В условиях внедрения современных технологий во все сферы современного общества, задача освоения и приобретения соответствующих знаний школьным учителем становится все более актуальной. В связи с увеличением информационного потока и развитием ИКТ в методике преподавания школьных дисциплин помимо традиционных классических средств обучения появляются новые электронные средства обучения. При проведении урока с использованием средств информационных технологий учитель может предложить учащимся познакомиться с новой темой и проверить свои знания при помощи контрольных заданий.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно–образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.
Включение компьютерных технологий в процесс обучения становится необходимым и неизбежным. Применение информационных технологий и средств мультимедиа преобразовывает систему современного образования, делая необходимым интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, адаптируясь к индивидуальным возрастным особенностям, повышая творческий потенциал и независимость учителя.
“Перестановка слагаемых”. (Слайд №1. Приложение 1)
Цель урока: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике, закрепить умения составлять две суммы и две разности к рисунку, закрепить изученные случаи сложения и вычитания, сравнения однозначных чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность; воспитывать позитивное отношение к урокам математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами в стихах, раздаточный счетный материал( по 2 треугольника и по 3 квадрата на каждого учащегося), картинки с изображениями Маши и Миши.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
Ребята, наша знакомая Маша приготовила сегодня для Миши много нового и интересного. Но вы же знаете, что Миша еще мал и ему нужна ваша помощь, чтобы выполнить все задания Маши. А еще Маша приготовила загадку о слагаемых, и мы вместе с Мишей постараемся ее разгадать.
III. Повторение пройденного. Устный счет.
1. Работа у доски группы учащихся.
а) Найти значения сумм и разностей. б) Сравнить выражения.
2. Геометрический материал.
Рассмотрите внимательно картинку (Слайд №2. Приложение 1, все картинки на слайде появляются последовательно автоматически). Что изображено? Из каких геометрических фигур состоят цыплята, солнце?
Аналогичная работа по слайду №3 (Приложение 1, все картинки на слайде появляются автоматически). Кто изображен на картинке? Где живут пингвины? Из каких геометрических фигур составлена картинка? На какую фигуру похожа льдина? (Многоугольник).
2. Арифметическая пятиминутка. Поставить правильный знак < , > , = . (Слайд №4, Приложение 1, записи появляются автоматически, после устных вычислений каждого выражения ответ, записанный красным и знаки< , > , = появятся по щечку мыши каждый).
Как будем сравнивать? (Сначала нужно вычислить: от 6 отнять 1 получится 5, от 5 отнять 1 получится 4. от 5 отнять 2 получится 3. Теперь сравним полученные числа: 4 больше, чем 3).
Обратить внимание учащихся на третью строку. Можно ли в этом выражении поставить знак, не вычисляя его? (7-3 меньше, чем 7+3, так как при вычитании число7 уменьшилось на 3 единицы, а при сложении – увеличилось на 3 единицы).
3. Задачи в стихах.
а) Слайд №5, Приложение 1. 5 голубей появляются автоматически, следующие два – по щелчку.
Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
б) Слайд №6. Приложение 1. 7кошек появляются автоматически, 1 по щелчку.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят.
А один - сметаны просит.
Сколько же котяток? (7+1=8)
в) Слайд №7. Приложение 1. Собаки появляются последовательно автоматически, две косточки перемещаются по щелчку.
Шесть косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика
Осталось костей? (6-2=4).
4.Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием. Пояснить записи к рисунку. Слайд №8. Приложение 1.. Эффекты слайда выставлены автоматически.
Три помидора и еще два помидора – это пять помидоров. Проверим сложение вычитанием. Чтобы найти неизвестное слагаемое, из суммы вычтем известное слагаемое и наоборот.
5.Подготовка к введению новой темы. Составить две суммы две разности к рисунку.
Слайд №9. Приложение 1.. Улитки появляются автоматически: сначала 3, затем еще 5. Запись каждого примера после обсуждения - по щелчку.
-Сколько улиток ползет? (3 улитки). Сколько улиток их догоняет? (5 улиток). Сколько всего улиток ползет? Составьте две суммы к рисунку. (3+5=8, 5+3=8).
IV. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Новая тема.
Ребята, вы помогли Мише справиться с заданиями. Настало время разгадать загадку Маши.
1. Практическая работа. Слайд №10. Приложение 1. Две синие книги появятся автоматически после смены слайда. Число 2, красные книги, число 3 – по щечку после каждого заданного вопроса, + и = - автоматически, число 5 и стопка книг, слова “ слагаемые”, “сумма” – по щелчку после каждого ответа на вопрос для подтверждения сказанного.
Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги). Положите на парту слева столько же треугольников.
Сколько книг в красных обложках? (3 книги). Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.
Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на партах? (5).
Как получили число 5? (К 2 прибавили 3).
Как запишем сумму? (2+3=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/
Как называется число 2 при сложении? (Первое слагаемое).
Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое).
Как называется число 5? (Значение суммы).
/Смена слайдов, переход к слайду №15. Приложение 1.. Слайд меняется по щелчку мыши после обсуждения. Число 5 и пять книг появляются один за другим после одного щелчка/
А теперь посмотрите на экран: что произошло? (Синие и красные книги поменялись местами).
Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные). Сколько их? (3).
Какие книги на втором месте? (Синие). Сколько их? (2).
Сколько всего книг? (5).
Поменяйте местами свои фигурки на партах.
Сколько теперь треугольников и сколько квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).
Сколько всего фигур? (5).
Составьте сумму (3+2=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/
Как теперь называются числа? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).
Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)
Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)
Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась.)
Слайд №16. Приложение 1. Автоматически появится первая запись. Чтобы перейти ко второй – щелкнуть мышью.
Ребята, мы помогли Мише разгадать загадку.
2.Закрепление правила о перестановке слагаемых. Слайд №17. Приложение 1. Изображение появится автоматически после смены слайдов, выражение по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.
Что видим на слайде? (Шагают 1 обезьяна и 3 мышки)
Составьте сумму к слайду? (1+3=4)
/Смена слайдов, переход к слайду №22. Приложение 1. Изображение появится автоматически после смены слайдов, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного/
Что теперь произошло? (3 мышки и 1 обезьяна поменялись местами)
Какую сумму теперь составим? (3+1=4)
Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
Слайд №23. Приложение 1. Смена слайда произойдет по щелчку, появятся 4 дельфина. Еще 3 – автоматически после предыдущих, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.
Сколько плывет дельфинов? (4)
Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)
Составьте сумму к слайду. (4+3=7)
/Смена слайдов, переход к слайду №27. Приложение 1. Смена слайда произойдет по щелчку, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного/
Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)
Какую сумму теперь составим? (3+4=7)
Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
3. Работа по учебнику.
Задание №1.
Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто на ней изображен? Что делают Маша и Миша? (Считают сливы.)
Сколько слив на столе? (3 большие и 4 маленькие – всего 7 слив.)
Какую сумму записал Миша? (3+4)
Какую сумму записала Маша? (4+3)
Сравните эти суммы? (Они равны.)
Почему Миша и Маша записали разные суммы? Кто из них прав?
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменилась.
Задание №2.
Вычислить значения сумм. Сделать вывод по каждому столбику примеров.
Задание №3.
Вписать пропущенные числа так, чтобы значения сумм стали равными. Взаимопроверка.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление темы урока.
Работа в печатных тетрадях.
Задание №1.
Дополнить математические записи к рисункам. Подчеркнуть значения сумм.
Четыре кружочка и пять кружочков – это 9 кружочков. Запишем сумму 4 + 5 = 9.
Пять кружочков и еще четыре кружочка – это тоже 9 кружочков. Запишем сумму 5 + 4 = 9.
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменилась.
Задание №2.
Воспользоваться записями в рамке и записать значения сумм.
3 и 5 это 8, 5 и 3 это тоже 8.
4 и 5 это 9, 5 и 4 это тоже 9.
От перестановки слагаемых сумма не изменилась.
Задание №3. Самостоятельная работа учащихся.
Поставить между суммами правильный знак < , > , = . Взаимопроверка.
Подготовка к выполнению задания №4. Слайд №28. Приложение 1. Каждое выражение после его обсуждения появляется по щелчку в подтверждение сказанного.
В каждой тройке чисел одно является значением суммы двух других. Составить две суммы и две разности из этих чисел. Найти значения сумм и разностей.
Что перед нами? (Домино)
Сколько точек в верхнем окошке домино? (5)
Сколько точек в нижнем окошке? (2)
Составьте две суммы, используя правило о перестановке слагаемых. /Сверяем свои выводы с результатами на слайде/
А как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое)
Используя это свойство, составьте две разности к рисунку. /Сверяем свои выводы с результатами на слайде/
Задание №4 выполняется учащимися самостоятельно. Взаимопроверка.
VIII. Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке? С каким правилом познакомились? Что произойдет, если поменять местами слагаемые?
Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!