Обобщающий урок по теме: "Искусство Китая и Японии"

Разделы: МХК и ИЗО


В изучение темы входили:

Архитектура Японии и Китая

Садово-парковая архитектура. Виды садов Японии и Китая.

Традиционные ремёсла Японии и Китая. Икебана, иероглифы, одежда.

Тема урока: Изучение традиционного искусства: икебана.

Вид работ: коллаж с использованием сухих растений.

Цель урока:

  • Закрепление полученных знаний. Повышение творческого уровня учащихся.
  • Развитие художественно-творческих способностей, фантазии учащихся.
  • Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

Ход урока:

1. Проверка усвоения знаний:

A. Для проверки знаний детям предлагаются вопросы:

  1. Какая религия повлияла на архитектуру Японии и Китая?
  2. Как располагаются здания на фоне природного ландшафта?
  3. Дать название зданиям, которые строились в центре крупных столиц Японии и Китая.
  4. Дать название архитектурному объекту, построенному в честь деяния знаменитых людей.
  5. Знаменитая стена Китая.
  6. Храмы, выдолбленные в горах. Дать название, охарактеризовать.
  7. Как называются храмы на вершинах гор?
  8. Из какого материала строились пагоды? Их связь с живой природой, привести пример.
  9. Как называются жилища простого народа?
  10. Дать характеристику частям конструкции здания.
  11. Дать название японскому саду, где царит пустота.
  12. Сад, где посажена китайская вишня, дать название.
  13. Перечислить виды садов.

Начало урока построено в виде соревнования команд. Эта часть урока ведёт к обобщению и закреплению знаний. Класс делится на команды, за правильный ответ начисляются баллы.

Б. Кроссворд “Обаяние Востока”

Определить ключевое слово.

  1. Традиционные виды искусства по аранжировке цветов и растений (икебана)
  2. Традиционный вид письменных знаков (иероглифы)
  3. Искусство строительства зданий (архитектура)
  4. Священное сооружение в Японии или Китае, имеющее форму башни или павильона (пагода)
  5. Традиционный напиток Китая (чай)

2. Изучение нового материала:

Любовь к природе в Японии вливается в созерцании прекрасного. Культ красоты в крови у японцев.

Для выражения прекрасных чувств используют традиционную поэзию: хокку или хайку – это зависит от количества строк. Эти произведения очень короткие, всего 3-4 строки, главное в хокку – это смысл.

Средь холодных камней
Алый горный пион
Умывался росою
Земля холодна
Только хрупкий подснежник
Ей дарит тепло.

На что намекает автор? Что он показывает нам?

В Японии существует три важнейших понятия красоты:

ханами – любование луной,
цукими – любование луной,
юкими – любование снегами.

Всё, что связано с красотой прочно входит в жизнь людей Японии и Китая.

С развитием больших городов было уничтожено очень много лесов, но люди не могут жить в каменных джунглях без растений. Люди искали выход из этой ситуации и его нашли в Японии и Китае, где много людей, но мало земли. Люди находят место, где можно развести маленький садик, эти места они почитают и берегут. Если нет даже самого маленького садика, то люди покупают удивительные деревья, посаженные в цветочные горшки – это бонсай, высота которого не более 60 см. В Европу они были завезены только в XIV веке. Один цветок способен заменить японцу целый сад.

Есть у японцев традиционное искусство – аранжировка цветов, составление букетов и называется оно: икебана.

Учащиеся записывают в тетрадь новые слова: икебана, аранжировка “составление”.

Существует легенда о мастере композиции. У Сенно Рикю (знаменитого мастера чайной церемонии, который жил в 16 веке) был прекрасный сад, славившийся цветами повилики. Этот сад захотел увидеть сам правитель. Заранее предупредив хозяина, высокий гость прибыл в сад ранним утром. Но что же он увидел? Все цветы были срезаны, и только из одного была сделана икебана. “Почему ты так поступил?” - спросил удивлённый правитель. “Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, - ответил мастер, - а этот один – самый прекрасный – призван воплотить в себе красоту всего сада”. Мастер был щедро одарён.

Икебана – это древний вид искусства, возникший ещё в 3 веке до нашей эры. Икебана – это стиль аранжировки с её линейным построением. В Китае стали появляться различные направления для того, чтобы простыми способами выразить красоту. В классической икебане 3 линии построения пространства, асимметрия – обязательна. Основанием цветочной композиции служат вертикаль, горизонталь и нисходящая диагональ, которые символизируют небо, землю и человека.

Эти понятия олицетворяют гармонию и единство человека с природой.

Дополнительные материалы к уроку.

Символика времён года.

Японцы чувствуют неразрывную связь с природой. Каждое время связано с определёнными символами:

зима – это зимняя слива, снег, иней;
весна – пион, пение лягушек, обильный дождь, цветение плодовых деревьев, сакура;
лето – лотос, соловей, кукушка;
осень – хризантема, жёлтые листья, моросящий дождь.

Наглядные средства для учеников:

  1. Таблица: построение горизонтальное, вертикальное.
  2. Виды сосудов: вертикальные, горизонтальные
  3. Виды “бонсай”.
  4. Виды архитектуры Японии, Китая.

3. Выполнение творческого задания.

Необходимый материал для работы:

сухие растения, цветы.

Примерные творческие задания для урока по теме “Традиционные ремёсла Японии и Китая”.

  1. Коллаж из засушенных растений “Японская открытка”, оформляется сухими растениями, а затем дорисовывается архитектура и иероглифы.
  2. “Букет”: на бумагу наклеиваются в виде букета растения, а затем дорисовывается ваза или вазу можно наклеить согласно композиции.
  3. Изготовление японской бумажной куклы, работа с готовым силуэтом по образцу.
  4. Рисунок удлинённых пейзажей с использованием иероглифов.
  5. Изготовление бумажного веера.

4. Организационный момент.

Выставка готовых работ учащихся.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.