а, б, в.
поставить баллы в индивидуальный лист (ответы пишут в тетрадях под копирку, один вариант сдают мне, второй проверяют в тетради.).
Задачи проверяются по листам с ответами, выставляя баллы.
Решение творческих задач рассматривается у доски.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. 3 – 4 мин.
СЛАЙД № 17.<Приложение>
- Закрепили основные понятия по теме механическая работа и энергия
- Научились применять полученные знания при решении задач
- Научились применять полученные знания на практике
ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ, И ПОДНИМИТЕ, РУКУ КТО НАБРАЛ ОТ “13 и выше” БАЛЛОВ , “5”.
“10” ДО “12” БАЛЛОВ , “4”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД №18..<Приложение> 1–2 мин.
Подготовиться к зачету по теме.
На “5” № 431, №468,вывод закона сохранения энергии и его применение.
На “4” №463, № 424,основные понятия и формулы закона и его применение.
На “3” № 408, № 451,основные понятия и формулы (без вывода).
8. СПАСИБО ДЕТИ ЗА УРОК! ДОСВИДАНИЯ!