Цели:
- Ознакомление с распознаванием спряжения глагола по неопределенной форме.
- Совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов настоящего и будущего времени.
- Развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.
- Повышать интерес учащихся к изучению русского языка.
Оборудование:
- Портреты волшебных героев (мэр Ударение, рыцарь Неопределенная форма).
- Две таблицы со знаменами городов.
- Таблица-алгоритм.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Деление класса на две команды.
У. Ребята, пожелайте себе успехов. Закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:
Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.
Желаю вам творческих удач. Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Но сначала минута чистописания.
2. Чистописание. (Рисунок 1)
У. Что вы можете сказать об этих блоках?
Д. Это окончания глаголов первого и второго сопряжения.
3. Работа с предложением.
Б. . резов…. роща звенит от песен птиц.
- вставить орфограммы,
- разобрать предложение по членам и частям речи.
- определить спряжение глаголов.
У. Как определяем спряжение глагола?
В каком случае так определяется спряжение глагола?
4. Работа по теме урока.
4. 1. У. Сегодня на уроке мы продолжим тему “Спряжение глаголов”. Вы уже умеете определять спряжение глаголов с ударными окончаниями. Сегодня вы будете учиться писать безударные окончания глаголов.
4. 2. Актуализация знаний.
У. Вы уже много знаете о глаголе. Проведем игру “Аукцион”. На аукцион выставляется грамматическая единица “Глагол”. Побеждает команда, знающая больше о глаголе и сказавшая последнее слово о нём.
4. 3. У. Покажите, что вы умеете определять спряжение. Для этого мы отправимся с вами в путешествие по стране Глаголи, мэром которой является Ударение. (Рисунок 2) В этой стране есть два города: Первоспряженск и Второспряженск.
Однажды жители обоих городов - глагольчики отправились в лес за грибами. Вдруг лес окутал густой туман, и они заблудились. Как им попасть домой? Помогите глагольчикам - распределите слова – глаголы по городам Первоспряженск и Второспряженск.
Запись слов под диктовку в два столбика:
шалить, ползет, творит, вопят, найдут, несут, молчишь, говорит, спешишь, долетят, отвезут, сберегут, живешь, шумит, веду.
У. Что общего во всех этих глаголах?
Д. Ударные окончания.
У. Как определить спряжение глаголов?
Д. Если окончание ударное, ставим глагол в форму третьего лица множественного числа: -ут, -ют первое спряжение, -ат, -ят второе спряжение.
На доске:
Тон. . т, свет. . т, игра. . т, вар. . т.
У. Остались только эти глагольчики. Куда их определим? Чем похожи эти слова? Какие у вас возникли мысли по определению спряжение данных глаголов? Нет догадок?
Слушайте сказку дальше и вы все поймете.
Остались эти глагольчики в лесу. Только к утру выбрались они на поляну и увидели на ней рыцаря на белом коне. (Рисунок 3) “Ты кто?” - спросили его глагольчики. “Я рыцарь Неопределенная форма. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг”. Посмотрели глагольчики, на флаге написано “Что делать? Что сделать?” (Рисунок 4).
У. Ребята, действительно рыцарь носит имя, которым назвался, что это подтверждает?
Д. Вопросы.
У. “А вы кто?” - спросил в свою очередь рыцарь. “Мы глагольчики из Первоспряженска и Второспряженск. , Только вот без нашего мэра Ударения мы не можем вспомнить, кто из какого города”. “Ах, значит, вы глагольчики с безударным окончанием? – догадался рыцарь. – Ну, вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в ваши города. И я вас отведу. Только, чур, по одному, а то моему верному коню слишком тяжело”. Рыцарь превращал глагольчиков в неопределенную форму. Если галгольчик в неопределенной форме оканчивался на –ить, рыцарь отвозил его в город Второспряженск, если же у глагольчика в неопределенной форме перед окончанием –ть была какая-нибудь другая буква, не и, то рыцарь отвозил его в Первоспряженск.
У. Определим, какие глаголы живут в Первоспряженске, а какие во Второспряженске. Напишем безударные окончания глаголов.
Первое спряжение: | Второе спряжение: |
тонуть - тонет | варить - варит |
играть - играет | светить - светит |
Вывод: Ребята, попробуйте перевести эту грамматическую сказку на язык науки. О чем здесь идет речь? Что нового для себя открыли?
Если у глагола безударное окончание, нужно:
- поставить его в неопределенную форму;
- определить какая гласная стоит перед –ть: если и – второе спряжение, если другая буква-первое спряжение.
Чтение правила на стр. 197.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление.
6. 1. У. А теперь поупражняемся в определении спряжения глагола по его неопределенной форме.
а) Узнайте спряжение глаголов. (упр. 455)
б) Узнайте спряжение глаголов, напишите глагол во втором лице единственного числа, обозначьте ударение.
Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять. (Мечтать - мечтаешь)
в) Игра “Будь внимателен”.
(Учащиеся показывают спряжение глаголов с помощью сигнальных карточек. )
Победить, побеждать, отправлять, отправить, потерять, находить, разрушать, разрушить.
6. 2 Словарная работа.
Запись словарных слов под диктовку. Задание: образовать от существительных глаголы в неопределенной форме, определить спряжение.
Беседа, дежурные, завтрак, путешествие, работа, рисунок, ужин.
6. 3 Сообщение учителя о словах-исключениях в русском языке.
У. Русский язык очень древний, многое в нём изменилось за 700 лет. В русском языке есть слова, не подчиняющиеся никакому правилу, их называют словами – исключениями О них вы узнаете позднее.
6. 4. На доске таблица-алгоритм. (Рисунок 5)
У. Мне понравилась ваша работа. А теперь маленький сюрприз. Как вы думаете, какое назначение этой таблицы?
У. Кто попробует объяснить, как пользоваться данным алгоритмом?
7. Итог урока.
У. Вы проделали серьезную научную работу. Что нового открыли для себя?
Д. Мы узнали как определять спряжение глаголов по неопределенной форме.
У. Спасибо за урок.
У. А какая команда – лучший знаток русского языка? (подсчет жетонов и объявление команды-победителя).
Домашнее задание.