Открытый урок изобразительного искусства по теме: "Жостовские подносы"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей художественного промысла Жостово.
  2. Рассказать о разнообразии форм подносов и композиционных схемах.
  3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории и традициям.
  4. Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
  5. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками).

Оборудование и материалы:

  1. Жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями.
  2. Художественные материалы.
  3. Заготовка для слова “Жостово”.
  4. Плакаты со схемами композиций и этапами росписи подносов.
  5. Заготовка макета подноса, покрытая черной тушью (для учеников и учителя).
  6. Надпись на доске “Расписные подносы”.
  7. Видео-фильм (фрагмент) “Народные промыслы” “Художественные букеты”.

План урока

  1. Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
  2. Отгадывание слова – название села Жостова – 5 минут.
  3. Просмотр фрагмента фильма “Жостовские букеты” - 3 минуты.
  4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 3 минуты.
  5. Постановка художественной задачи – 1 минута.
  6. Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
  7. Подведение итогов и просмотр работ – 3 минуты.

Ход урока

Беседа. На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.

В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или “скатертные”, достигали размеров стола, а маленькие “закусочные” - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные.

Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село.

А теперь мы отгадаем название этого села (по нему и получили свое название эти подносы)

  • Прошу детей назвать это село. Если никто не может назвать, то отгадываем по буквам (по типу игры “Поле чудес”)

Теперь мы узнали как называется этот народный промысел.

  • Что же так поражает и восхищает в этих подносах?

А теперь мы посмотрим фрагмент фильма о росписи подносов

img1.gif (1285 bytes)

Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы?

  • Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.

(Показ фильма “Жостовские букеты”.)

Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это и букет, и венок, и полувенок.

Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название:

  1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
  2. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
  3. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
  4. Прокладка. Уточняются многие детали.
  5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
  6. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
  7. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
  8. Уборка. Украшение борта подноса.

Давайте и мы попробуем на заготовленных круглых бумажных тарелочках изобразить один крупный цветок с листиками.

Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе.

Идет практическая часть (звучит народная музыка). Дети работают над росписью своего подноса.

В конце прошу детей поднять свои работы и показать мне и друг другу свои подносы. Подводятся итоги.