Урок "Память" в 6-м классе

Разделы: Музыка


Тема четверти: “Музыкальная драматургия”.

Тема урока: “Память”.

Цели урока:

1. Воспитание патриотизма, сознательного уважения к истории Родины.

2. Развитие умения драматического анализа музыкального произведения. Закрепление навыков работы с ритмической основой мелодии.

3. Знакомство с музыкальными произведениями, посвящёнными теме Великой Отечественной войны.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте. Меня зовут Валерий Фёдорович. Я работаю в Центре

образования города Певека. Мы начинаем наш урок.

(Учитель исполняет песню “Память” муз. В. Колода, сл. С. Василенко)

Я живу на земле
За отца и за мать.
За солдат, что навеки
Остались лежать
Под Большой Лепетихой,
Под Каховкой, Орлом.
Под Геническом тихим,
Где мы с детства живём.

Припев:

Нужно жить за троих
И любить за троих,
Только горечь и боль
Не делите на них.
Они горькую чашу
Испили свою.
Они Родину нашу
Отстояли в бою.

(Учитель исполняет начальные такты мелодии песни “Священная война” муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача).

Учитель (продолжая наигрывать, проникновенно говорит): Шёл третий день войны.

Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет “Известия” и “Красная звезда” были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева – Кумача “Священная война”. Стихи потрясли композитора Александра Васильевича Александрова. В них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и чувства…

И песня зазвучала сама собой.

“Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Припев:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война”.

Впервые песня была исполнена 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

(Учитель исполняет)

“Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать”.

(С пафосом)

Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова – увести с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены. “Священная война” неслась над перронами вслед уходящим эшелонам, она разносилась над площадью, заставляя людей остановиться и выслушать её до конца.

“Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война”.

С этого дня песня прошла долгий и славный путь.

Но скажите, пожалуйста, почему в начале войны появилось именно такая песня, такой плакат? (обращается к плакату "Родина-мать зовет!")

Учащиеся: Потому что враги напали на нашу Родину, и нужно было собирать солдат для защиты Отечества. Эта песня должна была поддержать воинов на фронте и вдохновить их на подвиги.

Учитель: А почему родилась именно такая мелодия? (Наигрывает мелодию песни). Ведь с этими стихами можно спеть и другую мелодию, подходит ли она к этим словам? (Исполняет на мелодию песни “Плыла, качалась лодочка…”).

Учащиеся: Нет! Для таких стихов эта мелодия не подходит. Слишком лёгкая и весёлая мелодия. К этим стихам подходит мелодия А. Александрова. Она строгая, тяжёля, в жанре военного марша, призывающего всю страну на бой с врагов.

Учитель: Давайте, определим размер этой песни. Прохлопаем сильную долю.

(Работает вместе с учащимися)

Учащиеся: Три четверти.

Учитель: В этом размере, что у нас исполняется? (обращается к плакату)

Учащиеся: Вальс.

Учитель: Учёные высчитали, что наше сердце бьется на три четверти.

И А. В. Александров через трехдольный размер решил достучаться до сердца каждого, что Родина в опасности.

Но не только композиторы-песенники обратились в своем творчестве к теме войны, страшной и беспощадной. Композиторы симфонических жанров также не могли оказаться в стороне, ведь музыка – это тоже оружия, которое направлено на врага. И фрагмент одного из эпических полотен гения русской музыки мы сегодня услышим.

Но для начала хотелось бы напомнить, что тема нашей четверти “Музыкальная драматургия”.

Давайте вспомним, что это такое.

Для начала я хочу вас спросить: что такое драма? (обращается к плакату-словарю). В дословном переводе с греческого языка “Drama” - действие. Драматическое действие предполагает развитие, столкновение образов. Отсюда зарождается конфликт.

А в вашем классе бывают конфликты?

Учащиеся: Да, бывают.

Учитель: Сколько сторон участвует?

Учащиеся: Одна, две, три,- много. Весь класс!

Учитель: Значит, участие в действии может принимать не только два человека, но и много людей. И это действие связано с каким-либо конфликтом, противостоянием. Со словом “Драма” мы разобрались.

А как понять “Музыкальная”? С помощью чего создается такое действие?

Учащиеся: Ну, это действие, выраженное музыкальным языком, т. е. музыкой.

Учитель: Значит – музыкальная драматургия это….(музыкальные образы…)

Учащиеся: Музыкальные образы в действии, в развитии.

Учитель: А кто сочиняет музыку, кто создаёт музыкальные образы?

Учащиеся: Композитор.

Учитель: Верно. И вот об одном из таких создателей музыкальных образов мы и поведём речь.

На долю этого великого композитора выпало самое тяжкое и трудное время: годы Великой Отечественной войны, 900 дней и ночей блокады Ленинграда.

“Музыка, неудержимо рвалась из меня,- вспоминает он. С болью и гордостью смотрел я на любимый город. Как было не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников! Моим оружием была музыка”.

Услышав эту симфонию, один американский критик написал: “What devil can break the people capable of creating such great music…”(“Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобно этой…”).

А сейчас послушаем и мы. Временные рамки урока не позволяют прослушать произведение целиком. Мы постараемся тему “Музыкальная драматургия” проследить, прослушав фрагменты произведения.

(Звучит Главная партия 1-й части симфонии)

Учитель: В каком жанре написана Главная партия?

Учащиеся: Марш.

Учитель: По характеру, какая?

Учащиеся: Очень светлая, мощная, мирная.

Учитель: Изображающая образ Советской страны, народа, человека мирного труда.

Какие инструменты исполняют?

Учащиеся: Струнные.

Учитель: А вот как композитор показывает личную жизнь каждого человека.

(Звучит Побочная партия)

Учитель: (на фоне музыки открывает часть схемы) Тихая, застенчивая.

Обратите внимание на движение в басу.

Учащиеся: Покачивание. Покой, как “колыбельная”.

Учитель: Люди строят новую жизнь, мирную жизнь.

Обе темы дополняют друг друга и рисуют образ человека, как в жизни страны, так и в личной жизни.

Мы переходим к следующему эпизоду, который автор назвал “эпизод Нашествие”.

Почему так назвал и в чём его особенность, мы постараемся разобраться.

(Звучит 1-я вариация)

Учитель: Какие инструменты исполняют тему?

Учащиеся: Издалека звучит барабанная дробь. Какая-то дудка.

Учитель: А ведь еще с шестнадцатого века барабан и флейта были войсковыми инструментами, создающими ритм походного марша или атаки. И здесь вы слышите, как какая-то флейточка под барабанную дробь ведет незатейливую, почти шутовскую и совсем пока не страшную мелодию. Напойте мне её. (Поют вместе с учителем)

Это песня?

Учащиеся: Нет. (Если “Да”. Какие слова можно положить, можно ли пропеть?)

Музыка скачкообразная, рваная, резкая.

Учитель: А в каком жанре написана?

Учащиеся: Марш.

Учитель: Это торжественный марш, свадебный, траурный?

Учащиеся: Военный, игрушечный.

Учитель: Как будто двигаются марионетки. Пошлые и тупые.

Слушаем дальше.

(Звучит 4-я вариация)

Учитель: Тема изменилась?

Учащиеся: Нет. Исполняют другие инструменты, громче, как будто подходят ближе.

(Звучит 7-я вариация)

Учитель: А что здесь происходит?

Учащиеся: Тема снова не изменилась.

Учитель: А что тогда наводит на нас всеобъемлющий ужас? Какими музыкальными средствами воспользовался композитор.

Учащиеся: Музыка стала громче, ближе, объёмней, добавились инструменты: соло духовых и лязг скрипок с ударными.

(Звучит 9-я вариация) (открывает следующую часть схемы)

(Говорит на фоне музыки)

Мы чувствуем что-то кровавое, железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вот, вот оно, это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас.

Это фашизм!

Учитель: А сейчас что происходит с нашей темой?

Учащиеся: Она стала злей, масштабней, страшней.

Учитель: Давайте вспомним, какая она была в начале. (Играю 1-ю вариацию)

Незатейливый марш, не предвещающий ничего угрожающего, злого.

Вы подумайте, какой формой мог воспользоваться композитор?

(Говорю тихо) Тема одна и та же, она не изменилась. Но с каждым разом она обрастает как снежный ком.

На мне в течение дня меняются варианты одежды, но сущность (тело) одно и то же. (Подходя к плакату.) Как же в музыке называются варианты одного и того же?

Учащиеся: Вариации.

Учитель: Правильно.

Тема разрослась и приняла черты военной машины, она обрастает железом и кровью. Идёт по людским жизням. Тяжело, с оглушительным грохотом, торжествуя, движется прямо на нас!!!

(Звучит 11-я вариация.)

Учитель: А вы услышали ещё один мотив? Он очень маленький в сравнении с той мощной зарисовкой картины фашизма. Я вам его напомню. (Играю тему Сопротивления.)

Что это может быть?

Учащиеся: Это наши встали на защиту Родины. Это мотив Сопротивления.

(Открывается следующая часть схемы)

(Звучит тема Битвы) (открыть плакат или ряд плакатов)

(говорит на фоне музыки)

Завязывается битва небывалого напряжения. Слышатся крики, боль, стоны! Мы слышим небывалое столкновение двух сил. Вот, вот сейчас что-то произойдет!…

(Звучит Реприза Главной партии)

Учитель: Вам это ничего не напоминает?

Я вижу на ваших лицах недоумение. Это звучит та самая Главная партия, звучавшая вначале Первой части. Какая она стала?

Учащийся ….

Учитель: Она изменилась до неузнаваемости, подобно людям, вошедшим в пламя войны, испытавшим ужас, страдания, боль и наполняющийся гнев к врагу. Мирный марш звучит как траурный марш по погибшим. Но слёз нет, плакать некогда, когда враг у ворот.

(Звучит Кода)

Учитель: Слышите. Снова эта барабанная дробь и тема Нашествия. Война продолжается.

(Открывается последняя часть схемы)

Вот так автор с беспощадной правдивостью нарисовал реальные картины мира и войны. Он передал в музыке величие и героизм своего народа, показал страшную силу врага и всю напряжённость смертельной схватки.

Но скажите мне, пожалуйста, какие же музыкальные образы использовал автор для раскрытия этой идеи (снова обращается к схеме)

Учащиеся: Образ Нашествия и образ Сопротивления.

Учитель: Есть музыкальная драматургия?

Учащиеся: Есть.

Да, вы правы - это и есть великолепнейшее воплощение понятия "Музыкальная драматургия"

Это был фрагмент первой части Седьмой симфонии великого русского композитора Дмитрия…, а вот фамилию этого гения мы узнаем, решив маленький кроссвордик. Выберите правильный ответ, но учитывайте количество букв в слове!

1) Что испытывали наши люди, узнав о внезапном нападение фашистской германии?

(ШОК, ПОТРЯСЕНИЕ, УЖАС.)

2) Какую команду подаёт командир артиллерийской батареи?

(ПЛИ, ОГОНЬ, ЗАЛП.)

3) Что должен преодолеть солдат, чтобы победить?

(СТРАДАНИЯ, СМЕРТЬ, СТРАХ.)

4) Какая наземная техника помогает русскому солдату?

(ТАНКИ, САМОХОДКИ, “КАТЮШИ”.)

5) Какой род войск защищал небо Родины?

(ДЕСАНТ, АЭРОСТАТЫ, АВИАЦИЯ.)

6) Что до сих пор снится фронтовикам?

(КОШМАР, ТРАГЕДИЯ, СЛЁЗЫ.)

7) Какую задачу ставил Гитлер перед своими войсками, вероломно вторгаясь на территорию нашей страны?

(ЗАХВАТ, ОККУПАЦИЯ, ПОРАБОЩЕНИЕ.)

8) Что чаще всего слышали жители блокадного Ленинграда?

(ВЗРЫВЫ, КАНАНАДУ, ГРОХОТАНИЕ.)

9) Как русский народ называл гитлеровцев?

(НЕЛЮДИ, ЗАХВАТЧИКИ, ИЗВЕРГИ.)

10) Кто главное действующее лицо на войне?

(ПОЛКОВОДЕЦ, ЧЕЛОВЕК, ВОИН.)

Это великий Дмитрий Дмитриевич Шостакович, создавший гигантское музыкальное полотно о грозном бедствии человечества Седьмую “Ленинградскую” симфонию.

С историей жизни этого гениального музыканта вы познакомитесь дома. Поможет вам в этом специально подготовленные книжки. Это и будет вашим домашним заданием.

Но современное искусство так же обращает свои взоры на прошедшую войну. Какие художественные фильмы вы смотрели о Великой Отечественной войне?

Учащиеся: “В бой идут одни старики”.

Учитель: Это рассказ о фронтовой жизни “Поющей эскадрильи”, (открыть плакат) геройски сражающейся с врагом в небе Родины и крепко дружащей с песней. Помните, знаменитая… (Напевает первую фразу "Смуглянки")

Давайте и мы на минуту представим, что мы на фронте, что мы маленький полковой оркестрик. К нам пришли гости и мы должны выступить перед ними. Идёт война, времени на репетиции нет. В любой момент по тревоге нас могут поднять в небо. Берём музыкальные инструменты и создаем ритмический аккомпанемент: “Дум, та, та, ти.” (4 восьмых прогон несколько раз)

Внимание. Приготовились. “От винта!”

(Учитель и учащиеся исполняют песню “Смуглянка” А.Новикова-Шведова.)

1. Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать:
“Станем над рекою
Зорьки летние встречать!”

Припев:

Раскудрявый клён зелёный, лист резной,
Я влюблённый и смущённый пред тобой.
Клён зелёный, да клён кудрявый,
Да раскудрявый, резной!

Как вы помните, почти все музыканты “Поющей эскадрильи” погибли. Но они живут в нашей памяти. Война затронула всех, в том числе и меня. Семь моих родственников не вернулись домой с той самой войны. И снова война среди нас в израненных телах и душах участников афганской, двух чеченских войн, в свежих могилах воинов и памятниках героям.

И снова песни- памятники появляются на музыкальном небосклоне.

Послушайте, пожалуйста.

(Исполнение песни "Облака" слова и музыка Владимира Егорова.)

(Учитель исполняет песню, знакомя учащихся с музыкальным материалом.)

1. Над землёй бушуют травы.
Облака плывут как павы.
А одно, вон то, что справа,-
Это я…
Это я…
Это я –
И мне не надо славы.

2. Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить- и вся награда,
Нам бы жить,
Нам бы жить,
Нам бы жить –
А мы плывём по небу.

3. Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем,
Ах, зачем,
Ах, зачем,
Зачем нас убивают?

4. А дымок над отчей крышей
Всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама, ты услышишь
Голос мой,
Голос мой,
Голос мой,
Всё дальше он и тише.

5. Мимо слёз, улыбок мимо
Облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака,
Облака,
Облака -
И нету им предела!

Учитель. О чём эта песня?

Учащиеся. О погибших солдатах, души которых превратились в облака. И они бесконечны.

Учитель. Это произведение написано давно или недавно?

Учащиеся. Наверное, недавно.

Учитель. Совершенно верно, потому что в ней чувствуется в первую очередь не война, а память о войне. Эту песню написал непрофессиональный композитор. Текст перед вами.

Поём вместе.

(Технология разучивания с последующим исполнением. Учащиеся исполняют песню вместе с учителем.)

Учитель: В конце нашего урока, я бы хотел, чтобы вы ответили мне на несколько вопросов. Эти вопросы с вариантами ответов лежат перед вами.

(Учитель зачитывает вопросы и варианты ответов.

Учащиеся отмечают понравившиеся ответы.

Сдают их учителю.)

Вопросы к уроку

(нужное отметить в квадрате)

1. Как Вы считаете, память это…?

а) Лишнее в жизни.

б) Дань традиции.

в) Гордится прошлым, и любить Родину.

2. Появилось ли у вас желание после сегодняшнего урока прослушать Седьмую “Ленинградскую” симфонию Д.Д.Шостаковича?

а) Фрагменты.

б) Первую часть.

в) Всю до конца.

3. Взволновала ли вас музыка военных лет?

а) Нет.

б) Так себе, есть повеселее.

в) Очень. Хочу больше узнать о ней.

4. После этого урока, как вы будете относиться к ветеранам и участникам

Великой Отечественной войны?

а) Никак.

б) Так же.

в) С уважением и благодарностью.

Учитель: Я себе позволил немного просмотреть результаты тестов.

СПАСИБО.

Ведь этот тест не оценка вас. Это оценка моего урока, меня: сумел ли я с помощью музыки убедить вас, что верить, любить, жить – это в первую очередь – помнить.

Не случайно я начал и завершаю свой урок песней, с которой вы не знакомы. Песня называется “Память”. Музыку этой песни сочинил я на слова фронтовички Софьи Васильевны Василенко с Украины.

(Садится за рояль и играет попурри на основе использованных в течение урока мелодий)

Памятники бывают из камня, глины, мрамора, дерева. А мы сегодня изучили музыкальные памятники, в том числе и мой. Памятники народу - победителю, который освободил землю Русскую и всю Европу от фашистской чумы и продолжает уничтожать зверей в человеческом облике, чтобы мы были счастливы.

И мы должны об этом помнить.

(Учитель исполняет песню “Память” музыка Валерия Колоды, слова Софьи Василенко.)

II куплет.

Где же силы нам взять,
Чтобы сильными быть.
Чтобы, так как они
Нашу землю любить.
Нужно помнить о долге
Пред теми, кто пал.
Кто когда-то на Волге
Сталинград отстоял.

Припев:

Нужно жить за троих
И любить за троих.
Только горечь и боль
Не делите на них.
Они горькую чашу
Испили свою.
Они Родину нашу
Отстояли в бою.

Учитель: “Если хочешь поссорить народ – лиши его разума.

Если хочешь уничтожить народ – лиши его памяти”

В РОССИИ ЭТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. До свиданья!

РЕЗЕРВ

А на прощание я предлагаю исполнить всеми нами любимую песню:

“День Победы”

муз. Д. Тухманова сл. В. Харитонова.

I куплет.

День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк…
Были вёрсты обгорелые в пыли –
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!

II куплет.

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей…
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

III куплет.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе…
Пол – Европы прошагали, пол – Земли –
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Наш урок окончен. До свидания!

(Под музыку учащиеся выходят из класса)

Приложение №1: Партитура песни “Память”.

Приложение №2: Книжка учащегося к уроку “Память”.