Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей художественного промысла Жостово.
- Рассказать о разнообразии форм подносов и композиционных схемах.
- Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории и традициям.
- Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
- Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками).
Оборудование и материалы:
- Жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями.
- Художественные материалы.
- Заготовка для слова “Жостово”.
- Плакаты со схемами композиций и этапами росписи подносов.
- Заготовка макета подноса, покрытая черной тушью (для учеников и учителя).
- Надпись на доске “Расписные подносы”.
- Видео-фильм (фрагмент) “Народные промыслы” “Художественные букеты”.
План урока
- Беседа об истории жостовского художественного промысла – 5 минут.
- Отгадывание слова – название села Жостова – 5 минут.
- Просмотр фрагмента фильма “Жостовские букеты” - 3 минуты.
- Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи – 3 минуты.
- Постановка художественной задачи – 1 минута.
- Практическое выполнение задания поэтапно за действием учителя – 20 минут.
- Подведение итогов и просмотр работ – 3 минуты.
Ход урока
Беседа. На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.
В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или “скатертные”, достигали размеров стола, а маленькие “закусочные” - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные.
Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.
“Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство”.
Именно расписные подносы прославили это подмосковное село.
А теперь мы отгадаем название этого села (по нему и получили свое название эти подносы)
- Прошу детей назвать это село. Если никто не может назвать, то отгадываем по буквам (по типу игры “Поле чудес”)
Теперь мы узнали как называется этот народный промысел.
- Что же так поражает и восхищает в этих подносах?
А теперь мы посмотрим фрагмент фильма о росписи подносов
Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы?
- Конечно же особым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи.
(Показ фильма “Жостовские букеты”.)
Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это и букет, и венок, и полувенок.
Как вы видели из фильма, мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название:
- Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
- Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
- Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
- Прокладка. Уточняются многие детали.
- Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
- Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек.
- Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
- Уборка. Украшение борта подноса.
Давайте и мы попробуем на заготовленных круглых бумажных тарелочках изобразить один крупный цветок с листиками.
Я буду показывать каждый этап на доске, а вы работайте у себя на подносе.
Идет практическая часть (звучит народная музыка). Дети работают над росписью своего подноса.
В конце прошу детей поднять свои работы и показать мне и друг другу свои подносы. Подводятся итоги.