Зачет в 9-м классе по теме: "Электролитическая диссоциация"

Разделы: Химия


Цели и задачи урока:

Проверить прочность знаний по изученной теме, умение писать полные, сокращенные ионные уравнения реакций, характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений.

Продолжить развитие умений общаться во время работы в группах и объективно оценивать результаты работы товарищей, проводить самоанализ и контроль.

Оборудование и реактивы:

Растворы щелочей (NaOH, КОН), растворы кислот (HNO3, H24, НCl), растворы солей (CuSO4, NaCl, CuCl2, Na2СО3, NaNO3, Na24, СаСО3, ZnSO4), вода, фенолфталеин. Таблица “Растворимость солей, оснований, кислот”.

В начале изучения темы “Электролитическая диссоциация” учащиеся должны быть предупреждены, что на последнем занятии по этой теме будет проведен зачет. Учащимся предлагаются вопросы, которые затем будут вынесены на зачет и план самоподготовки к зачету.

Класс делится на группы, во главе каждой консультант. У консультантов находятся оценочный лист своей группы, который выглядит следующим образом:

Фамилия, имя Оценка Итог
1 этап 2 этап 3 этап
Иванов Петр        
Сидоров Владимир        
Петрова Мария и т.д.        

Зачет состоит из двух теоретических и экспериментального этапов. На 1 этапе (теоретическом) проходит обсуждение вопросов темы внутри группы, один человек отвечает, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответы своего товарища. У каждой группы свои вопросы. Их число соответствует составу группы. Затем группа работает над решением экспериментальной задачи. Если группа не справляется с заданием или возникают неясные вопросы, то на помощь приходит учитель. В этом случае оценка консультанту и членам группы снижается.

Во время урока учитель может контролировать деятельность любой группы. Допустим, две группы работают над экспериментальной задачей, одна – над теоретической частью, одна под контролем учителя. Учитель задает вопросы фронтально.

Если группа успешно сдала зачет по эксперименту, она получает новое задание по составлению уравнений реакций в полном и сокращенном ионном виде. Задания дифференцированы, поэтому каждому учащемуся предлагается самостоятельно выбрать уровень задания, с которым он справится. Задания при этом не повторяются.

В конце урока консультанты и учитель подводят итоги. Оценка за зачет учащимся объявляется на следующем уроке после проверки индивидуальных работ по карточкам.

Ход зачета

1. Теоретическая часть (1 этап).

Варианты вопросов для 1 группы:

1) Что такое ЭДС? Основные положения теории ЭДС.

2) Какие вещества называют электролитами и неэлектролитами? Приведите примеры.

Какой тип химической связи в этих веществах?

3) Какие реакции называют реакциями ионного обмена? При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?

4) Каков механизм ЭДС при растворении в воде веществ с ионной и ковалентной полярной связями?

5) Дайте определение кислотам с точки зрения теории ЭДС. Каковы химические свойства кислот?

6) Дайте определение солям с точки зрения теории ЭДС. Каковы химические свойства солей?

7) Дайте определение основаниям с точки зрения теории ЭДС. Каковы химические свойства оснований?

8) Что называют степенью диссоциации, от чего она зависит? Понятие о сильных и слабых электролитах.

2. Экспериментальная часть.

Варианты заданий для групп:

1) Выберите из предложенного перечня реактивов вещества, взаимодействие между

которыми можно изобразить в виде сокращенного ионного уравнения реакции:

Си2+ + 2ОН- > Си(ОН)2

Проведите эту реакцию, отметьте ее признаки. Напишите молекулярное уравнение реакции.

2) Какая из этих реакций практически осуществима?

НNO3 + NaCl

Na2CO3 + H2SO4

NaNO3 + HCl

Допишите уравнение реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде, проведите ее и отметьте признаки реакции.

3. Теоретическая часть (2 этап).

Индивидуальная работа по карточкам.

Варианты дифференцированных заданий:

Уровень А:

Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:

а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия;

Уровень В:

При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:

а) Ва(NO3)2 и Na2CO3;
б) Na2CO3 и НNO3;
в) Al2(SO4)3 и K3PO4;
г) AgNO3 и HCl;

Уровень С:

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и запишите их в полном и сокращенном ионном виде:

а) CaCl2 + AgNO3 AgCl + Ca(NO3)2
б) Na2CO3 + ВаCl2 BaCO3 + NaCl
в) HCl + NaOH NaCl + H2O