Цели урока:
- Образовательные – обеспечить повторение, обобщение, систематизацию материала темы. Создать условие контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
- Развивающие – способность формированию умений применять приемы: обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности.
Тип урока: проверка знаний и умений.
Формы организации урока: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счет (разминка).
3. Проверка теоретических знаний . (6 – 9 вопросов).
4. Графический диктант (маршрут покорения).
5. Вершина “Историческая”.
6. Вершина “Задачи”.
7. Пьеса “2=5” (отдых).
8. Вершина “Художественная”. Пик “Строительный”.
9. Домашнее задание.
10. Итог урока.
1. Организационный момент. (Слайд № 1)
Мы с вами в III четверти путешествовали по Царству обыкновенных дробей. Сегодня мы должны повторить, обобщить тему “Обыкновенные дроби”, показать умение складывать, вычитать смешанные числа.
Умение находить дробь от числа, число по заданному значению дроби.
На время данного урока мы станем альпинистами, покорителями горных вершин.
Определим, что необходимо взять для покорения горных вершин Царства “Обыкновенных дробей”.
2. Устный счет. “Разминка” (Сигнальные карточки). (Слайд № 2)
Класс разбивается на 2 половины. (2 человека у доски).
Учащиеся с помощью сигнальных карточек “ДА”, “НЕТ” показывают ученикам у доски правильность решения примеров.
Сделайте соответствие число – буква.
3. “Теоретический опрос”.
- Дайте определение обыкновенных дробей.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Что показывает черта дроби?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какая из этих дробей ‹ 1?
- Какая из этих дробей = 1?
- Какая из этих дробей › 1?
- Как сложить (вычесть) обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?
Выберем маршрут нашего покорения вершин знаний.
на доске
- “ДА” - ?
- “НЕТ” - -
4. Графический диктант (в тетради). (Слайд № 3)
Верно ли утверждение:
Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга, выставляют оценки.
(На экране указаны правильные ответы).
5. Вершина “Историческая”. (Слайды № 4, 5)
1 ученик
Первой дробью, наверное, была дробь ?. Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:
В древнем Китае вместо черты использовали точку:
Индийцы записывали так:
Первым дробную черту ввел итальянский ученый Фибоначчи.
Дроби на Руси называли долями, а позже “ломанными” числами. (VIII в.)
2 ученик
У нас есть поговорка “Попал в тупик, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “Попал в дроби”. Она означает, что человек, попавший в дроби, попал в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики (т.к. общих приемов действий с дробями и записи дробей не было. Мы начинаем изучать их уже в младших классах).
Учитель
Задача нашего урока – показать, что обыкновенные дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно складывать, вычитать, находить дробь от числа, число по заданному значению дроби.
6. Покорим вершину “Задачи” (повторим). (Слайды № 6, 7)
1). Правило нахождения дроби от числа.
2). Правило нахождения числа по заданному значению дроби.
Решить задачу двумя способами.
Задача 1
Урок длится 45 минут. На подготовку к покорению вершин мы затратили 2/3 урока. Сколько времени осталось на само восхождение?
1 способ
1). 45 : 9 ·2 = 10 (минут);
2). 45 – 10 = 35 (минут).
2 способ
1). 1 – 2/9 = 7/9 (урока);
2). 45 : 9 ·7 = 35 (минут ) на восхождение.
Самостоятельная работа по рисунку
Длина шага розовой пантеры 1 м 20 см, длина шага сыщика составляет 2/3 от шага пантеры. Сравните длину шагов.
1). 120 : 3 · 2 = 80 (см)
2). 120 – 80 = 40 (см) шаг пантеры длиннее.
Длина шага сыщика 78 см, что составляет 3/5 от шага пантеры. Какой шаг у розовой пантеры?
1). 78 : 3 · 5 = 26 · 5 = 130 (см) = 1м 30см длина шага пантеры
Проверяют в парах.
7. Пьеска: “2=7 и 2=5”
Учитель. Ну что, Петров? Что же с тобой делать?
Петров. А что?
Учитель. Весь год ты ничего не делал, ничего не учил. Что тебе теперь ставить в ведомости, прямо не знаю.
Петров. (угрюмо глядя в пол). Я, Иван Иваныч, научным трудом занимался.
Учитель. Да ты что?! Каким же?
Петров. Я решил, что вся наша математика неверна и . . . доказал это!
Учитель. Ну и как же, товарищ Великий Петров, вы этого добились?
Петров. А-а, что там говорить, Иван Иваныч! Я же не виноват, что Пифагор ошибался и этот . . . Архимед!
Учитель. Архимед?
Петров. И он тоже. Ведь говорили, что три равно только трем.
Учитель. А чему же еще?
Петров. (торжественно). Это неверно! Я доказал, что 3 = 7!
Учитель. Как это?
Петров. А вот, смотрите: 15 – 15 = 0. Верно?
Учитель. Верно.
Петров. 35 – 35 = 0 – тоже верно. Значить, 15 – 15 = 35 – 35. Верно?
Учитель. Верно.
Петров. Вынесем общие множители: 3(5 – 5) = 7(5 – 5). Верно?
Учитель. Точно!
Петров. Хе-хе! (5 – 5) = (5 – 5). Это тоже верно?
Учитель. Да.
Петров. Тогда все вверх дном: 3 = 7!
Учитель. Ага! Так, так, Петров, дожили.
Петров. Я не хотел, Иван Иваныч. Но протии науки . . . не погрешиш!
Учитель. Понятно. Смотри: 20 – 20 =0. Верно?
Петров. Точно!
Учитель. 8 – 8 = 0 – тоже верно. Тогда 20 – 20 = 8 – 8. Тоже верно?
Петров. Точно, Иван Иваныч, точно.
Учитель. Вынесем общие множители: 5(4 – 4) = 2(4 – 4). Верно.
Петров. Верно!
Учитель. Тогда все, все, Петров, ставлю тебе “2”!
Петров. За что, Иван Иваныч, за что?
Учитель. А ты не расстраивайся, Петров, ведь если мы разделим обе части равенства на (4 – 4), то 2 = 5. Так ты делал?
Петров. Ну, допустим.
Учитель. Вот я тебе и ставлю “2”, не все ли равно. Согласен?
Петров. Нет, я не согласен. Это не правильно!
8. Вершина “Художественная”. (Слайды № 8, 9)
Пик “Строительный”.
Ответьте на вопросы:
- Какие числа называются смешанными?
- Как выделить целую часть из неправильной дроби?
- Как записать число в виде неправильной дроби?
Смешанные числа - новые для вас
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учим, учим правила, готовимся к уроку!
Половина учеников класса выполняет самостоятельную работу “Ромашки”, а другая половина решает тест (строит забор).
А сейчас в нашем классе построим забор и посадим ромашки.
Для этого вам необходимо раскрасить ромашки, выполнив предварительно задание (задание предлагается в 4 вариантах – дифференцированно, правильные ответы соответствуют одинаковым цветам лепестков).
Первый и третий ряды выполняют самостоятельную работу “Ромашки”, второй ряд – тест “Забор”.
Предлагается наборное полотно и карточки из 5 заданий. Каждое задание содержит 4 варианта ответов, один из которых верный. В результате выполнения действий на наборном полотне вы построите “заборчик” из верных ответов (он же во время проверки появляется на доске).
На доске зеленая клумба на которую ученики прикалывают ромашки.
Самостоятельная работа “Ромашки”
Найдите значения выражений.
Решите уравнения.
На доске наборное полотно для строительства забора.
Тест “Забор”
9. Домашнее задание
Решив уравнение, вы узнаете номер домашней работы.
10. Итог урока.
На уроке вы смогли убедить меня в том, что умеете складывать и вычитать смешанные числа. Уверенно находите дробь от числа, число по заданному значению дроби. Хорошо сравниваете обыкновенные дроби.
Спасибо за урок.
Счастливого вам плавания в Царство десятичных дробей на белоснежных парусниках (ученикам вручаются рисунки парусников).