Тема “Строение и свойства вещества” имеет большое пропедевтическое значение, т.к. включает систему понятий, являющихся опорными на второй ступени обучения для таких учебных дисциплин, как химия, физика, биология, физическая география. Поэтому на уроке я уделяю большое значение контролю терминологии.
Урок имеет большое развивающее и воспитывающее значение. Учащиеся на этом уроке показали спектр ключевых компетентностей: работа в паре, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Цель урока: проверить усвоение знаний по теме “Строение и свойства вещества”.
Знать: основные термины и понятия, классификацию веществ и их свойства.
Уметь: применять теоретические знания на практике для объяснения природных условий.
Развивать: навыки анализа, синтеза, рефлексивной деятельности учащихся.
Воспитывать: коммуникативность, чувство товарищества, творческое отношение к предмету.
Форма урока - лабораторное занятие.
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
1.Психологический настрой.
2. Объявление целей и задач.
3. Контроль знаний (ТЕСТ) .
Тест
1. Твердые тела:
А) способны сохранять неизменную форму и объем;
Б) не способны сохранять неизменную форму и объем.
2.Жидкости:
А) способны сохранять объем;
Б) не способны сохранять объем;
В) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.
3.Газы:
А) способны сохранять форму и объем;
Б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;
В) способны применять форму того сосуда, в котором они находятся.
4.К органическим веществам относятся:
А) вода; б) соли; в) углеводы.
5.К простым веществам относятся:
А)кислород; б) вода; в) углекислый газ.
6.К сложным веществам относятся:
А) озон; б) кислород; в)азот; г) белки.
7.Вещества, образованные атомами одного вида, называют:
А) сложными; б) простыми;
в) неорганическими; г) органическими.
8.Сложное вещество образовано:
А) атомами одного химического элемента;
Б) атомами разных химических элементов.
9.К физическим явлениям относится:
А) таяние сосульки; б) набухание почек; в) перегнивание листьев.
10.К химическим явлениям относится:
А) медленное окисление в живых организмах; Б) гроза; в) ветер
4. Работа с использованием коммуникационных технологий (проверка на знание понятий и терминов)
1.Твердые тела способны сохранять неизменными _____ и _____.
2.________ способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.
3.Любые изменения формы, размеров и объема тела называются ….
4.Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия называется …..
5.Частицы, на которые делится молекула, называются ….
6.Молекулы находятся в постоянном …
7. Сила, которая удерживает частицы вместе, называется …..
8.Тела неживой природы образованы …… веществами.
9.При физических явлениях ……. новое вещество.
10.Реакцию, сопровождающуюся выделением тепла и света, называют …
5. Работа в парах (взаимопроверка
)Карточка № 1
1. Подписать под какими схемами изображены простые, а под какими – сложные вещества.
2.Почему, если на человеке загорелось платье, на него надо сразу же набросить одеяло, пальто или другую плотную одежду (ответ детей: плотная ткань прекращает доступ воздуха).
Карточка № 2
- Для чего проветривают помещение после уроков? (При дыхании состав воздуха изменяется: количество кислорода уменьшается, а углекислого газа становится больше. Проветривают помещение для того, чтобы увеличить количество кислорода и удалить избыток углекислого газа.)
- Подпишите названия частей пламени свечи на рисунке
6. Работа в группе (один из учащихся – консультант)
Карточка 3
Выпишите в таблицу, распределив по соответствующим колонкам, следующие слова:
свинец, рельс, свист, ракета, алюминий, прыжок, буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы, испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мед, самолет, мел.
тела |
вещества |
явления |
|
Карточка 4
Заполните схему:
Карточка 5
Провести мини-исследование на упругость
Надуйте воздушный шарик (не очень сильно) и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Опустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Надуйте шарик еще раз. Бросьте его на пол, чтобы он подпрыгнул. Какие свойства газообразных тел вы наблюдали?
(Вывод учащихся: газы не сохраняют формы, занимают весь предоставленный им объем)
7. Творческое задание (презентация домашнего задания-сказки) например: Сказка “Умная лисичка”
Однажды бабушка с дедушкой слепили колобка из теста. Разожгли печь и хотели его пожарить, как вдруг колобок выскочил из окна и покатился.
Катится, катится, докатился до леса. Вдруг навстречу ему идет заяц и говорит: “Колобок, Колобок, я тебя съем”. “Ты съешь меня, - говорит колобок, - когда скажешь, какими свойствами я обладаю”. Заяц думал, думал и ответил: “Упругостью”. “Неправильно”,- сказал Колобок и покатился дальше.
Катится, катится Колобок, а навстречу ему идет косолапый медведь. “Колобок, Колобок, я тебя съем”, - говорит медведь. “А ты съешь меня только тогда, когда скажешь, какими свойствами я обладаю” - Не долго думая, косолапый ответил: “Изменяешь объем и не меняешь формы”. “Неверно”- сказал Колобок и покатился дальше.
Катится, катится Колобок и думает: “Какие же звери глупые”! И вдруг навстречу ему выходит лисичка. Остановила она Колобка. Так с хитростью и говорит: “Колобок, какой ты красивый, круглый”! Понравились Колобку лукавые слова, да и рассказал он о своих свойствах. Узнала лисичка его свойство пластичности, растянула Колобка и проглотила.
Вот и сказочке конец. Кто знает свойства веществ - молодец!