Цели и задачи урока:
Проверить прочность знаний по изученной теме, умение писать полные, сокращенные ионные уравнения реакций, характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений.
Продолжить развитие умений общаться во время работы в группах и объективно оценивать результаты работы товарищей, проводить самоанализ и контроль.
Оборудование и реактивы:
Растворы щелочей (NaOH, КОН), растворы кислот (HNO3, H2SО4, НCl), растворы солей (CuSO4, NaCl, CuCl2, Na2СО3, NaNO3, Na2SО4, СаСО3, ZnSO4), вода, фенолфталеин. Таблица “Растворимость солей, оснований, кислот”.
В начале изучения темы “Электролитическая диссоциация” учащиеся должны быть предупреждены, что на последнем занятии по этой теме будет проведен зачет. Учащимся предлагаются вопросы, которые затем будут вынесены на зачет и план самоподготовки к зачету.
Класс делится на группы, во главе каждой консультант. У консультантов находятся оценочный лист своей группы, который выглядит следующим образом:
Фамилия, имя | Оценка | Итог | ||
1 этап | 2 этап | 3 этап | ||
Иванов Петр | ||||
Сидоров Владимир | ||||
Петрова Мария и т.д. |
Зачет состоит из двух теоретических и экспериментального этапов. На 1 этапе (теоретическом) проходит обсуждение вопросов темы внутри группы, один человек отвечает, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответы своего товарища. У каждой группы свои вопросы. Их число соответствует составу группы. Затем группа работает над решением экспериментальной задачи. Если группа не справляется с заданием или возникают неясные вопросы, то на помощь приходит учитель. В этом случае оценка консультанту и членам группы снижается.
Во время урока учитель может контролировать деятельность любой группы. Допустим, две группы работают над экспериментальной задачей, одна – над теоретической частью, одна под контролем учителя. Учитель задает вопросы фронтально.
Если группа успешно сдала зачет по эксперименту, она получает новое задание по составлению уравнений реакций в полном и сокращенном ионном виде. Задания дифференцированы, поэтому каждому учащемуся предлагается самостоятельно выбрать уровень задания, с которым он справится. Задания при этом не повторяются.
В конце урока консультанты и учитель подводят итоги. Оценка за зачет учащимся объявляется на следующем уроке после проверки индивидуальных работ по карточкам.
Ход зачета
1. Теоретическая часть (1 этап).
Варианты вопросов для 1 группы:
1) Что такое ЭДС? Основные положения теории ЭДС.
2) Какие вещества называют электролитами и неэлектролитами? Приведите примеры.
Какой тип химической связи в этих веществах?
3) Какие реакции называют реакциями ионного обмена? При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?
4) Каков механизм ЭДС при растворении в воде веществ с ионной и ковалентной полярной связями?
5) Дайте определение кислотам с точки зрения теории ЭДС. Каковы химические свойства кислот?
6) Дайте определение солям с точки зрения теории ЭДС. Каковы химические свойства солей?
7) Дайте определение основаниям с точки зрения теории ЭДС. Каковы химические свойства оснований?
8) Что называют степенью диссоциации, от чего она зависит? Понятие о сильных и слабых электролитах.
2. Экспериментальная часть.
Варианты заданий для групп:
1) Выберите из предложенного перечня реактивов вещества, взаимодействие между
которыми можно изобразить в виде сокращенного ионного уравнения реакции:
Си2+ + 2ОН- > Си(ОН)2
Проведите эту реакцию, отметьте ее признаки. Напишите молекулярное уравнение реакции.
2) Какая из этих реакций практически осуществима?
НNO3 + NaCl
Na2CO3 + H2SO4
NaNO3 + HCl
Допишите уравнение реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде, проведите ее и отметьте признаки реакции.
3. Теоретическая часть (2 этап).
Индивидуальная работа по карточкам.
Варианты дифференцированных заданий:
Уровень А:
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:
а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия;
Уровень В:
При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:
а) Ва(NO3)2 и Na2CO3;
б) Na2CO3 и НNO3;
в) Al2(SO4)3 и K3PO4;
г) AgNO3 и HCl;
Уровень С:
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и запишите их в полном и сокращенном ионном виде:
а) CaCl2 + AgNO3 AgCl + Ca(NO3)2
б) Na2CO3 + ВаCl2 BaCO3 + NaCl
в) HCl + NaOH NaCl + H2O