В изучение темы входили:
Архитектура Японии и Китая
Садово-парковая архитектура. Виды садов Японии и Китая.
Традиционные ремёсла Японии и Китая. Икебана, иероглифы, одежда.
Тема урока: Изучение традиционного искусства: икебана.
Вид работ: коллаж с использованием сухих растений.
Цель урока:
- Закрепление полученных знаний. Повышение творческого уровня учащихся.
- Развитие художественно-творческих способностей, фантазии учащихся.
- Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.
Ход урока:
1. Проверка усвоения знаний:
A. Для проверки знаний детям предлагаются вопросы:
- Какая религия повлияла на архитектуру Японии и Китая?
- Как располагаются здания на фоне природного ландшафта?
- Дать название зданиям, которые строились в центре крупных столиц Японии и Китая.
- Дать название архитектурному объекту, построенному в честь деяния знаменитых людей.
- Знаменитая стена Китая.
- Храмы, выдолбленные в горах. Дать название, охарактеризовать.
- Как называются храмы на вершинах гор?
- Из какого материала строились пагоды? Их связь с живой природой, привести пример.
- Как называются жилища простого народа?
- Дать характеристику частям конструкции здания.
- Дать название японскому саду, где царит пустота.
- Сад, где посажена китайская вишня, дать название.
- Перечислить виды садов.
Начало урока построено в виде соревнования команд. Эта часть урока ведёт к обобщению и закреплению знаний. Класс делится на команды, за правильный ответ начисляются баллы.
Б. Кроссворд “Обаяние Востока”
Определить ключевое слово.
- Традиционные виды искусства по аранжировке цветов и растений (икебана)
- Традиционный вид письменных знаков (иероглифы)
- Искусство строительства зданий (архитектура)
- Священное сооружение в Японии или Китае, имеющее форму башни или павильона (пагода)
- Традиционный напиток Китая (чай)
2. Изучение нового материала:
Любовь к природе в Японии вливается в созерцании прекрасного. Культ красоты в крови у японцев.
Для выражения прекрасных чувств используют традиционную поэзию: хокку или хайку – это зависит от количества строк. Эти произведения очень короткие, всего 3-4 строки, главное в хокку – это смысл.
Средь холодных камней
Алый горный пион
Умывался росою
Земля холодна
Только хрупкий подснежник
Ей дарит тепло.
На что намекает автор? Что он показывает нам?
В Японии существует три важнейших понятия красоты:
ханами – любование луной,
цукими – любование луной,
юкими – любование снегами.
Всё, что связано с красотой прочно входит в жизнь людей Японии и Китая.
С развитием больших городов было уничтожено очень много лесов, но люди не могут жить в каменных джунглях без растений. Люди искали выход из этой ситуации и его нашли в Японии и Китае, где много людей, но мало земли. Люди находят место, где можно развести маленький садик, эти места они почитают и берегут. Если нет даже самого маленького садика, то люди покупают удивительные деревья, посаженные в цветочные горшки – это бонсай, высота которого не более 60 см. В Европу они были завезены только в XIV веке. Один цветок способен заменить японцу целый сад.
Есть у японцев традиционное искусство – аранжировка цветов, составление букетов и называется оно: икебана.
Учащиеся записывают в тетрадь новые слова: икебана, аранжировка “составление”.
Существует легенда о мастере композиции. У Сенно Рикю (знаменитого мастера чайной церемонии, который жил в 16 веке) был прекрасный сад, славившийся цветами повилики. Этот сад захотел увидеть сам правитель. Заранее предупредив хозяина, высокий гость прибыл в сад ранним утром. Но что же он увидел? Все цветы были срезаны, и только из одного была сделана икебана. “Почему ты так поступил?” - спросил удивлённый правитель. “Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, - ответил мастер, - а этот один – самый прекрасный – призван воплотить в себе красоту всего сада”. Мастер был щедро одарён.
Икебана – это древний вид искусства, возникший ещё в 3 веке до нашей эры. Икебана – это стиль аранжировки с её линейным построением. В Китае стали появляться различные направления для того, чтобы простыми способами выразить красоту. В классической икебане 3 линии построения пространства, асимметрия – обязательна. Основанием цветочной композиции служат вертикаль, горизонталь и нисходящая диагональ, которые символизируют небо, землю и человека.
Эти понятия олицетворяют гармонию и единство человека с природой.
Дополнительные материалы к уроку.
Символика времён года.
Японцы чувствуют неразрывную связь с природой. Каждое время связано с определёнными символами:
зима – это зимняя слива, снег, иней;
весна – пион, пение лягушек, обильный дождь, цветение плодовых деревьев, сакура;
лето – лотос, соловей, кукушка;
осень – хризантема, жёлтые листья, моросящий дождь.
Наглядные средства для учеников:
- Таблица: построение горизонтальное, вертикальное.
- Виды сосудов: вертикальные, горизонтальные
- Виды “бонсай”.
- Виды архитектуры Японии, Китая.
3. Выполнение творческого задания.
Необходимый материал для работы:
сухие растения, цветы.
Примерные творческие задания для урока по теме “Традиционные ремёсла Японии и Китая”.
- Коллаж из засушенных растений “Японская открытка”, оформляется сухими растениями, а затем дорисовывается архитектура и иероглифы.
- “Букет”: на бумагу наклеиваются в виде букета растения, а затем дорисовывается ваза или вазу можно наклеить согласно композиции.
- Изготовление японской бумажной куклы, работа с готовым силуэтом по образцу.
- Рисунок удлинённых пейзажей с использованием иероглифов.
- Изготовление бумажного веера.
4. Организационный момент.
Выставка готовых работ учащихся.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.