И дорого продают, да проживаются,
И дешево продают, да наживаются.
Из заповедей русских купцов.
Цель:
Связать изменения цены и объема спроса в одном показателе, используя относительные изменения цен и количества, не зависящих от единиц их измерения.
Задачи:
- сформировать у учащихся понятие эластичности спроса, как показателя, характеризующего меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины;
- развить логическое мышление, умение анализировать реакции покупателей на снижение или повышение цены;
- помочь адаптироваться в современных рыночных условиях.
Методы обучения: лекция, фронтальная беседа; работа учащихся по группам;
План урока:
- Организационный момент.
- Фронтальная беседа.
- Объяснение нового материала.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Фронтальная беседа.
Учитель. Цены в рыночной экономике – это своего рода сигнал, на который ориентируются как производители товаров и услуг, так и потребители.
- Как действует рыночный механизм?
- Как определяется уровень цен?
- От чего зависит уровень цен?
- Под влиянием каких факторов, он изменяется?
3.Объяснение нового материала.
Учитель. На предыдущих уроках мы рассматривали факторы, оказывающие влияние на изменение спроса и предложения, нам было достаточно определить направление изменения спроса и предложения, т.е. знать, увеличиваются они или уменьшаются, и как это уменьшение или увеличение отразятся на изменении рыночного равновесия.
Теперь перед нами стоит задача установить, каковы количественные параметры влияния различных факторов на изменение величины спроса и предложения и насколько сильным является это влияние.
Сосредоточимся на эластичности спроса по цене.
При исследовании рынков возникает необходимость связать изменения цены и объема спроса в одном показателе. Использование для этих целей абсолютных величин неприемлемо, так как цены измеряют в денежных единицах (рублях), а объем спроса – в натуральных показателях (штуках, килограммах, тоннах и т.п.). Следовательно, речь может идти только об относительных изменениях цен и количеств, не зависящих от единиц их измерения. Таким показателем является эластичность, характеризующая меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.
Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги, называется ценовой эластичностью спроса или эластичностью спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает процентное (относительное) изменение спроса на товар в результате однопроцентного (относительного) изменения его цены.
Спрос эластичен, если при изменении цены на 1% величина спроса изменится более чем на 1%.
Пример: при подорожании коньков на 15% (Р) величина спроса упадет на 20% (Q).
Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%.
Пример: если все сорта яблок подорожают на 45% (Р), а величина спроса на них уменьшится на 15% (Q) спрос на яблоки неэластичен по цене.
Можно составить такую схему:
Спрос эластичен: Если P , то Q , в большей степени, чем растет цена.
Если P, то Q , в большей степени, чем падает цена.
Спрос неэластичен: Если P , то Q , в меньшей степени, чем падает цена.
Если P , то Q , в меньшей степени, чем растет цена.
Зададимся вопросом: “А кто, собственно, в первую очередь должен обращать внимание на эластичность спроса по цене?”. Это продавец, который решает, какой ценник установить на свой товар, сколько за него запросить – побольше или поменьше? Если он запросит побольше, то с каждой проданной единицы товара сможет получить относительно большую выручку, но при этом, согласно закону спроса, продать он сможет меньшее количество товара. Если же он запросит поменьше, то с каждой проданной единицы товара он сможет получить относительно меньшую выручку, но при этом, согласно закону спроса, он сможет больше продать. Продавец же заинтересован в том, чтобы получить наибольшую прибыль. Если затраты уже известны, задача максимизации прибыли сводится к максимизации общей выручки: TR = P * Q (TR – выручка от продажи товаров).
Проиллюстрируем эластичность спроса по цене с помощью графиков:
Величина спроса изменяется в большей степени, чем цена.
При рассмотрении различных видов эластичности спроса по цене мы использовали анализ графиков кривых спроса, но на практике часто необходимо достаточно точно знать, чему равна степень ценовой эластичности спроса, более того – уметь ее измерить. Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса и соотнести его с процентным изменением цены:
Еdp=
Еdp – коэффициент ценовой эластичности спроса;?Q –прирост величины спроса; ?P – прирост цены.
Эта формула точечной эластичности применяется при малых изменениях цены и величины спроса.
При относительно больших изменениях цены и величины спроса целесообразно использовать дуговую эластичность, для расчета которой берут средние значения цены и величины спроса в интервалах их измерений:
Еdp=
Эластичность спроса по цене отрицательна, что является следствием закона спроса. Исключение составляет товар Гиффена, для которого эластичность спроса по цене положительна.
Спрос является:
Неэластичным при -1< |Еdp| ?0;
Эластичным при - ? < |Еdp| < -1.
Рассмотрим на примере, как изменяется объем выручки от величины спроса, и на кривой спроса отметим участки эластичного и неэластичного спроса.
(Дана таблица, в которой заполнены только два столбца – цена и величина спроса. Учащиеся вычисляют выручку и коэффициент эластичности по модулю, используя формулу дуговой эластичности, и рассчитав коэффициент определяют характер эластичности. )
Цена 1 кг картофеля (р.) |
Величина спроса (кг в день) |
Объём выручки (р.) |
Характер эластичности спроса |
Edp |
3,0 | 70 |
210,0 |
||
неэластичен |
0,48 |
|||
3,5 |
65 |
227,5 |
||
неэластичен |
0,60 |
|||
4,0 |
60 |
240,0 |
||
неэластичен |
0,74 |
|||
4,5 |
55 |
247,5 |
||
неэластичен |
0,90 |
|||
5,0 |
50 |
250,0 |
||
эластичен |
1,10 |
|||
5,5 |
45 |
247,5 |
||
эластичен |
1,35 |
|||
6,0 |
40 |
240,0 |
||
эластичен |
1,67 |
|||
6,5 |
35 |
227,5 |
||
эластичен |
2,08 |
|||
7,0 |
30 |
210,0 |
После заполнения таблицы строят кривую спроса – зависимость P(Q) и отмечают участки эластичного и неэластичного спроса, убеждаясь, что для линейной кривой спроса коэффициент эластичности не постоянен вдоль всей кривой, т.к. измеряет не абсолютное, а относительное изменение величины спроса в зависимости от относительного изменения цены.
При построении графика зависимости объема выручки от величины спроса, отмечают, что в точке В объем выручки достигает максимума и характер спроса изменяется: при движении из точки А в точку В со снижением цены объем выручки возрастал, что свидетельствует об эластичности спроса, затем при движении из точки В в точку С дальнейшее снижение цены вызывает падение выручки, что говорит о неэластичном спросе.
Результаты, полученные при рассмотрении графиков, при заполнении таблицы и при расчете коэффициента эластичности можно суммировать в одной таблице, которая называется “критерий общей выручки”.
Цена (P) |
Общая выручка (TR) |
Коэффициент эластичности (E) |
Спрос |
v |
^ |
> 1 |
Эластичный |
^ |
v |
> 1 |
Эластичный |
v |
v |
< 1 |
Неэластичный |
^ |
^ |
< 1 |
Неэластичный |
^ |
Неизменна |
= 1 |
Единичной эластичности |
v |
Неизменна |
= 1 |
Единичной эластичности |
Вывод: использование критерия общей выручки позволяет обойти некоторые трудности, связанные с применением формулы эластичности, и принципиально ответить на интересующий продавцов вопрос: повышать или снижать им цены на свой товар. Тем не менее, для ответа на вопрос, какую именно цену следует установить, чтобы общая выручка была максимальной, нам все же не обойтись без вычисления коэффициента эластичности спроса по цене для конкретных точек кривой спроса.