В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе.
Педагогический приём “Своя опора” А. Гина отчасти помогает решить проблему ученика, улучшить качество его знаний по предметам гуманитарного цикла.
Формула педагогического приёма достаточно проста: учащийся составляет авторский опорный конспект изучаемой или ранее изученной темы. В данном случае, опорно-логическая схема даёт возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.
Данный педагогический приём позволяет реализовать принцип свободы выбора, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип идеальности.
- Принцип свободы выбора предполагает, что в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, ученику необходимо предоставлять право выбора, право творчества. Важным условием является то, что право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
- Принцип деятельности предполагает, что ученик будет осваивать знания и умения преимущественно в форме деятельности. Знание должно становиться инструментом для получения образования, ученик должен с ним работать. Знание не должно становить залежами не нужного старья на задворках интеллекта ученика. Это будет развивать его навыки самообразования, что немало важно в современных условиях.
- Принцип обратной связи предполагает регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи “ученик – ученик”, “ученик – учитель”.
- Принцип идеальности позволяет максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, успешности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия.
При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.
При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации.
При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга.
Однако применению данного педагогического приёма требует некоторой подготовленности учащихся. Необходимо поэтапно переходить к работе с опорно-логическими схемами, отработав навыки:
- Выделять главное, существенное в учебном материале;
- Правильно определять и графически обозначать причинно-следственные связи;
- Правильно считывать информацию из блоков-схем.
При обучении работе с опорно-логическими схемами следует представлять учебный материал в виде удобных для усвоения информационных блоков и модулей, включающих набор матриц с обозначением причинно0следственных связей между ними.
Матрицы следует располагать в определённой последовательности разбивая материал на блоки, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По степени значимости матрицы делятся на основные и дополнительные.
При этом информация будет считываться в несколько этапов, выделяя материал в отдельные блоки.
По теме “Быт древних славян” опорно-логическая схема может выглядеть так:
При составлении опорно-логических схем следует вводить знаки (возможно использование символов, известных учащимся при изучении других наук) и использовать приёмы и способы краткой записи, что существенно экономит время для записи.
- Педагогический приём “Своя опора” может быть использован:
- При изучении нового материала (допускается постепенное укрупнение изучаемых единиц абзац, пункт, параграф, глава);
- При закреплении пройденного материала на уроке;
- При подготовке домашнего задания;
- При организации работы в группах, в парах;
- В конкурсе на “лучшую шпаргалку”;
- При итоговом повторении и т.д.
Возможны разнообразные задания с использованием опорно-логических схем: составить схему, развернуть схему в текст или речь, использовать для ответа схему соседа по парте, друга и т. д.
Однако не следует прибегать к совершенному упрощению учебного материала, это может привести к потере ценного исторического материала.
Желаю удачи!