Урок-зачёт по теме "Решение квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Оборудование: индивидуальные карточки для зачета, номера групп, оценочные таблицы, кружочки для подведения итогов.

Структура урока:

  1. Письменная работа ( 15 мин)
  2. Устный опрос (15 мин)
  3. Подведение итогов (10 мин)

Подготовка к зачету:

Класс делится на 7 равных групп по 4 человека. В каждой группе есть сильный ученик- консультант, который и будет принимать зачет у своих одноклассников. Консультанты сдают зачет учителю на несколько дней раньше. Также они вместе с учителем готовят карточки и прорешивают их. В каждой карточки по 5 заданий: 2 квадратных уравнения, одно из которых неполное, биквадратное уравнение или разложение квадратного трехчлена на множители, система уравнений, содержащая квадратное уравнение и задача. Консультанты, проверенные решения оформляют в отдельной тетради. Вопросы для теоретической части зачета вывешиваются в кабинете математики заранее.

Ход урока

В классе 7 столов, на каждом столе номер, у каждой группы тоже свой номер. Каждая группа садится за свой стол. Консультант раздает своим ребятам карточки. Они выполняют задания в рабочих тетрадях. По всем вопросам, которые возникают у учащихся в ходе решения, они обращаются к своему консультанту. Пока ребята решают, консультанты по одному опрашивают учащихся, проверяя знания теоретического материала и формул.

Вопросы по теории:

  1. Общий вид квадратного уравнения.
  2. Формула дискриминанта и первая формула нахождения корней квадратного уравнения.
  3. Формула сокращенного дискриминанта и вторая формула нахождения корней квадратного уравнения.
  4. Вид неполных квадратных уравнений и их решение.
  5. Приведенное квадратное уравнение и его решение с помощью теоремы Виета.
  6. Формула разложения квадратного трехчлена на множители.
  7. Вид биквадратного уравнения и метод его решения.
  8. Метод решения систем содержащих квадратное уравнение.

Если карточка решена и теория сдана консультант дает дополнительное задание, проверяет правильность выполнения карточки. Затем выставляет своему однокласснику две оценки за письменную работу и устный ответ. За дополнительное задание можно получить еще одну оценку.

Таким образом сильный ученик опрашивает трех ребят из своей группы. Затем консультанты свои оценки на листочках отдают учителю (за 7-10 минут до конца урока).

Учитель подходит к каждой группе с разносом на котором лежит 9 разных кружочков и предлагает ребятам выбрать один из них.

На каждом из кружочков написана одна из четырех фраз:

  1. Доверие
  2. Отвечают все.
  3. Доверяй, но проверяй.
  4. Ответ по выбору.

Если группа выбрала кружочек с надписью “Доверие”, значит учитель выставляет все оценки, которые поставил консультант, в журнал, т.е. доверяет этой группе.

Если группа выбрала – “Отвечают все”, значит учитель задает теоретические вопросы каждому члену группы. Если ребята отвечают на все вопросы верно, тогда учитель соглашается с оценками ассистента и также выставляет их в журнал. Но если кто-то отвечает не верно, то ему снижается оценка по теории и проверяется письменная работа. Консультанту также снижается оценка за зачет.

Если ребята выбрали – “Доверяй, но проверяй” - у всех забираются письменные работы и проверяются учителем. Если в работе допущены ошибки, то учащимся снижаются оценки за письменные работы и консультанту тоже.

Если выбрали “Ответ по выбору” - учитель выбирает одного учащегося из группы и спрашивает его по данной теме. Если все ответы верные, оценки выставляются в журнал, если допущены ошибки всей группе снижаются оценки по теории и по практике.

Практическая часть к зачету по теме “Решение квадратных уравнений”:

1. Решить уравнение:

а) 2х – 9х + 4=0 б) 3х-12х=0 в) х-8х+7=0
г) 2+ д) 4-36х=0 е) х-5х-1=0
ж) х-6х-16=0 з) 7х+9х+2=0 и) х+2х-15=0

2. Решить биквадратное уравнение:

а) 2х-19х+9=0 б) 3х-13х+4=0
в) х-8х-9=0 г) х-11х+18=0

3. Разложить на множители квадратный трехчлен:

а) 2х-3х-2 б) 3х+2х-1 в) 2х+5х-3
г) х-х-30 д) 3х+8х-3 е) х+х-42

4. Решить систему:

а) б) в)

5. Решить задачу:

1. В зале расставили одинаковыми рядами 48 стульев. Рядов оказалось на 8 больше, чем стульев в каждом ряду. Сколько стульев в каждом ряду и сколько рядов в зале?

2. У девочки были пятирублевые и двадцати рублевые монеты, всего на сумму 300 рублей. Сколько монет каждого вида было у девочки, если пятирублевых монет было на 10 больше, чем двадцатирублевых?

3. На турбазе имеются палатки и домики, всего их 25. В каждом домике живут 4 человека, а в палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток и сколько домиков, если на турбазе отдыхают 70 человек?

4. Прямоугольный участок земли обнесен забором, длина которого 40 м. площадь участка 96 м. найдите длины сторон участка.